Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Мировоззрение, его исторические формы. Структура мировоззрения.
Философия в системе культуры. Предмет и функции философии.
Специфика философских проблем и структура философского знания.
Философия Древнего Китая и Древней Индии.
Основные этапы развития античной философии. Учение Платона об идеях и идеальном государстве.
Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика.
Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения.
Взаимосвязь философии и науки в эпоху Нового времени. Эмпиризм и рационализм.
Социально-политические идеи эпохи Просвещения.
Немецкая классическая философия.
Философия марксизма.
Русская религиозная философия.
Гуманистические тенденции в развитии социально-философской мысли Беларуси.
Философия ХХ века и ее основные направления.
Философское понимание бытия. Метафизика и онтология.
Материя и ее основные атрибуты (движение, пространство, время). Эволюция представлений о материи в истории философии.
Диалектика как учение о развитии. Основные законы диалектики.
Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие.
Сознание, его происхождение и структура.
Общественное сознание, его структура и формы.
Сознание и бессознательное.
Мышление и язык.
Проблема познаваемости мира в философии.
Чувственное и рациональное в познании, их взаимосвязь.
Проблема истины в философии. Практика как критерий истины.
Научное познание. Специфика, уровни, формы и методы научного познания.
Общество как развивающаяся система. Основные сферы жизни общества.
Формационный и цивилизационный подходы к пониманию развития общества. Специфика законов общественного развития.
Роль культуры в жизни общества. Ценностные приоритеты в современном мире.
Глобализация современного мира. Сущность глобальных проблем современности.
Все эти обозначенные проблемы философии присутствуют в той обобщающей формулировке основных тем философии, которую дал Кант: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? А поскольку философия при решении всех проблем ориентирована на человека и высшие нравственные ценности (каким надо быть, чтобы быть человеком?), он свёл три свои вопроса к четвертому: что есть человек?
Функции философии:
Мировоззренческая – философия способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром и другими людьми. Философия как рационально-критическая форма мировоззрения – важнейшая ценностно-регулятивная система, она формирует ценностные установки и ориентации человека, которые воплощаются в его деятельности и поведении.
Познавательная – одна из основополагающих функций философии. Философия имеет целью адекватное достоверное познание действительности.
Методологическая – философия вырабатывает фундаментальные идеи, принципы и правила познавательной деятельности человека, методы познания окружающей действительности. Она разрабатывает понятийно-категориальный аппарат познания, который помогает человеку мыслить точно и концептуально.
Критическая – философия подвергает сомнению наличное знание, исследует его философские основания и предпосылки, способы обоснования и границы. Это расширяет границы познания, увеличивает степень обоснованности и достоверности знания.
Конструктивно-эвристическая – философские основания участвуют в перестройке нормативных структур науки и картины мира, помогают строить новые теории.
Аксиологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – моральных, этических, идеологических и т.д.
Социальная – философия исследует общество, историю, современное состояние и тенденции его развития, выявляет его структуру, движущие силы, вскрывает противоречия, ищет пути совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция – культивирование гуманистических ценностей и идеалов, формирование ценностных установок и ориентаций человека, поиск смысла жизни человека.
Прогностическая функция – на основании критического анализа истории развития культуры, общества, познания, науки и их современного состояния философия способна вырабатывать категориальные матрицы, идеи и принципы, которые являются избыточными (опережающими) по отношению к наличной культуре и позволяют прогнозировать тенденции ее развития.
СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
В общем виде специфика философской проблематики указана уже в самом термине «философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Что же означает любить мудрость?
Во-первых, это означает, что человек в своем отношении к миру и самому себе не склонен полагаться лишь на авторитет, веру, традицию. Он стремится сам, силой своего индивидуального мышления проникнуть в тайны мироздания. В этом коренится отличие философии от религии и мифологии, которые основаны на силе традиции и непререкаемости авторитета (Писания, жреца и т.п.). Философия всегда персональна. Она несёт на себе отпечаток личности и мировоззрения автора.
Во-вторых, основанием философии является знание, а не вера. Философия является формой критического отношения к миру, она не довольствуется лишь констатацией существующего, она нацелена на выяснения первопричин, сущностных оснований мира. Философия – форма рационально-теоретического знания. Данная черта роднит философское и научное знание, но между ними существует и различие.
С этим связана третья особенность философии. Если научное знание безразлично к проблемам смысла человеческой жизни, его предназначению и ценностным ориентациям, то философия именно отношение человека к миру делает своим непосредственным предметом. Философия – это знание о месте и роли человека в мире. Поскольку эти проблемы всегда волновали, волнуют и будут волновать человека, их можно назвать вечными философскими проблемами.
Таким образом, философия – это рационально-критическая форма мировоззрения, осмысливающая сущностные основания мира и культуры, а также статус человека в мире посредством теоретического (рефлексивного) знания.
В структуре философского знания выделяют 4 основных раздела: онтология, гносеология, философская антропология и социальная философия.
Онтология – это философское учение о бытии. В него входят вопросы: что есть Универсум; что такое сознание, как оно возникло; что есть человек и какое место занимает он в мире; в чем различие и взаимосвязь объективной и субъективной реальности; на каких структурных принципах основано мироздание; что такое материя, пространство, время, движение, существует ли их социокультурная специфика и в чем она проявляется; каковы различные стратегии взаимодействия человека и природы.
Гносеология – это философская теория познания. В ней исследуются следующие проблемы: познаваем ли мир в принципе, безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы; как мы получаем знание о мире, как мы можем удостовериться в том, что полученные результаты не заблуждение, а истина. Это также проблема многообразия форм познания (религиозное, художественное, научное, философское, обыденное и т.п.), статуса и перспектив науки в современном мире.
Философская антропология ориентирована на исследование специфики бытия сознания, сущности человека и многообразия форм его бытия в культуре; соотношения биологического, социального и духовного в человеке. Это также понимание человека как единства личности, индивида и индивидуальности; значимости для человека таких экзистенциальных форм его бытия, как любовь, страх, ненависть, одиночество, абсурд и др.
Социальная философия ориентирована на понимание человека как общественного существа. В центре ее внимания – исследование общества как целостной самоорганизующейся и саморазвивающейся системы, анализ механизмов развития общества и многообразие форм его исторического развития. Актуальными проблемами социальной философии являются проблемы соотношения политики и власти, общества и государства, пути и механизмы формирования гражданского общества.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Др. Индия. В Ведах и Упанишадах (первых священных книгах Индии XII – VII в.в. до н.э.) наряду с религиозными идеями содержатся умозрительные представления о едином и многосоставном мировом порядке (Рита, Легенда о Пуруши), целостной духовной субстанции (Брахмана), индивидуальной душе (Атмана), перерождении душ (их бессмертии), согласно закону воздаяния (Карма).
Различия между каноническими школами индийской философии (ведантой, санкхъей, йогой, вайшешикой, мимансой) и неканоническими (джайнизмом и буддизмом) заключается в том, что с точки зрения последних интуитивный опыт конкретного человека непосредственно открывает истину и кладется в основу абстрактной системы, а с точки зрения первых – личный опыт приобретает законность, только опираясь на тексты откровений, которые изложены в Ведах.
Религиозно-философские учения того времени получили в основном этическую направленность. Наибольшую известность приобрел буддизм, ставший впоследствии мировой религией. Основная идея буддизма: освобождение от страданий (понимаемое ранним буддизмом как психологическая реальность) путем нирваны (букв. «затухание», «остывание»), когда человек, потеряв все связи с внешним миром, представление о собственном Я, собственные мысли, сливается с неизменной и невыразимой полнотой бытия, как капля впадает в океан. Нирвана – это духовный покой без напряжения и конфликта.
Поскольку главная
задача индийской философии
Оппозицию буддизму составила школа Чарвака. Философы этой школы считали, что единственной реальностью является материя. Все, что есть в мире, состоит из четырех элементов (вода, земля, воздух, огонь). Целью человеческой жизни является наслаждение, а не отказ от желаний.
Др. Китай. Своеобразна культура и философия Древнего Китая. Китайский народ представляет собой загадочное и неповторимое явление в истории: старейший из всех существующих, он уже в глубокой древности представлял собой один из образованных и культурных народов. Но, достигнув известной степени цивилизации, и остановились на ней и до настоящего времени сохранили ее почти без изменений. Традиционализм как черта китайской цивилизации сохраняет свою значимость и до наших дней.
Другой китайской особенностью была его географическая изолированность. От всего мира Китай был отгорожен горами, пустынями и морями. Сами китайцы называли свою страну Поднебесная, а себя считали высшей расой и презирали соседние с ними народы.
Китайское государство на всем протяжении его истории – типичная восточная деспотия. Во главе государства – самодержавный правитель с неограниченной властью, которая передавалась по наследству. Все китайцы, независимо от своего социального уровня, считались слугами царя.
Жизнь китайцев строго ритуализирована и регламентирована. Различия между слоями общества отражались во всем: образе жизни, одежде и даже в питании. Патриархальный уклад жизни, широко развитый культ предков, религиозные воззрения оказали влияние на формирование философского мышления.
Следует отметить, что в Др. Китае мифология была слабо развита. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми.
Философия в Китае возникает в период VIII – III в.в. до н.э. Это период «борющихся царств», в то же время его часто называют «золотым веком китайской философии». В этот период свободно и творчески развивались шесть основных философских школ, среди которых наиболее популярными являлись даосизм и конфуцианство.
В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Кроме того, китайская философия не систематизирована, так как мало была связана даже с той наукой, которая была в Древнем Китае. Она характеризовалась слабым развитием древнекитайской логики, низким уровнем рационализованности.
Осн. школы – конфуцианство и даосизм.
Конфуцианство. Родоначальником древнекитайской философии считается Кун Фу-цзы (Конфуций). Он был историком и государственным деятелем, основателем учения, которое представляет собой философию морали, облаченную в религиозную форму. Конфуций был причислен государством к лику святых.
Конфуций преклонялся перед древними книгами и вообще перед стариной. Большую часть своей жизни он упорядочивал и составлял комментарий к «Книге перемен».
Этическое начало воззрений Конфуция нашло свое выражение его в соответствующих высказываниях и поучениях. Основными принципами этического учения Конфуция считались следующие:
Конфуцианцы стремились к осмыслению проблемы места человека в жизни общества и рассматривали возможности становления человека как гражданина, изменения общества в лучшую сторону. Но позитивную модель этих изменений видят не грядущем, а в образцах добропорядочной старины (легенда о золотом веке). Вот почему в конфуцианстве большое значение придается ритуалу, этикету традиции.
На основе своих нравственных принципов Конфуций разработал правила управления государством. Это управление было уподоблено им управлению колесницей: справедливый, образованный император правит, чиновники – вожжи, закон и мораль – узда, уголовное наказание – вожжи, народ – лошади.
Моделью государственного устройства он считает семью. Отец – государь, подданные – дети. Конфуций выступал против чрезмерного насилия. «Умело держишь вожжи, лошади побегут сами».
Даосизм. Основоположником традиционно считают Лао-цзы. Даосизм основан на древнем, принадлежащим Востоку миросозерцании, по которому коренной причиной всего существующего признается высшее вечное духовное существо, а человеческие души – излиянием (эманацией) этого существа.
Основные понятия:
ДАО – имеет два значения:
1) субстанция, от которой произошёл весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически ёмкую пустоту. Дао означает всеединое. Оно не имеет ни имени, ни формы; неслышимо, невидимо, непостигаемо, неопределяемо, но совершенно. Оно корень всего, мать всех вещей.
2) путь, по которому должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира. Лао-цзы ищет пути к гармонии между человеком и Дао. Человек, который способен слиться с Дао (путем) и отказаться от заботы общества, будет счастлив и здоров и проживет долгую жизнь.
ДЭ (добродетель) – проявление Дао. «Незрим образ Дао, когда оно действует, когда оно приносит людям пользу».