Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:25, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia_otvety_k_ekzamenu_format.docx

— 85.60 Кб (Скачать файл)

Сегодня разделяется мнение, что  наука предпочитает браться за решение  любых проблем, относительно которых  возможна опытная проверка. В противном  случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих.

Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную  помощь:

  1. Помогает формировать новые предметные области научных исследований.
  2. Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.
  3. Помогает критически осмыслить полученные результаты.
  4. Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.
  5. Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии.
  6. Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

Три крупных стадии исторического  развития науки, каждую из которых открывает  глобальную научную революцию, можно  охарактеризовать как три типа научной  рациональности, сменявшие друг друга  в истории техногенной цивилизации. Это – классическая рациональность.; неклассическая рациональность и постнеклассическая рациональность. Между ними существует своеобразные "перекрытия". Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного  знания. Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знанийПостнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов. При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26,Философское  понятие культуры. Социальные функции  культуры.

“Культура” (лат – возделывание почвы, т.е  изменение в природном объекте  под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений  которые вызваны естественными  причинами). Выражается очень важная особенность культуры—заложенное  в ней человеческое начало, акцентировав внимание на единстве культуры, человека и его деятельности. В дальнейшем слово “культура” получило более  обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. В таком  понимании культуры действительно  отражаются ее существенные черты. Культура предстает как сотворенная человеком  “вторая природа”, надстроенная над  природой естественной, как мир, созданный  человеком, в отличие от девственной  природы. Там, где есть человек, его  деятельность отношения между людьми, там имеется и культура. Нужно  лишь различать материальную и духовную культуру, при этом не противопоставляя их друг другу. В материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, поскольку она всегда есть воплощение идей, знаний, целей человека, что только и делает ее культурой; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную форму, ибо  только таким образом они могут  быть объективированы и стать  фактом общественной жизни. Материалистический подход к культуре заключается не в различении материальной и духовной культуры, а в признании ее органичной связи с развитием всего общества. Недостаток же определения культуры как всего созданного человеком  в том, что, во-первых, культура при  этом может восприниматься односторонне, лишь как нечто внешнее человеку, во-вторых, не проясняется природа  самой культуры, соотношение общества и культуры. Различие общества и  культуры выявляет ее определение как  совокупность созданных человеком  ценностей. Мир культуры— это  дар материальных и идеальных, духовных ценностей, то есть мир объектов материальных и идеальных, взятых в его отношении к человеку, мир, наполненный человеческими смыслами. Трактовка культуры как системы ценностей отграничивает культуру от природы и одновременно не позволяет отождествлять ее с обществом. При таком подходе культура выступает как определенный аспект общества, тем самым проясняется ее социальная природа, но вместе с тем не снимается и важная проблема соотношения культуры и общества. Однако при трактовке культуры как системы ценностей последняя предстает как совокупность готовых результатов человеческой деятельности, а процесс созидания культуры, ее динамики остается вне рассмотрения. Кроме того, подобное понимание культуры еще слишком общее и допускает различные интерпретации в зависимости от того, как понимается сама ценность. Следовательно, определяя существо культуры, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Взятое обособленно от человека, материализованное “тело культуры” лишается динамики, движения, жизненности. А реальная, живая культура неотделима от общественного человека—субъекта культуры, соотнесенного с созданным им объектным миром. Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Культура существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком. Это взаимодействие состоит в том, что человек усваивает созданную ранее культуру, распредмечивает ее, делая тем самым предпосылкой своей деятельности, и творит культуру создавая новое, опредмечивая свои знания и ценности, умения и способности, свою родовую человеческую сущность.

 

27,Общество  как предмет философского анализа. 

В любом современном  обществе функционируют социальные группы и слои, а также национальные сообщества. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения, которые и  образуют социальную структуру общества. 
К основным элементам социальной структуры следует отнести классы, город- деревня, физический -умственный труд, сословия (соц группы, место которых в обществе определяется не их положением в системе соц-экономических отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами), соц- демографические группы -молодежь, муж, женщ, тинейджеры, пенсионеры, национальные общности - нации, этнические группы. почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные слои и группы собственными интересами. 
Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда. 
В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы, которые по своему отношению к собственности не вх. в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество. Соц. структура совр. общества также помимо основных классов включает и определенные соц. группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Мобильность - переход людей из одних соц групп в другие . соц положение может поменяться при переезде, образовании, дети рабочего могут стать интеллигентами, интеллигент - предпринимателем, предприниматель - профессиональным политиком. Проблемы функц соцструктуры и действия разл соц групп напрямую связаны с проблемами гражданского общества. Гражданское общ - независимая от государства сфера реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства людей. Проблемы в соц структуре российского общества связаны с быстрыми изменениями в условиях жизни, в правовом пространстве, а соц структура общ не успевает на это реагировать.

 

 

 

28,Информационная революция. Характеристика постиндустриального этапа развития общества.

 

 

 

 

29,Философия  техники: технократизм и нравственно-экологический  императив. 

Философия науки и философия  техники – это соотношение определения концепциями, которые сложились на этот счет:

1)  техника  – прикладная наука

2) процессы  развития науки и техники рассм.  как автономные, но скоординированные.

3) Наука  в целом развивалась, ориентируясь  на развитие технических аппаратов  и инструментов.

4) Техника  науки во все времена обгоняла  технику повседневной жизни. 

5) До конца  19 века регулярного применения  науч. знаний не было.  А в  современном состоянии такое  регулярное применение явл. характерной  чертой.

Недостаток: отсутствие универсального, общего характера, они работали только на определенных этапах.

Проблемы  техники. Ее положительное воздействие  неоспоримо, но возрос интерес и  к другим последствиям, к ее социальным и биологическим аспектам. Изучается  философами, социологами, антропологами.

1. Соотношение  и различение естественного и  искусственного. Техника, как правило,  имеет физ-хим природу, хотя  сейчас есть и биологические  технологии. При этом в принципе не отличаются от природных явлений. Техника вооружает чел, делает его более сильным, быстрым, здоровым. В то же время она его ослабляет, укорачивает жизнь, ведет к болезни. Признается необходимость поиска оптимального сочетания разнообразных последствий технического бытия.

2. Взаимоотношение  техники и науки. Техника раньше  понималась как прикладная наука,  в основном прикл. естествознание. Теперь она оказывает большое  влияние на науку. Сама преобразовалась  в нечто. В отличие от научного  подхода техника не есть охота  за знанием, а стремление действовать,  производить аппараты и технологии. Пока в основном у нас учат  естественно-научному подходу, а  не искусственно-техническому.

3. Проблема  оценки техники. Необходима оценка техники, сопоставление альтернатив, предотвращение нежелательных последствий.

ТЕХНОКРАТИЗМ - распространенный в западной общественной мысли принцип объяснения общественного  развития, согласно которому власть в  обществе должна принадлежать технократам - носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов.

 

 

 

 

30,Глобальные  проблемы: основные черты и перспективы  решения.

К глобальным относят проблемы, охватывающие систему «мир – человек» в целом и имеющие не локальный, а всеохватывающий планетарный характер. От их решения напрямую зависят жизнь общества, судьба человечества, состояние природной среды, социальный прогресс и развитие цивилизации. К глобальным проблемам относят в первую очередь экологические, демографические проблемы, проблемы кризиса культуры, войны и мира. Причины возникновения глобальных проблем – усиленный рост потребностей человека, возросшие масштабы технических средств воздействия общества на природу, истощение природных ресурсов. Характерная особенность глобальных проблем – наличие тесной взаимосвязи между ними, при которых обострение одной проблемы приводит к обострению всей цепочки проблем. Можно сказать, что глобальные проблемы – это сложный клубок след. проблем: медико-биологические проблемы здоровья; минерально-сырьевой кризис; прекращение гонки вооружения; сокращение ареалов нищеты и бедности; энергетический кризис; предотвращение использования средств массового уничтожения.

Особенную остроту приобрела проблема самоопределения наций и борьба за собственную независимость. Крайняя форма выражения протеста – террор. Все эти проблемы должны решаться комплексно, координировано, усилиями всего мирового сообщества. Демографическая проблема обусловлена не только общим спадом рождаемости, но и необходимостью учета тенденции развития семьи и семейных отношений (непрочные, распадающиеся, неполные семьи, возникновение семей нетрадиционной ориентации, не способности к продолжению рода). Глобальные экологические проблемы требуют от ученых и предпринимателей большей ответственности за результаты своих исследований и деятельности, усиления контроля со стороны государственно-правительственных структур. К числу глобальных относятся проблемы обострения гонки вооружения, атомной и ядерной угрозы, опасности радиоактивного загрязнения. Новые виды вооружения предлагают все более изощренные способы поражения человечества, балансирующего на грани выживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"