Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 23:28, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук.
Объект, предмет и функции философии.
Философия (Пифагор автор слова фило — любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности.

Вложенные файлы: 1 файл

Vopros_Filosofia_ee_predmet_i_funktsii_Vzaimos (2).doc

— 466.00 Кб (Скачать файл)

Разум и рассудок - понятия, выражающие две взаимно необходич мые  стороны развития научного познания, а также нравственного и художественного мышления, две взаимно помогающие друг другу способности. Рассудочная способность отличается тем, что в ее пределах понятия не находятся в процессе преобразования и сохраняют устойчивую форму; они выступают как готовые теоретические «мерила» для эмпирического материала, для конструирования результатов. Отсюда - отвлеченный характер рассудочных операций и результатов, дающий почву для культа абстракций и формализмов, для приписывания им самодовлеющей созидательной роли. Вооруженный одним лишь Рас., человек и самую свою жизнь делает все более рассудочной - сферой утилитарной рациональности. Разумная способность отличается, напротив, тем, что здесь понятия ввергаются в процесс преобразования. Цели и ценности берутся в их изменении, и теоретический процесс ориентирован на конкретный идеал, ведущий к развитию и самого субъекта знания, ценностей и т. п. Если научное исследование, основанное лишь на рассудочной способности, резко расходится с нравственностью я искусством, Раз-, создает атмосферу их содружества. Проблема Р. и р. пронизывает всю европейскую историю философии, переходя от их различения у Платона и Аристотеля к пониманию их как ступеней познания у Николая Казанского, Бруно и Спинозы. Через Лейбница она становится предметом рассмотрения нем. классической философии.. У Канта Раз. ограничен лишь «регулятивными» функциями, Фихте ' делал упор на Раз. как на творческую «полагающую способность»; Шеллинг же его эстетизировал. Гегель глубоко критиковал недостатки Рас., но лишь ради обожествления Раз. Нигилистическая критика Рас. - излюбленная тема иррационализма. Маркс использовал в теоретическом исследовании диалектически разумный способ, метод восхождения от абстрактного к конкретному («Капитал»). В марксизме проблема Р. и р. решается на основе понимания человека в его целостности, единства многообразных проявлений его деятельности.

 

Вопрос 34.Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм в истории познания.

Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение , восприятие , представление.  
 
Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.  
 
Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные "картинки"-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений.  
 
Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.  
 
Углубление познания, выделение объективного из того субъект-объектного единства, которое дано на чувственном этапе познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным или логическим мышлением). Это уже опосредованное отражение действительности. Здесь тоже три основных формы: понятие , суждение и умозаключение.  
 
Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно он отличается от других предметов, и оставляем только его общие, существенные черты. Столы, в частности, разнятся между собой по высоте, цвету, материалу и т. д. Но, формируя понятие "стол", мы как бы не видим этого и сосредотачиваемся на других, более существенных признаках: возможность сидеть за столом, ножки, гладкая поверхность...  
 
Суждения и умозаключения суть формы познания, в которых движутся понятия, в которых и которыми мы мыслим, устанавливая те или иные отношения между понятиями и, соответственно, стоящими за ними предметами. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении: "процесс пошел", "в политике нельзя верить словам". Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения. В предложении выделяются подлежащее и сказуемое, в суждении - субъект и предикат.  
 
Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется умозаключением. Например: "Люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен". Суждения, которые кладутся в основу умозаключения или, по-другому, суждения, из которых выводится новое суждение, называются посылками, а выводимое суждение - заключением.  
 
Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного (фактов) к общему. Например: "В остроугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. В прямоугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. В тупоугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. Следовательно, во всех треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым". Индукция бывает полной и неполной. Полная - когда посылки исчерпывают, как в приведенном примере, весь класс предметов (треугольников), подлежащих обобщению. Неполная - когда такой полноты ("весь класс") нет, когда число индуктивно обобщаемых случаев или актов неизвестно или неисчерпаемо велико. Примером неполной индукции могут служить регулярные опросы общественного мнения по тому или иному вопросу, кто станет президентом, например. Опрашиваются по выборке немногие, некоторые, а обобщение делается на все население. Индуктивные заключения или выводы носят, как правило, вероятностный характер, хотя в практической достоверности им тоже отказать нельзя. Для опровержения индуктивного обобщения часто бывает достаточно одного "коварного" случая. Так, до открытия Австралии считалось общепризнанным, что все лебеди белые, а все млекопитающие живородящие. Австралия "разочаровала": оказалось, что лебеди могут быть и черными, а млекопитающие - утконос и ехидна, кладут яйца.  
 
В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному. Например: "Все, что укрепляет здоровье, полезно. Спорт укрепляет здоровье. Следовательно, спорт полезен".  
 
Аналогия - это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом (других) отношении. Так, на основании сходства звука и света (прямолинейность распространения, отражение, преломление, интерференция) был сделан вывод (в форме научного открытия) о световой волне.  
 
Что важнее в познании - чувственное или рациональное начало? В ответе на этот вопрос есть две крайности: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм - это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего в уме, чего бы не было прежде в чувствах. Рационализм, наоборот, есть позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного ума , без всякой опоры на чувства. Абсолютизируются при этом законы логики и науки, методы и процедуры, развитые самим разумом. Образцом подлинного знания является для рационалистов математика - научная дисциплина, развиваемая исключительно за счет внутренних резервов разума, его формотворчества, его конструктивизма.  
 
Вопрос все-таки надо ставить по-другому: не противопоставление чувственного и рационального познания, а их внутреннее единство. Одной из конкретных форм этого единства выступает воображение. Оно подводит чувственное разнообразие открываемого нами в познании мира под абстрактно-общие понятия. Попробуйте, например, без воображения подвести Иванова, Петрова, Сидорова под понятие "человек". И не только потому, что это наши люди, но и в принципе, по существу. Для абстрактного мышления образы воображения служат чувственной опорой, своеобразным средством обличения в смысле обнаружения, заземления, "оплотьнения". Конечно, воображение выполняет не только эту функцию - моста, связи. Воображение в широком смысле есть способность создавать новые образы (чувственные или мыслительные) на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. С помощью воображения создаются гипотезы, формируются модельные представления, выдвигаются новые идеи экспериментов и т.д.  
 
Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального является также интуиция - способность непосредственного или прямого (в виде какого-то озарения, инсайта) усмотрения истины. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина); конкретные же процессы, к нему ведущие, остаются как бы за кадром, в области и глубинах бессознательного.  
 
В общем, познает всегда целостный человек, человек в полноте всех его жизненных проявлений и сил.

Сенсуализм (лат. - чувство, ощущение) - учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания. Если ощущения рассматриваются как  отражение объективной реальности, то последовательный С. при известных условиях приводит к материализму (Гольбах, Гельвеции, Фейербах). Но если в ощущениях усматривается только субъективное, за к-рым якобы ничего не существует или существует непознаваемая «вещь в себе», то С. приводит к субъективному идеализму (Беркли, Юм, Кант, Мах, Авенариус, Богданов). Поэтому сам по себе С. не является еще выражением материалистической линии в философии и его представители часто беспомощны а борьбе с идеализмом. Ощущения могут стать необходимой стороной познаг ния только при условии их органического единства с др. сторонами процесса познания - практикой и абстрактным мышлением (Познание, Теория а практика, Рационализм, Созерцательность, Эмпиризм).

Рационализм (лат. разумный).

1. Учение в теории познания, согласно  к-рому всеобщность и необходимость - логические признаки достоверного знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть, почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него будто бы не зависящие усмотрения ума или априорные формы. В этом смысле Р. противоположен эмпиризму, р. возник как попытка объяснить логические особенности истин математики и математического естествознания. Его представители в 17 в.- Декарт, Спиноза, Лейбниц, в 18 в. - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Ограниченность Р. - в отрицании опытного происхождения всеобщности и необходимости достоверного знания, р. абсолютизирует безусловный характер этих логических признаков, не знает диалектики перехода знания от меньшей всеобщности и необходимости ко все большей и безусловной. Ограниченность Р. была преодолена марксизмом, рассматривающим познание в единстве о практикой (Познание, Теория и практика), р. имеет многосторонние проявления в различных областях знания. В психологии Р. на первый план выдвигает интеллектуальные психические функции, сводя, напр., волю к разуму (Спиноза); в эгике - рациональные мотивы и принципы нравственной деятельности; в эстетике - рациональный (интеллектуальный) характер творчества. Во всех этих случаях р. означает веру в разум, в очевидность разумного усмотрения, в силу доказательности. В этом смысле Р. противостоит иррационализму.

 

Вопрос 35. Научное познание, его специфические признаки. Научное  познание и ненаучное.

Наука – специфическая духовная сфера познания т.е. сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Научное познание зародилось в недрах обыденного познания котоое складывалось в процессе повседневной жизнедеятельности людей на основе наблюдения и накопленного опыта многими поколениями.

Элементы научного знания появились  еще в древних обществах. Возникновение  науки относят к VI веку до н.э. Научное  познание изначально ориентировпалось на критерии разума, поэтому по своему существу противоположено мифологии и религии. Знание становится научным тогда, когда оно достигает достаточно высокого уровня развития – порогу научности.

Основные отличии научного знания от обыденного:

у НАУКИ СВОЙ ОСОБЫЙ набор объектов познания;

наука ориентирована на познание сущности предметов и процессов, что не обязательно для обыденного;

научное познание требует выработки  специальных языков науки;

наука вырабатывает свои методы и  формы, свой инструментарий исследования;

для научного познания характерно планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результата;

способов обоснования истинности знания;

Наука оформилась в 17 веке. В конце 19. начале 20 в ряде стран Европы возник новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой. Современная наука тесно взаимосвязана со всеми без исключения социальными институтами: экономика, политика, образование, здравоохранение. Наука превратилась в важнейший фактор, определяющий все сферы жизни общества. Наука это не только ученые с их знаниями, способностями, квалификацией и опытом, но и сложная система научных учреждений с их экспериментальным оборудованием и приборами, это так же и сумма достигнутых знаний, методов научного познания, понятийный и категориальный аппарат. Наука выступает в обществе:

Особая форма общественного сознания, позволяющая отразить природу, Общество и человеческое сознание в форме научных представлений и теоретических систем;

Отрасль духовного производства, продукцией которой являются понятие и теория;

Специфический социальный институт, с его системой организации учереждений и соответствующими им функциями;

На высоком уровне развития, как не посредственно производственная сила общества.

Наука – форма общественного сознания отражающая природный, социальный и внутренний мир человека, в понятиях, законах, теориях.

Особенностями науки являются использование  специфических форм, способов и приемов познания, специфик языка, фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов и схем объяснений.

Всю систему научного знания можно  разделить на три группы:

естественные

общественные

технические

Существуют прикладные и специализированные науки. Прикладные выходят на практику. В специализированных науках уровень  формируется на базе обще теоретического знания и обобщения данных прикладных наук.

Выделяют три главных компонента оснований научной деятельности:

идеалы и нормы исследования

научная картина мира

философские основания науки

Среди идеалов и норм могут быть выделены: познавательные установки и социальные нормативы.

В системе философских оснований  науки можно выделить две под  системы:

онтологическую, представляемую такими категориями как: вещь, свойство, случайность, время, пространство.

эпистимологическую (гносеологическую) представляемую такими категориями характеризуют познавательные процедуры и их результаты: истина методы знания доказательство и тд

Существуют два уровня познания:

Эмпирический – исследование, наблюдение, эксперименты

Теоретический – индукция, дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и идеализация.

Анализ – мысленное расчленение  целого объекта на составляющие его  части и изучение этих частей.

Синтез – мысленное воссоединение целого из частей выделенных с помощью анализа и конструирование идеального образа.

Абстрагирование – представляющая собой мысленное отвлечение от одних  свойств предмета и выделение  от других, фиксирование которых диктуется  непосредственными целями и задачами исследования.

Идеализация – конструируются идеализованные объекты не имеющие аналогов в действительности.

Формы научного познания:

научный факт

научная проблема

гипотеза

теория

 

Вопрос 36. Истина: понятие  и концепция. Объективность, относительность  и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь.

Истина - верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием к-рого в конечном счете является практика. Характеристика истинности относится именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения. Марксизм впервые сумел дать последовательно материалистическое обоснование понимания И., указал новые, диалектические аспекты ее изучения (Объективная истина. Абсолютная и относительная истина, Конкретность истины. Критерий истины, Теория и практика).

Одной из основных теорий является категория  истины. Истина делится на субъективную и объективную. Субъективная истина является таковой относительно …, в то время как объективная истина имеет общечеловеческий характер. Различают также абсолютную и относительную истину. Первая имеет вечный, а вторая временный характер и впоследствии может быть уточнена.

Критерии истины:

1. Непротиворечивость

2. Внутренняя связанность

3. Соответствие опытным данным

4. Практическая значимость

5. То, в чем согласны все люди.

   * Абсолютная истина —  это несомненное, неизменное, раз  и навсегда установленное знание.

 

    * Относительная истина  — философское понятие, отражающее  утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции)  трудно достижима. Согласно этой  теории, можно только приближаться  к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда.

 

    * Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философией.

Ложь - высказывание, искажающее действительное положение вещей. Гносеологически  Л. определил еще Аристотель, считая ложным то, что находится в противоречии с действительностью: если суждение соединяет то, что разъединено в действительности, или разъединяет то, что в действи тельности соединено, то оно ложно. От л. следует отличать бессмыслицу, или абсурд. С психологической и этической т. Эр. следует различать Л. сознательную и ненамеренную (Заблуждение).

Заблуждение - иллюзорное осознание  действительности, обусловленное в  каждый данный момент ограниченностью  общественно-исторической практики. 3. следует отличать от лжи - сознательного  искажения истины - и от возникающих вследствие неправильных действий индивида ошибок. То или иное понимание 3. связано о исходными принципами теории познания. Созерцательность домарксистской философии, напр., вела к отождествлению 3. с ошибкой, порожденной несовершенством познавательных способностей человека.

 

Вопрос 37. понятие диалектики, ее основные принципы. Диалектика и  метафизика.

Диалектика  - метод философского познания и способ мышления, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Как правило, такой анализ различных точек зрения сводится к столкновению противоположных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом.

Цель диалектического метода:

   1. Рассматривать предмет  со всех сторон и со всех  возможных позиций.

   2. Рационально, основываясь  на этом всестороннем анализе,  пытаться решать философские  проблемы.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"