Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 21:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
Основные типы движения: Правомерно говорить о двух основных типах движения: первый тип движения - это движение, когда сохраняется качество предмета. Но кроме него существует еще один тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект. Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие.
Процесс развития - это всегда переход из одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. Выделим две разновидности процессов развития. Первая разновидность - это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая - процессы перехода от одного уровня к другому.
Формы движения материи. Соответственно иерархии форм материи существуют качественно разнообразные формы ее движения. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы:
1)формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения;
2) между формами движения
существует генетическая связь,
3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.
Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи и предложил их следующую классификацию: механическое, физическое(атом), химическое(молекула), биологическое(белок) и социальное(общество) движения материи.
Современная наука открыла новые уровни организации материи и обнаружила новые формы движения. Следовательно, энгельсовскую классификацию необходимо развить и дополнить, но положенные в ее основу принципы сохранить свою ценность, т.к. схватывают важные особенности взаимосвязи форм движения и видов материи с учетом их развития. Формы движения, перечисленные в указанной классификации, можно разбить на 3 блока соответственно 3 важнейшим этапам развития материи и 3 возникшим в этом развитии сферам материального мира: неживой природы, живой природы, обществу. Неживая природа характеризует взаимосвязь физических и химических форм движения, живую - биологическая, а общество - социальная форма движения.
Прослеживание связей между различными формами движения материи позволяет создать картину их развития во вселенной. На его разных этапах возникают все новые уровни организации материи и соответствующие им формы движения, причем появление каждой новой формы связано с состоянием Вселенной как целого. Сразу после Большого Взрыва не было ни атомов, ни соответствующих им форм движения. Химические и физические формы движения возникли на определенном уровне развития Вселенной. Также на определенном этапе космической эволюции сформировались планетные системы, возникли условия для возникновения жизни, т.е биологические формы движения. В свою очередь, только пройдя длительный этап эволюции, живая природа смогла породить социально организованную материю, и тогда возникла социальная форма движения.
Понятие пространства и времени. 3ададимся вопросом, каков смысл категорий “пространство“ и “время“. Предельно общие свойства, выражающие структурную организацию материального мира, - свойства объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с другими объектами - выступают как первые, наиболее общие характеристики пространства. Если их абстрагировать из действительности и отделить от самих материальных объектов, то мы получим представление о пространстве как таковом. Именно так и складываются представления о пространстве и понятие пространства. Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Попытаемся выявить таким же образом содержание понятия времени. Материальный мир состоит не только из структурно расчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении и развитии, они представляют собой процессы, которые развертываются по определенным этапам. В них можно выявить некоторые качественные состояния, некоторые стадии, сменяющие одна другую. Смена этих стадий может характеризоваться определенной повторяемостью. Одна стадия по сравнению с другой стадией может наступать быстрее или позже. Такие особенности процессов характеризуются понятием длительности. Сравнение различных длительностей может стать основой для количественных мер, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Если эти характеристики абстрагировать от самих процессов и рассмотреть отношения длительностей как некоторые самостоятельные признаки процессов, то мы получаем представление о времени как таковом. Представление о времени и понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития; если бы материя была вне движения, понятие времени не имело бы смысла.
Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Пространство и время - это формы бытия материи. Форма является внутренней организацией содержания, и если в качестве содержания выступает материальный субстрат, то пространство и время будут формами, которые его организуют. Вне этих форм материя не существует. Но сами пространство и время также не существуют в отрыве от материи. Только в абстракции мы можем отделить их от материального мира.
В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса концепции субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и в которой развертываются процессы. Подобно тому, как арена может существовать и без того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры, разыгрывается какое-то представление, так и пространство и время могут существовать независимо от материальных объектов и процессов.
В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась реляционная концепция пространства и времени. Одним из наиболее ярких представителей ее был Г. В. Лейбниц, полемизировавший с Ньютоном по вопросам о сущности пространства и времени. Лейбниц настаивал на том, что пространство и время - это особые отношения между объектами и процессами и вне них не существуют. Реляционная концепция тоже может быть как материалистической, так и идеалистической. Лейбниц эту концепцию развивал с позиции идеализма. С позиций материалистической реляционной концепции подходит к рассмотрению пространства и времени диалектический материализм. Он считает их объективными, независящими от человека и человечества формами бытия материи, но при этом подчеркивает их неразрывную связь с самой материей и ее движением.
Взаимосвязь пространства-времени и движущейся материи Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтительности реляционного материалистического подхода к пониманию пространства и времени. В этом плане в первую очередь надо выделить достижения физики ХХ века. Создание теории относительности было тем значительным шагом в понимании природы пространства и времени, который позволяет углубить, уточнить, конкретизировать философские представления о пространстве и времени.
Физики, космологи, астрономы обнаружили целый ряд явлений, которые они пытаются объяснить на основе единой модели. Известно напр, что Вселенная в каждой точке находится в состоянии расширения. Но она расширяется не куда-то, а просто увеличивается в размерах. У Вселенной нет центра, от которого могли бы отдаляться галактики. Почему «все разбегаются», ведь между галактиками существуют не силы отталкивания, а силы притяжения (силы гравитации). Ответ ученых гласит, что 18 миллиардов лет назад произошел Большой взрыв, в рез-те кот. в процессе охлаждения Вселенной возникли элем-ые частицы, тела, звезды, планеты, человек. Взрыв произошел в силу особых св-в вакуума. Не теперешнего вакуума, кот тоже обл-ет причудливыми св-вами, а вакуума сущ-шего до Б. В. По мере остывания космический материал испытывал последовательные фазы перехода. Жизнь возникала в холодной Вселенной. Хлодная Вселенная привела к формированию уровней организации природы (материи), которые образуют некоторую иерархию: элем-ые частицы, атомы, молекулы, макротела. Уровни организации неживой природы след.: вакуум, элем-ые частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы галактик, метагалактика. Уровни организации живой природы: доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки), клетки, многоклеточные организмы, популяции, биоценозы
Вплоть до 20-х гг. ученые считали, что Вселенная в целом статична и никуда не движется. Но в 1929 г. астроном Э. Хаббл заметил, что свет далеких галактик несколько краснее ожидаемого. Это привело его к выводу, что звездный свет потому смещается в красную сторону спектра, что они удаляются от нас, т.е. Вселенная расширяется, причем одинаково во все стороны. Т.о. взаимное положение объектов не меняются, а меняются только расстояния. Значение этого состояния состоит в том, что в прошлом был момент, когда вся Вселенная была сосредоточена в одной точке. Чем дальше идти в прошлое, тем плотнее становится Вселенная. И в конце концов достигается точка бесконечной плотности, откуда Вселенная начала разбегаться. Это событие получило название “Большого взрыва” (15 млрд. лет назад). Согласно первой модели, Вселенная никогда не имела начала и всегда пребывала в одном и том же состоянии. Эта модель (1948 г.) никогда не отличалась убедительностью. Серьезный удар этой гипотезе был нанесен подсчетом галактик, излучающих радиоволны: раньше было больше источников радиоволн, чем сейчас. Так что Вселенная оказывается не статичной. Последний удар этой теории был нанесен тогда, когда было обнаружено (1965 г. А. Пензиас, Р. Уилсон), Что Вселенная омывается фоновым, микроволновым излучением. Эта фоновая радиация указывает на то, что Вселенная никогда не пребывала в сверхгорячем и сверхплотном состоянии. По второй модели Вселенная напоминает пружину, которая вечно растягивается и сжимается. За последние несколько лет эта модель была опровергнута. Весь вопрос здесь в том, “открыта” Вселенная или “закрыта”.
Особенности классической научной картины мира:
-абсолютный характер
и независимость(друг от друга)
-жесткая взаимно-однозначная
связь причины и следствия(
-механицизм (ведущий к деизму)
-объективность наблюдения
Особенности современноы научной картины мира:
-релятивистский характер картины мира
-теоретико-вероятностная
трактовка причинности(
-системное видение мира
-отказ от идеала объективности наблюдения
7.Сознание как фил проблема. Современная наука о структуре и динамике чел психики.
Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда оно выражалось понятиями душа и ум. Были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения, сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.
В истории философии Существовало 2 основных понимания сознания:
Философский идеализм: сознание абсолютизировалось в виде некоего абсолютного духа, мирового разума, творящего мир; сознание первично;
Философский материализм: сознание объявлялось функцией мозга отражать мир, создавать идеальные модели мира, с помощью которых человек может приспосабливаться к окружающей действительности; материя первична и исторически и гносеологически; она носитель и причина его возникновения; сознание - производное от материи.
Человек сознает при помощи мозга, но сознание не есть функция самого мозга, а функция определенного типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром. Сознание – не только отражение окружающего мира. Сознание – проявление бытия в нас. Все, что мы знаем о мире, дано нам через сознание. Сознание достраивает мир, завершает его. Сознание – источник всех знаний и всех осмыслений мира. Для человека мир есть не что иное, как осознанное его мыслями, его переживаниями сущее.
Сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движения материи.
Сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движения материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи
Между сознанием и материей сущ-т и различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии.
Единство и связь - возникающие в сознании психические образы сходны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.
Сущностью сознания является его идеальность, кот выражается в том, что составленные сознанием образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли. Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями -, прежде всего, способностью отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы. Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношения материи и сознания, отношения сознания к материальному миру. Идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое преобразование материального в идеальное производит мозг. Сознание существует не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованных матер систем. Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад все мат образования. Оно является моментом любого взаимодействия. Отражение - это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения - отпечатки, следы... Как свойство живых организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т. е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущения составляют начальную форму психики. Психика - это способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.