Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 21:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало – апейрон;
Апейрон - это вечное, бесконечное, находящееся в непрерывном движении единое первоначало, источник конкретных вещей и явлений.
Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Демокрит идет далее и уже разрабатывает атомистическую картину мира, вводя в философский обиход понятие атомов. Атомы неделимы, неизменны, качественно однородны и отличаются друг от друга лишь внешними количественными чертами: формой, величиной, а так же порядком и положением. Они образуют, двигаясь в пустоте, многообразие видимых вещей и предметов и множество миров.
Пифагор – из чисел (материалисты).
Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер.
Итак, на первом этапе развития материалистических представлений основой, субстанцией материального мира выступают отдельные , чувственно воспринимаемые или не воспринимаемые элементы /апейрон/, либо физические атомы.
Вторым этапом развития этих представлений является механицизм. Здесь материя отождествляется с веществом и наделяется рядом механических и геометрических свойств: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью, способностью тел перемещаться по механическим траекториям. В результате обнаружения связи между электрическими, магнитными и оптическими явлениями была создана электродинамика. Законы электродинамики описывают движение электромагнитного поля и электрических зарядов, которые не сводятся к веществу.
Далее, было экспериментально доказано реальное существование атомов. Было открыто их сложное строение и явление радиоактивности. То, что считалось доселе материей - вещество, атомы, свелось к электрически заряженным частицам и электромагнитным полям.
Философское представление о материи не связано раз и навсегда с каким-то конкретным представлением естествознания о строении материального мира. Это понимание выражает всеобщие, универсальные свойства материи и поэтому переходит из ранга естественнонаучного представления или понятия в ранг философской категории.
В определении философской категории материи важны три момента:
1/ материя-то, что существует вне и независимо от сознания;
2/ материя - то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;
3/ материя - то, отражением чего является сознание.
Дальнейшее развитие естествознания показало, что у природы нет последнего уровня, вследствие чего любое знание о ней не является исчерпывающим, полным, окончательным. Недостаток понятий материи, выдвигавшихся первофилософами, механицистами и т.д., состоял в том, что эти понята отождествлялись с характеристиками какого-либо специфического уровня материи, с конкретными физическими представлениями о ее строении, изменяющимся с развитием науки. Но развитие знаний не отменяет самого факта бытия, существования, объективной реальности, а материальность мира наиболее глубоко отображается в философской категории материи.
В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:
заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений.
В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:
1.материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;
2.материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;
3. материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.
Современная наука о системной организации материи.
1. Субэлементарный уровень организации материи (лептоны и кварки).2. элементарный уровень (элементар. частицы, которые обладают корпускулярно-волновым дуализмом, т. е. Свойствами вещества и поля: Физическкий вакуум – это особое состояние материи, связанное с непрерывным появлением и исчезновением виртуальных частиц. Физический вакуум может скачком перестраивать свою структуру(фазовые переходы)).ученые объясняют возникновение нашей вселенной путем взрыва, связанного с рождением элементарных Частиц в результате одного из фазовых переходов в вакууме. 3. Атомы 4. Молекулы. 5. Макротела. 6. Планеты (особый вид макросфер, имеющих ядро, литосферу, атмосферу, гидросферу. 7. Планетные системы, которые состоят из планет и звезд. 8. Галактики – включают планетные системы и звезды.).
Современная наука допускает существование других миров (внегалактических объектов). Структурные уровни живой материи. На определенном этапе развития мега галактики в рамках некоторых планетных систем возникают условия формирования из молекул неживой природы материальных носителей жизни. 1.доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки). 2. Клетки 3. Многоклеточные организмы. 4. Популяции 5. Биоценоз, взаимодействия Популяций между собой и окружающей средой (лес, болото, и их обитатели) 6. Биосферы, взаимодействие биоценозов между собой и атмосферой.
Уровни социальной материи: на определенном этапе развития в биосферы возникают особые популяции, которые преобразуют, благодаря орудийной деятельности биологические формы своего существования в социальную жизнь:1. Индивид. 2. Семья 3.социальная группа 4. Классы 5. Нации 6. Государства 7. Общества. эти структуры исторически изменчивы. Люди создают вторую природу – неорганическое тело человека. Вернадский преобразованную с помощью труда и разума часть биосферы назвал ноосферой.
С точки зрения современной науки основные формы Материи это
3) социально организованная
система (человек, общество). Философское
понимание материи как
6. Движение, пространство и время как формы бытия материи. Классическая и современная научная картина мира.
Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями. Материалистический подход к познанию мира позволяет вскрыть универсальные, т.е. свойственные всем предметам, связям и явлениям, формы и способы бытии. Ими являются движение, время и пространство.
Основание для выделения
типов движения - соотношение в
нем устойчивости и изменчивости,
непрерывности и прерывности, сохранения
или смены качественного
Формы движения материи многообразны и обеспечиваются уровнем структурной организации материи. На этом определяется критерий их классификации, т.е. более сложной структурной организации тел, предметов присуща более высокая, более сложная форма движения, например, биологическая форма - более высокая форма по отношению к механическому перемещению.
Следует понять определенную субординацию между формами движения материи. Во-первых, они генетически взаимосвязаны /высшие включают в себя все ниже стоящие формы движения/, во-вторых, формы движения материи качественно отличны и несводимы друг к другу, т.е.. нельзя на основе законов ниже стоящих форм объяснять вышестоящие. .Например, нельзя полностью объяснить биологические явления с помощью физических и химических законов, социальные - с помощью биологических. Методологический принцип, согласно которому высшие формы движения могут быть объяснены на основе закономерностей низших форм, получило название редукционизма.
Мысли, эмоции, ощущения существуют лишь в сознании людей: все это - явления нематериальные. Не будет ли тогда смена ощущений, настроений, мыслей движением без материи? В действительности, смена мыслей, настроений, ощущений отнюдь не есть движение без материи, ибо эта смена явлений сознания происходит только в материальном объекте - в человеке. И движение вне сознания, и движение в сознании не бывает без материального носителя. Мы приходим, следовательно, к двум выводам: нет материи без движения, нет движения без материи. Таким образом, нет материи, лишенной временных и пространственных характеристик, нет материи вне пространства и времени, и нет пространства и времени вне материи.
Любой материальный объект занимает какое-то место, наводится на каком-то расстоянии от других объектов, обладает какой-то конфигурацией и размерами в трех измерениях, эти формы сосуществования материальных объектов называют пространственными формами и отношениями, или пространством.
Длительность явлений,
следование сменяющих друг друга
явлений, имеющие лишь одно измерение,
- эти формы существования явлени
Категории пространства и времени прошли длительный путь формирования и развития в естественной науке и философии. Долгое время они понимались как самостоятельные сущности или внешние формы ,условия бытия в целом и существования отдельных тел, вещей, процессов. Такое понимание пространства и времени было характерно для классической физики и натурфилософии.
Вместе с тем признавалось и наличие высших уровней бытия, к которым пространственные и временные характеристики неприменимы. Например, бытие абсолюта ,Бога, абсолютного духа.
Пространство и время - формы существования материи, которые, если их рассматривать вне материи, без материи, представляют собой лишь пустые понятия, существующие только в нашей голове / И.Кант/. Конечно, можно мысленно отделить пространственные и временные формы и отношения от материальных объектов и процессов, но вне сознания людей, объективно эти нормы и отношения неотделимы от материальных объектов и процессов, ибо никакие формы и отношения не могут существовать вне тех явлений, чьими формами и отношениями они являются.
Структурность материи,
существование в ней
Движение - важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В общем виде Движение - изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. В мире нет материи без движения так же как не может быть движения без материи. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов движения. Тело, покоящееся по отношению к Земле движется вместе с ней вокруг Солнца. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве перемещений. Качественная устойчивость тел и стабильность их свойств также представляет собой результат взаимодействия и движения составляющих тела микроорганизмов. Таким образом, движение определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Движение материи многообразно и существует в различных фазах:
1) в неорганической природе (пространственное перемещение, движение элементарных частиц и полей, атомов и молекул);
2) в живой природе (совокупность жизненных процессов в органических и в неорганических системах: обмен веществ, процессы саморегуляции, управления и воспроизводства, взаимодействие всей биосферы с природными системами З. и с обществом.
3) в обществе (многообразные проявления сознательной деятельности людей, все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности). В процессе развития материи появляются качественно новые и более сложные формы движения. Движение неисчерпаемо (как материя). Движение материи выступает как процесс взаимодействия различных противоположностей, составляющих внутренне содержание различных изменений, причину смены конкретных качественных состояний.