Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 21:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по философии_ Понятие мировоззрения. Ф. как де.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

4. Онтология  – философское учение о бытии.  Проблема единства мира.

В широком смысле слова  категория бытия обозначает существование. Быть - значит существовать, и философии  под бытием обычно понимают реальность, существующую объективно, т.е. независимо от сознания и воли человека. Иначе говоря, бытие - это материальное существование природной и социальной действительности. В таком понимании бытие наделяется более содержательным признаком материальности и в этом значении обозначает природу, материальный мир, материю, обладая не только онтологическим, но и гносеологическим смыслом, используется для решения основного вопроса философии.

Бытие - основополагающая философская категория. Объясняется это тем, что начиная философские рассуждения, нельзя обойти эту исходную категорию, поскольку логически она выступает основой для дальнейших теоретических построений и более того, исторически проблема бытия означает зарождение самой философии.

Первую философскую концепции бытия выдвинули еще древнегреческие философы. Под ним понималось либо нечто неизменное, единое, неподвижное, самотождественное /Парменид/, либо нечто непрерывно становящееся и изменяющееся /Гераклит/. Бытие противопоставлялось небытию. Платон противопоставил мир чувственных вещей чистым идеям - миру истинного бытия. Опираясь на принцип взаимодействия и взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает подобное противопоставление, и строит учение о различных формах бытия.

Категория бытия не только указывает на факт существования материального мира и отдельных его проявлений, но и фиксирует предельно общую связь всего со всем. Она выражает существование мира как конкретно -всеобщей целостности, которая составляет объективные условия деятельности человека, куда входит и его духовная деятельность, факт его общественного существования.

Таким образом, бытие  в широком смысле слова - это совокупная реальность природного и общественного, материального и духовного, индивидуального  и социального, всего, что равно существует, будучи объединенным всеобщей связью всего со всем, хотя и в различных формах.

Выделяют четыре вида бытия:

1/ бытие вещей и  процессов; 

2/ бытие человека;

3/ бытие духовного  /идеального/;

4/ бытие социального  /общественного/.

Все эти виды бытия  самостоятельны, внутренне неоднородны, имеют свои подвиды.

В первом виде бытия различаются  природные вещи и процессы и созданные  человеком. Мир вещей и процессов, созданных человеком, включает в  себя воплощенные его мысли и дела, т.е. имеет социальные функции и человеческий смысл. Это дает возможность приблизить этот вид бытия к понятию "социальное бытие".

Необходимо обратить внимание на особую сложность бытия  человека, поскольку он, как живое  существо, включен в мир природных тел, т.е. представляет собой единство "духа" /психики/ и тела /материи/ и как биологический организм вписан в бытие природы. Он существует не только как материальное тело, но и как представитель человеческого рода, социально-историческое существо.

Бытие духовное охватывает собой проявления индивидуализированного и объективированного духа. Иначе говоря, представляет собой многообразные процессы и результаты духовной деятельности людей. Например, нравственные и правовые нормы, научные идеи, художественные образы и т.д. относятся к объективированному духу. Однако и те процессы, которые происходят в духовном мире индивида, также имеют статус бытия, поскольку без этого вида бытия невозможно существование личности, а значит и человеческое бытие . как таковое.

Применительно к общественном лизни основной вопрос философии  представляет собой вопрос и об отношении  и об отношении общественного  сознания к общественному бытию. Под бытием людей, которое в силу специфики исторического процесса в определенный момент становится также общественные бытием, понимается все существующее вне сознания. Отражение материального существования - непременное условие того, чтобы с помощью категории общественного бытия решать основной вопрос философии.

Таким образом, с помощью  категории бытия объединяются основные идеи, которые получены в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира: 1/ мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2/ природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; 3/ в силу объективной логики существования и развития мир /в различии форм его существования/ образует совокупную реальность, действительность предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.

Бытие – интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через его существование.

Существующие уровни бытия: - существующее в возможности /потенциальное бытие/ - существующее в действительности /актуальное бытие/

Различия в философских  Воззрениях в первую очередь касаются различий в понимании разных форм бытия (какая форма основная, какая вторична)

Онтология - философское учение о бытии (о сущем) как таковом, о наиболее общих его характеристиках независимо от его частных форм (видов) в отвлечении от логико-гносеологических и методологических вопросов, связанных с его постижением. Под Онтологией в домарксистской философии понималось учение о бытии как таковом, независимых от его частных видов. В этом смысле онтология равнозначна метафизике — системе умозрительных всеобщих определений бытия. В эпоху позднего средневековья философы пытались использовать аристотелевскую идею метафизики для построения такого учения о бытии, которое служило бы философским доказательством истины религии. Эти попытки получили наиболее законченный вид в системе Ф. Аквинского (приспособление аристотелизма к христианскому вероучению; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога). В новое время (16в. ) под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной нематериальной структуре всего существующего. Законченное выражение идея такой онтологии получила в философии Вольфа, кот утратила всякую связь с содержанием частных наук и строила онтологию большей частью путем абстрактно дедуктивного и грамматического анализа ее понятия (бытие, возможность и действительность, количество и качество, субстанция и акциденция, причина действия). Противоположная тенденция выступала в материалистических учениях Гоббса (мир - совокупность тел, подчиненных законам механического движения; духовная жизнь — также движение и усилие; вера в бога есть плод воображения), Спинозы, Локка, поскольку положительное содержание этих учений объективно подрывало идею онтологии как философской дисциплины высшего ранга, изолированной от гносеологии и логики. Критика О. представителей немецкого классического идеализма была двойственна: с одной стороны О. объявляли бессодержательной и тавтологичной, с другой стороны эта критика заканчивалась требованием создать новую более совершенную О. (метафизику), заменить ее трансцендентальным идеализмом (Кант, Шеллинг), логикой (Гегель). В западной философии 20в. в результате реакции на распространение субъективно идеалистических течений (неокантианство - воспроизводит идеалистические и метафизические элементы философии Канта, игнорируя ее материальные и диалектические элементы; позитивизм - истинным источником знаний являются конкретные науки) предпринимаются попытки построить на объективно-идеалистической основе «новую О. » («трансцендентная О. » Гуссерля, критическая О. Гартмана). В новых онтологических учениях под О. понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверчувствственной и сверхрациональной интуиции.

Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория «бытия». В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Для философского мышления с самого начала его зарождения размышления о бытии представляют собой серьёзные проблемы, т.к. бытие чувственного мира не так очевидно. Все конкретные предметы, окружающие человека не вечны. Они возникают и исчезают. Уходя тем самым в небытие. Для философов со времён античности стоял вопрос о том насколько реально и действительно бытие в соотношение с небытием. Греческий философ Парменид: только бытие реально, а небытие иллюзорно. Гегель понимал бытие как исчезающее бытие, переходящее в небытие. Понятие бытие сходно с понятиями действительность, реальность и в некоторых случаях они могут рассматриваться как анонимы. Вместе с тем бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. По способу существования бытие разделяется на 2 мира, 2 способа существования: мир физических состояний (материальный мир) и мир психических состояний (мир сознания, внутренний мир человека). Оба эти мира характеризуются понятием бытия, но их способы существования различны. Физический мир существует объективно независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир чел сознания  существует субъективно, т.к. зависит от воли и сознания людей. Специфичность бытия человека, который одновременно принадлежит 2-ум мирам. Способ бытия человека в физическом мире определяется принадлежностью его к психическому миру и наоборот. В этом отношении бытие человека это единство объективно-предметного и субъективного тела и духа. Двояким существованием характеризуется и духовный мир человека, его можно подразделить на субъективный и объективный дух. 1-внутр психический мир человека со всеми уровнями его существования от бессознательного до самосознания, этот мир является достоянием индивида. Вместе с тем совместная деятельность индивидов в социуме порождает объективное духовное,  которое становится достоянием общества и его духовной культуры (наука, религия, искусство).

Онтология учение о бытии. В философском учении о бытии  философы сталкиваются с рядом проблем, различные  решения которых и определяют различия в философских воззрениях. Вопросы: обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства? Является ли мир неизменным или он постоянно изменяется и развивается и т.д. В зависимости от решения этих вопросов философские концепции мира подразделяются на идеализм и материализм, монизм и плюрализм, детерминизм и индетерминизм.

Материализм - это одно из главных фил-их направлений, кот-ое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы бытия физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи. Материя это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Близким к понятию «материализм» явл-ся понятие «натурализм» - взгляд на мир, согласно кот-му природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего.

Идеализм - это особое обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно, зависимо. В зависимости оттого, что идеалисты считают основой окружающего мира, они является либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые сознание некоего объекта - Мирового духа, Абсолютная идея, Мировая душа.

И материализм, и идеализм является разновидностями монизма. Монизм - это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.

Единство мира как  философская проблема. Принципы единства мира в европейской философии

 Философы обнаружили, что мир с од стороны неоднороден  в его существовании, в бытии:  в целом он не переходящий,  но отдельные его элементы  переходящие. Между бытием мира  и бытием в мире отдельных  вещей, состояний, существ есть различия. С другой стороны мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность. В чем собственно заключается единство мира?  Ед-во мира заключается в его материальности, т.к. в мире нет ничего, что не было бы конкретной ф. к-л материи, ее свойств или проявлений св-в и взаимосвязей. Ед-во мира проявляется в:А) всеобщей взаимосвязи явл-ний и предметов; Б) наличии у всех видов матери таких универсальных атрибутов, как движение, пространство, время, способность к саморазвитию; В) процессах превращения одних форм матери в другие; В локальном масштабе ед-во мира – общность физико-химического строения различных тел/ законов/ и т.д. Энгельс: «действительное единство мира состоит в его материальности».

 

Единство мира состоит не в бытии единичных вещей, как думал Аристотель, и не в единстве актов божественного замысла и творения, как учит христианская теология. Принцип единства мира утверждает, что мир, как и его отдельные фрагменты , есть взаимосвязанное материальное целое, что познание; мира, как и его преобразование, может происходить лишь с учетов всех доступных нам связей и взаимодействий на уровне объективной и субъективной реальности. На примере этого принципа философия демонстрирует свою методологическую функцию как регулятора познания и общественно-исторической деятельности.

5.Философское понятие материи. Современная наука о системной организации материального мира

Первые философы пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи, то, что значительно позднее было названо субстанцией и субстратом.

Хотя все вещи возникают - возникают он не из ничего, а из других вещей, и хотя они гибнут, они превращаются не в ничто, а  в другие вещи. Из этих посылок следует, что вечных вещей нет, а есть нечто  лежащее в их основе, т.е. материал, из которого все в мире состоит, субстанция мира.

Материя - центральная категория для материалистических систем (прежде всего для диалектического материализма), трактующих ее как объективную реальность, данную человеку в ощущениях и существующую вне и независимо от человеческого сознания. Материя охватывает бесконечное множество реально существующих объектов и систем мира, являясь субстанциональной основой всевозможных свойств и форм движения. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях, неразрывно связана с движением, способна к неугасающему саморазвитию, которое на определенных этапах при наличии благоприятных условий приводит к возникновению жизни. Сознание выступает как высшая форма отражения, присущего материи. Субстанциональность, всеобщность и абсолютность материи характеризует материальное единство мира. В мире нет ничего, что не было бы определенным видом или состоянием материи, ее свойством или формой движения, продуктом ее исторического развития. Материю нельзя сводить к определенным ее конкретным формам, например к веществу или атому. Материя неисчерпаема, ее познание потенциально неограниченно. Вместе с тем материя всегда обладает упорядоченной системной организацией и отделима от различных свойств и форм движения. С точки зрения современной науки основные формы материи. Это

1) система неживой  природы (элем. частицы и поля, атомы, молекул) 

2) биологические системы  (вся биосфера, от микроорганизмов до человека)

3) социально организованная  система (человек, общество).

Философское понимание  материи как объективной реальности конкретизируется естественно научными теориями о строении и законах  движения материи, раскрывающим структуру  объективной реальности.

Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека.

Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией).

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»