Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Вопросы к экзамену по философии
1,Предмет
философии, её функции и
Философия - это теоретически
разработанное мировоззрение, система
самых общих теоретических
Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.
Функции:
1) мировоззренческая
- с помощью фил у чела
2)Теоретико-познавательная
- фил. познает мир, новые
3) Ценностно-ориентационная - фил. анализирует ценности и ориентирует чела на них.
4) Интегративная
- философия соединяет все
5) Критическая
- критически анализирует
6)Прогностическая - фил. анализирует соц. Происш. и предсказывает всякую
7) аксиологическая – соц. нравственные, эстетические ценности.
8)методологическая
– применение определенных
Структура философии:
1)Онтология-
сердцевина (онто - бытие, логос-учение)
фил. дисциплина изучает
3)логика- учение о законах и принципах мышления
4)Этика – учение о нравственности, морали
4)Эстетика-
учение о красоте, прекрасном,
о законах и принципах красоты.
7)Философ.
антропология- учение о человеке
(существование человека как
8) философия науки – учение о науке
9) философия техники
10) аксиология – учение о ценностях
Специфика философии:
- Одного
языка, понятного всем
2,Мировоззрение, его структура и исторические типы (миф, религия, философия).
Понятие мировоззрения
и исторического развития. Мировоззрение
- это взгляд на мир и положение
человека в этом мире, оценка и характеристика
взаимоотношений человека и мира.
Мировоззрение формировалось
3,Культурные
и социальные предпосылки
Философия —
один из самых древнейших способов
постижения мира и определения человеком
своего места в нем. Предпосылки
возникновения философии: взаимодействие
в культуре мировоззренческого и
категориально-логического
Социальные
предпосылки возникновения
Возникновение философии хронологически относится к рубежу VIII–II вв. до н. э. В это время в разных частях света — на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции — набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле.
Человек в этот период становится настоящей личностью — одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные представления о мироздании.
Философия зародилась
в очагах цивилизации:— Древней
Индии;— Древнем Китае;—
Родоначальниками философии принято считать:— Лао-цзы (Китай);— Кун-цзы (Китай);—Шакьямуни (Индия);— Заратустра (Персия);— Иеремия (Палестина);— Аввакум (Палестина);— Даниил (Палестина) — Фалес (Древняя Греция);
— Анаксимен (Древняя Греция); — Анаксимандр (Древняя Греция).
Эти мудрецы сформулировали важнейшие философские понятия и представления.
Философия появилась в результате сращения мифологических и пранаучных порядков:
— от мифологии философии досталась предметная сфера, тематическая область, проблематика;
— с наукой философию единит демонстрация, способ фиксации, удостоверения результатов, аппарат обоснования.
Главной заслугой
первых философов было различение мысли
и предмета мысли. Они положили начало
рационализации, которая трансформировала:
героическое правдоподобие в
гражданское жизнеподобие; обряд
в норму; традицию в закон; быт
в бытие; не подвластное уму чувственно-
Философия пришла
на смену мифологической картине
мира и помогла рационально
В древней философии присутствовали: осмысление окружающего мира; понятие бытия человека в мире; поиск гармонии во взаимоотношениях мира и человека.
Важнейшие качества человека для древней философии: знания, справедливость, добродетель.
С самого начала в философии были заложены основы гуманизма — учение о человеке как наивысшей ценности и цели общественного развития.
Философия возникла как способ рационально-понятийного осмысления мира и человека в нем, впоследствии став органичным единством научного знания и жизненной мудрости.
Основной
темой древней философии
4,Античная
философия: этапы развития, основные
философские школы,
Античная
философия — философия
Периодизация по смене основных проблем
Школы:
Милетская школа (7-5 век до н.э, Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Др. Греция.) «Из чего всё?» - их главный вопрос.По их определению в основе всего находится первичная субстанция.
Школа Пифагора «Всё есть число». Они объясняли все события на основе чисел и их соотношений.
Гераклит и элеаты. ( Парменид, Зенон, Гераклит) «Истина достигается размышлением»Геракклитовская философия резко критиковалась элеатами) Геракл. Интересует изменение и движение,а элеаты думают как это всё интерпритировать.
Атомисты. Левкипп и Демокрит ( по демокриту – есть атомы и пустота)
Школа Сократа ( натурфилософы) ( рассуждения о прекрасном, движение от общего к событиям, а не наоборот) Элидо-эретрийская школа . Одна из сократических школ.
Школа Софистов( учителя мудрости) « человек есть мера всех вещей»
Аристотель В философии Аристотель различал: теоретическую часть – о бытии, его частях, причинах и началах; практическую – о человеческой деятельности; поэтическую – о творчестве.
Эпикур Греческий философ – материалист и атеист эпохи эллинизма. Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения.
Неоплатонизм. Высшая ступень философии достигается, согласно неоплатоникам, не посредством опыта и разума, а путем мистического экстаза.
5,Расцвет
античной философии.
5-3 вв. до н.э. Что такое человек, что такое общество. 1) Платон (школа философов). Родоначальник объективного идеализма (т.е. реально существует некое духовное начало, которое породило из себя материальный мир). Мир представляет единство двух уровней: 1)мир вещей (временные, матер, несовершен) 2)мир идей (вечные, абсолютные, в ед. числе) вещи - несовершенные копии идей. Души переходят по телам, тело - темница души. Тело - ущерб, душа - совершенна. Человек изначально находиться в пещере. Он должен оттуда выбраться. Философы пытаются объяснить людям, что есть Солнце, но люди этого не понимают. Чувственно воспринятый мир – лишь когда не настоящий. Душа пребывает в царстве идей. Когда человек рождается, душа все забывает. Весь путь жизни – это познание. Знание – это воспоминания. Сознание – наибольшее учение. В государстве должны быть представлены 3 группы: мудрые правители – философы, мужественные войны, ремесленники и земледельцы. Существующее соц. Неравенство было создано когда-то богами. Отрицательно относился к демократии. 2)Аристотель. 1)Материя- вещество 2)Форма- сущность вещи. Разделил по наукам и систематизировал все знания. Сущность вещи внутри самой вещи в виде ее формы. Основатель логики. Разделил формы гос. устройства на «неправильные» (тирания, олигархия, демократия) и «правильные» (монархия, аристократия, политика). Положил начало политической науки об общественной жизни, биологии. 4 первопричины: материя, форма, движение, цель.