Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
20 в.своей культурно-
Неопозитивизм-задача фил-и
в логическом анализе "языка науки".Своими
методологическими и конкретно-
Прагматизм - философы этого направл-я отталкивались от принципа практичности. Филос-я должна перестать быть простым размышлением о мире, началах бытия и сознания, она должна стать общим методом решения тех практич. проблем, которые возн. ежедневно перед людьми в различных жизненных ситуациях. Противоположна экзистенциализму и фил.-и жизни. Смысл жизни видят в достижении успеха.
Экзистенциализм - иррационалистическое направление возникло в конце первой мировой войны Примыкают религиозные направления: Французский персонализм, немецкая диалектическая теология. Подразделяется на религиозный и атеистический. Основные проблемы:
1) онтологическая проблема (бытия), бытие - не опытная данная реальность, не умопостигаемая сущность, это то, что можно постичь через интуицию. Экзистенция - это мое бытие, то как я живу. Оно конечно, открыто, незамкнуто. Экзистенция крепко повязана со временем.
2) проблема свободы. Отвергают,
что свобода осознанная
13,Позитивизм
и неопозитивизм (основные
. В качестве
главной проблемы
14,Иррационализм. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. Программа «переоценки всех ценностей» и имморализм.
Иррационали́зм
— обозначение течений в
Иррационализм
не является единым и самостоятельным
философским течением. Это, скорее,
характеристика и элемент различных
философских систем и школ. Более
или менее явные элементы иррационализма
свойственны всем тем философиям,
которые объявляют недоступными
для научного познания (рассудка, логики,
разума) некоторые сферы
Немец, жил в 19в. Выступал против Ф., но философствовал, осн тема: Чел в контексте к-ры, особ рел-ом. Светская Ф. считала Ницше предтечей фашизма, но Н. отриц относ к соц-му втч националсоц. «Воля к власти. Переоценка всех ценностей» слепила его сестра. Переоценка ценностей - это переоценка чел. Хр-во считала чел венцом творения, Дарвин - венцом эволюции, Ницше кожным заболеванием земли. Ницеше - последователь Шопенгаэра, но не воли вообще, а воли к власти. Земля подчиняет своей власти все предметы. Все что существует, что есть подчиняет своей власти, существовать - значит властвовать. Чем плох человек? Тем что он врет => к-ра это лож, а чел - это лгущее сущ-во. Поэтому чел не венец творения, а позор бытия. Более лживой к-ры чем хр-во по Ницше нет. «Бог умер» т.е. хр мораль отжила. Ницше оказал влияние на русс лит-ру. Н.п. Маяковского. Каждый христианин тоже хочет власти и хочет больших и сильных подчинить, но с помощью этических норм. ЭРОС - в античности это стремление обладать тем, что любишь телесно (низменно) или духовно (платонически). В хр-ве бог любит падших!! Хр-во поднимает на щит худшее и слабейшее, «Возлюби нас салбых» (и сам стань таким), а сущ должно то что сильно. Ницше не певец вседозволенности. Чел - это мост, кот ведет к сверх чел, кот идет своей дорогой и создает свои законы, а следовать этому оч сложно. Ницше не нигилист, он провозгл новый закон «возлюби дальнего». Иисуса Ницше ценил очень высоко в отл от хр-н, т.к. он создал закон и жил по нему. Ближние для Иисуса - это не братья по крови, а те кто принял его закон. «Вокруг творцов новых ценностей вращается неслышно мир, а не вокруг нового шума». Великие люди это Будда, Иисус, Магомет и Конфуций т.к. они создали не шум, а новые ценности. Чел - это творец. Софисты счит что люди сами творят свой закон; Кант - чел рисует мир; Маркс чел созд мир производственных и социальных отн, но за всем этим стоит система ценностей. Любое животное - раб своих инстинктов, а чел сам создает свою систему ценностей. Создание нового требует предельного напряжения.
Имморализм — отрицание обязательности принципов и предписаний морали.
Относительный имморализм отрицает законы и предписания морали как имеющие значение доброго и злого в настоящее время, в определённый период и в определённом культурном круге; абсолютный имморализм — это отрицание всех моральных ценностей, он не обращает внимания на различие между добрым и злым.
15,Экзистенциальная
философия (основные положения,
Экзистенциализм — направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты: уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом; разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я"); проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным); проблема бессмысленности жизни; проблема внутреннего выбора; проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего — места в жизни. Основатель - Сьорен Кьеркегор. Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов — сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания — и почти не уделяет внимания человеку? Он считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".Философом были выделены понятия: неподлинное существование — полная подчиненность человека обществу, "жизнь со всеми", "жизнь как у всех", "плывя по течению", без осознания своего "Я", уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания; подлинное существование — выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы. Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии: эстетическую; этическую; религиозную.На эстетической стадии жизнь человека определяется внешним миром. Человек "плывет по течению" и стремится только к удовольствию. На этической стадии чел делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг. На религиозной стадии чел глубоко осознает свое призвание, полностью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути чел. С этого момента и до конца своих дней человек "несет свой крест" (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.Представители: Карл Ясперс Жан-Поль Сартр Альбер Камю Мартин Хайдеггер Согласно Ясперсу чел обычно живет "заброшенной", не имеющей большого смысла жизнью — "как все". При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного "Я". А. Камю сделал главной проблемой - проблему смысла жизни. Главный тезис философа — жизнь человека в сущности бессмысленна. Доказ-ва абсурдности, безосновательности жизни. Соприкосновение со смертью — при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека теряет свою актуальность соприкосновение с окружающим миром, природой — человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.
16,Философия постмодерна.
Модернизм (фр.
moderne — новейший, современный) как
феномен имел в истории культуры
разные объяснения: как новое в
искусстве и литературе (кубизм,
дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм,
абстрактное искусство и т. п.);
как направление в католицизме,
которое стремится к обновлению
вероучения на основе науки и философии;
как осмысление качественно новых
феноменов или качественно
Так, к модернизму в свое время относили— позитивизм;— марксизм; - Просвещение.
Философский постмодерн — специфика философской мысли, которая представлена следующими именами:
— Жак Лакан;— Жак Деррида;— Жорж Батай;— Жиль Делез;— Жан Франсуа Лиотар;— Жан Бордрийяр;
— Ричард Рорти и др.
Главная задача
постмодернистов — сломить
Основные принципы постмодерна:
— объективная
сущность — иллюзия;— истина неоднозначна,
множественна;— обретение
— человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимуществ перед другой и т. п.
Одним из первых мыслителей философии постмодерна является француз Жан Франсуа Лиотар.
В своей книге
«Состояние постмодерна» (1979) он разъясняет
феномен постмодерна как
Лиотар считает, что отличие постмодернистской философии от марксистской — в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, которые представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере.
Постмодернизм представлен современными:
— постструктурализмом (Ж. Деррида, Ж. Бордрийяр);
— прагматизмом (Р. Рорти).
Американский философ Ричард Рорти выдвинул мнение, что вся до сих пор существовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества.
В своем учении Рорти совмещает прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Для него социум — общение людей, а главное в нем — интересы личности, «собеседника».
Постмодернист,
французский философ Жак
Деррида критикует
понимание бытия как
Многие постмодернисты предлагают новый тип философствования — философствование без субъекта.
Постмодернизм — это реакция на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества.
Постмодернизм предлагает перейти на гуманитаризацию, антропологизацию философского знания.
17,Истоки зарождения
18,Особенности
русской Средневековой
Начальный период становления средневековой русской философии, который относится к XI–XVIII вв.
Отличительные
особенности древнерусской
Внутри этого исторического типа философии можно вычленить конкретные периоды:
— XI–XIV вв. (процесс формирования древнерусской философии);
— XV–XVI вв. (эпоха
расцвета древнерусской философии);—
XVII в. (начало постепенной смены философии
средневекового типа новоевропейской).
Возникает древнерусская
— славянское
языческое мировоззрение и
Характерной чертой развития русской философии является то, что она проходит через развитие всей русской культуры. Многие философские идеи воплощаются и выражаются через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Единство философии и культуры имело положительные и отрицательные последствия:
— русская культура была философски наполнена, духовно богата и значима, ведь философия была органично вплетена в общий язык культуры, служившей ей родным домом;
— это соединение культуры и философии сдерживало развитие философии как самостоятельного и профессионального вида деятельности, не способствовало разработке понятийно-логического аппарата собственно философского знания и созданию философских систем.
Характер древнерусской философии был достаточно широким и многозначным:
— распространенным было учение о стихиях как первоэлементах, ведущее свое начало из античной философии, различные природные явления и человеческое естество связывались с борьбой, сочетанием и взаимопереходом воды, огня, воздуха, земли — первичных стихий;