Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:25, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia_otvety_k_ekzamenu_format.docx

— 85.60 Кб (Скачать файл)

Вопросы к экзамену по философии

 

1,Предмет  философии, её функции и предназначение.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система  самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения  к миру. Две главные черты характеризуют  философское мировоззрение - его  системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы  философских взглядов.

Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его  бытия. Предмет изучения – мир  в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает  в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Функции:

1) мировоззренческая  - с помощью фил у чела формируется  мировоззрение. 

2)Теоретико-познавательная - фил. познает мир, новые знания.

3) Ценностно-ориентационная - фил. анализирует ценности и  ориентирует чела на них.

4) Интегративная  - философия соединяет все знания  и опыт, накопленные человеком  в единую картину мира.

5) Критическая  - критически анализирует происходящие  явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности итд) 

6)Прогностическая  - фил. анализирует соц. Происш. и предсказывает всякую 

7) аксиологическая  – соц. нравственные, эстетические  ценности.

8)методологическая  – применение определенных методов,  позволяющих получить опред. знания

Структура философии:

1)Онтология-  сердцевина (онто - бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы  бытия 2)Гносеология (гносео –  знать, познавать) о познании, методы познания.

3)логика- учение о законах и принципах  мышления 

4)Этика  – учение о нравственности, морали 

4)Эстетика- учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты.  Сфера чел. переживаний. 6)Соц.философия-  изучает общество, его структуру,  закономерности развития.

7)Философ.  антропология- учение о человеке (существование человека как личности)

8) философия  науки – учение о науке 

9) философия  техники 

10) аксиология  – учение о ценностях

Специфика философии:

    • Взгляды философов не подвергаются экспериментальной проверке
    • В философии нет прогресса
    • В философии сущ вечные вопросы пока существует мыслящий человек, а наука не возвращается к старому
    • Любой философ отражает свое мировоззрение
    • Философия плюорестична

- Одного  языка, понятного всем философам,  нет.

 

 

 

 

 

 

 

2,Мировоззрение,  его структура и исторические  типы (миф, религия, философия).

Понятие мировоззрения  и исторического развития. Мировоззрение - это взгляд на мир и положение  человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира. Мировоззрение формировалось веками и продолжает формироваться, поэтому  в ходе развития мировоззрения нужно  выделять различные этапы, т.е. характеризовать  мировоззрение как историческое. Исторические типы мировоззрения: мифологическое - символическое мировоззрение, мир одушевленный (гора одушевлена итд), ритуал- миф, воспроизвод. через символ. действия. 10-ки т.лет. д.н.э.; религиозное - 1-е тысячелетие д.н.э. два мира: небесный и земной, очень различны, сокращается кол-во богов.; научное, философское - стержень не вера, а разум. появилось с философией тогда же когда и религиозное. требует мышление, творческое, личностное, нет посредников, нет разделения мира. В мировоззрении выделяют два уровня: повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности, второе возникает тогда, когда человек подходит к миру с позиций разума и логики. Философия – это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, выявление различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение: 1. Системность 2. Теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов. В центре внимания стоит человек с его отношением к миру и отношение мира к этому человеку. Мировоззрение исторически конкретно, оно вырастает на почве культуре и вместе с ней претерпевает изменения. МЗ каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантах. МЗ как система включает в себя : знания( имеющих своей опорой истину), а наряду с этим и ценности. МЗ выработана не только разумом, но и чувствами. Это значит, что МЗ состоит как бы из двух частей – Интеллектуальный и Эмоциональный. Эмоциональная сторона МЗ представлена мироощущением и мировосприятием. Интеллектуальная- миропониманием. Соотношение интеллектуальной и эмоциональной сторон МЗ зависит от эпохи, от самого индивидуума. Так же бывает разная окраска понимания мира, что выражается в чувствах. Второй уровень МЗ –миропонимание, опирающееся прежде всего на знания, хотя МП и МО не даны просто так рядом друг с другом: они, как правило едины. МЗ включает в свою структуру уверенность и веру. МЗ делится на жизненно-повседневное и теоретическое. Жизненно-повседневное складывается повседневно. Страдает: 1) недостаточной широтой  2) своеобразным переплетением положений и установок с примитивными, мистическими, предрассудками 3) большой эмоциональностью. Эти минусы преодолеваются на теоретическом уровне мировоззрения.  Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиции разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения. Философии как особому типу МЗ предшествуют мифологический и религиозный типы МЗ.  Миф как особая форма сознания и мировоззрения представляет собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусств. Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям – по линии религии и по линии философии. Религия – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земное, естественные и потусторонний, сверхъестественный . При этом в отличии от науки , тоже создающий свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании , а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Религиозная вера – это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3,Культурные  и социальные предпосылки возникновения  философии. 

Философия —  один из самых древнейших способов постижения мира и определения человеком  своего места в нем. Предпосылки  возникновения философии: взаимодействие в культуре мировоззренческого и  категориально-логического комплексов; структурное и функциональное различие между ними; отказ от нереальности мифа, который препятствовал оформлению фундаментальных принципов научной  идеологии (непротиворечивости, инвариантности, универсальности); разрушение мифологической идентичности человека и действительности; формирование познавательной деятельности.

Социальные  предпосылки возникновения философии: ранняя наука; отделение умственного  труда от физического; формирование демократии и слоя свободных граждан.

Возникновение философии хронологически относится  к рубежу VIII–II вв. до н. э. В это  время в разных частях света —  на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции — набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и  осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле.

Человек в  этот период становится настоящей личностью  — одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные представления  о мироздании.

Философия зародилась в очагах цивилизации:— Древней  Индии;— Древнем Китае;— Древней  Греции;— ДревнемРиме.

Родоначальниками  философии принято считать:—  Лао-цзы (Китай);— Кун-цзы (Китай);—Шакьямуни (Индия);— Заратустра (Персия);— Иеремия (Палестина);— Аввакум (Палестина);—  Даниил (Палестина) — Фалес (Древняя  Греция);

— Анаксимен (Древняя Греция); — Анаксимандр (Древняя Греция).

Эти мудрецы  сформулировали важнейшие философские  понятия и представления.

Философия появилась  в результате сращения мифологических и пранаучных порядков:

— от мифологии  философии досталась предметная сфера, тематическая область, проблематика;

— с наукой философию единит демонстрация, способ фиксации, удостоверения результатов, аппарат обоснования.

Главной заслугой первых философов было различение мысли  и предмета мысли. Они положили начало рационализации, которая трансформировала: героическое правдоподобие в  гражданское жизнеподобие; обряд  в норму; традицию в закон; быт  в бытие; не подвластное уму чувственно-конкретное в абстрактно-мыслительное, умопостигаемое.

Философия пришла на смену мифологической картине  мира и помогла рационально осмыслить  мир.

В древней  философии присутствовали: осмысление окружающего мира; понятие бытия  человека в мире; поиск гармонии во взаимоотношениях мира и человека.

Важнейшие качества человека для древней философии: знания, справедливость, добродетель.

С самого начала в философии были заложены основы гуманизма — учение о человеке как наивысшей ценности и цели общественного развития.

Философия возникла как способ рационально-понятийного  осмысления мира и человека в нем, впоследствии став органичным единством  научного знания и жизненной мудрости.

Основной  темой древней философии являлась тема первоначала (основы) мира и важнейшиххарактеристик мироздания. Главными идеями древней  философии были: материализм, идеализм, синкретизм (слитность научных и  ненаучных знаний).

 

 

 

 

 

 

 

4,Античная  философия: этапы развития, основные  философские школы, особенность  проблематики.

Античная  философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую  и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.),  Античная философия  сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать  как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран. Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный  феномен культуры является в первую очередь созданием гения древних  греков (VII-VI вв. до н.э.). Зачатки философии можно обнаружить у самых первобытных народов, но они не образуют самостоятельное явление культуры. Как философы древние греки превосходили всех, в том числе древних китайцев и индийцев, во многих отношениях также стоявших у истоков философии. Тут уж ничего не поделаешь, в хоккей лучше всего играют в России и Канаде, а две с половиной тысячи лет назад лучше всех философствовали древние греки. Именно в древнегреческом мире философия являлась самостоятельным культурным образованием, существовавшим наряду с искусством и религией, а не как их малозаметная составляющая. Именно в Греции появились профессиональные философы, прославившие себя в веках.

Периодизация  по смене основных проблем

  • Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;
  • Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;
  • Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;
  • Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;
  • Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;
  • Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

Школы:

Милетская школа (7-5 век до н.э, Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Др. Греция.) «Из чего всё?» - их главный вопрос.По их определению в основе всего находится первичная субстанция.

Школа Пифагора «Всё есть число». Они объясняли все события на основе чисел и их соотношений.

Гераклит  и элеаты. ( Парменид, Зенон, Гераклит) «Истина достигается размышлением»Геракклитовская философия резко критиковалась элеатами)  Геракл. Интересует изменение и движение,а элеаты думают как это всё интерпритировать.

Атомисты. Левкипп и Демокрит ( по демокриту – есть атомы и пустота)

Школа Сократа ( натурфилософы) ( рассуждения о прекрасном, движение от общего к событиям, а не наоборот) Элидо-эретрийская школа . Одна из сократических школ.

Школа Софистов( учителя мудрости) « человек есть мера всех вещей»

Аристотель В философии Аристотель различал: теоретическую часть – о бытии, его частях, причинах и началах; практическую – о человеческой деятельности; поэтическую – о творчестве.

Эпикур  Греческий философ – материалист и атеист эпохи эллинизма. Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения.

Неоплатонизм. Высшая ступень философии достигается, согласно неоплатоникам, не посредством опыта и разума, а путем мистического экстаза.

 

5,Расцвет  античной философии. Философские  воззрения Платона и Аристотеля.

5-3 вв. до н.э. Что такое человек,  что такое общество. 1) Платон (школа философов). Родоначальник объективного идеализма (т.е. реально существует некое духовное начало, которое породило из себя материальный мир). Мир представляет единство двух уровней: 1)мир вещей (временные, матер, несовершен) 2)мир идей (вечные, абсолютные, в ед. числе) вещи - несовершенные копии идей. Души переходят по телам, тело - темница души. Тело - ущерб, душа - совершенна. Человек изначально находиться в пещере. Он должен оттуда выбраться. Философы пытаются объяснить людям, что есть Солнце, но люди этого не понимают. Чувственно воспринятый мир – лишь когда не настоящий. Душа пребывает в царстве идей. Когда человек рождается, душа все забывает. Весь путь жизни – это познание. Знание – это воспоминания. Сознание – наибольшее учение. В государстве должны быть представлены 3 группы: мудрые правители – философы, мужественные войны, ремесленники и земледельцы. Существующее соц. Неравенство было создано когда-то богами. Отрицательно относился к демократии. 2)Аристотель. 1)Материя- вещество 2)Форма- сущность вещи. Разделил по наукам и систематизировал все знания. Сущность вещи внутри самой вещи в виде ее формы. Основатель логики. Разделил формы гос. устройства на «неправильные» (тирания, олигархия, демократия) и «правильные» (монархия, аристократия, политика). Положил начало политической науки об общественной жизни, биологии. 4 первопричины: материя, форма, движение, цель.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"