Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 23:28, шпаргалка
Вопрос 1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук.
Объект, предмет и функции философии.
Философия (Пифагор автор слова фило — любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности.
Вопрос 24. Философские проблемы бытия и их соотношение.
В качестве системообразующего принципа философской картины мира выступает понятие бытия. Бытие - одно из фундаментальных понятий, которое задает широчайший спектр смыслов от обобщения мира в целом до осмысления уникальности и неповторимости бытия. Именно через это понятие, человек пытается осмыслить свое место в мире. Первый аспект проблемы бытия связан с осмыслением противоречивости единства бытия природы, как целого бытия вещей. Второй аспект связан с пониманием целостного единства бесконечного мира. Третий связан с идеей действительности, имеющей внутреннюю логику развития и предшествующей сознанию.Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии. Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность. Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй как идеальные.
"ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ" — марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно — проблемы соотношения бытия и сознания. Конституирование категориальных средств философии как рациональное осмысление и экспликация содержания универсалий культуры объектного, субъектного и субъект-объектного рядов задает мировоззренческую размерность философской проблематике: проблема места человека в мире артикулируется в философии как проблема соотношения бытия и сознания. Именно в проблемном контексте "О.В.Ф." был впервые эксплицитно сформулирован в рамках французского Просвещения; в философии Гегеля осмыслен как "разрешение противоположности между бытием и сознанием". В целом, немецкая философия конца 18 — середины 19 в. рассматривала фокусируемую "О.В.Ф." проблему как фундаментальную для философской традиции: "вся история философии вращается вокруг вопроса... об отношении духовного к материальному" (Фейербах). Однако важно, что означенная постановка "О.В.Ф." в домарксистской философии не лишает его логического статуса проблемы, т.е. не деформирует специфику философского мышления как мышления по определению проблемного, организующего себя в качестве интеллектуального движения в пространстве непреходяще значимых (и в этом смысле — "вечных"), культурно аранжированных, т.е. по-новому ставящихся каждой исторической эпохой (и в этом смысле — "нерешаемых"), проблем. В рамках марксизма "О.В.Ф." приобрел принципиальный смысл и аксиологическую нагруженность. В его содержании было выделено два аспекта ("две стороны О.В.Ф."): генетический аспект соотношения материи и сознания (так называемый вопрос о первичности) и функциональный (вопрос о познаваемости мира). Аксиологическая акцентировка марксизмом материализма — в генетическом, а также гносеологического оптимизма — в функциональном планах "О.В.Ф." имплицитно задают артикуляцию последнего именно как вопроса, т.е. такой логической формы, которая — в отличие от проблемы — предполагает возможность не только исчерпывающе финального, но и правильного ответа (см. соответствующее придание инвективной семантики самим понятиям идеализма и скептицизма в марксизме). Такой подход к философии инспирирует ее редукцию к доктринальному учению, продуцируя такие модусы ее существования, как программно-концептуальные кодексы и вопросно-ответная катехитика: от первых ее моделей у Энгельса до классического варианта в посвященном философии разделе "Краткого курса истории ВКП (б)" у Сталина. (См. также "Скандал в философии".) В проблемной же своей постановке "О.В.Ф." сохраняет свое конститутивное значение: в ответ на сформулированную К.Глюксман оценку его позиции на конференции в Клюни (1970) как "недооценивающей, чтобы не сказать отменяющей борьбу материализма и идеализма", Деррида возражает в том плане, что "значение этого невозможно переоценить". Наряду с этим, постмодернизм существенно трансформирует содержание "О.В.Ф." в русле характерного для постмодернистской парадигмы отказа от референциальной концепции знака и ориентации на "игровой принцип" аргументации (Деррида) и "игры истины" (Фуко). Так, по формулировке Фуко, "основной вопрос философии, понимаемый как вопрос о духовности, заключается в следующем: что представляют собой преобразования, совершаемые в бытии субъекта, необходимые для достижения истины?" — При условии, что философия как таковая трактуется как "форма мысли, которая... задается вопросом, что позволяет субъекту постигать истину" (Фуко). Однако, в целом, в философии постмодернизма с ее презумпцией отказа от линейного типа детерминизма (см. Нелинейных динамик теория) центральным объектом аналитики становится отдельное "событие" (Фуко), "сингулярность" (Делез), "интенсивность" (П.Вирилио) и т.п. Принципиально единичные и уникальные события обладают особым статусом бытия, не предполагающим их артикуляции ни в качестве материальных, ни в качестве идеальных, — статусом "эффекта" (Фуко): "событие всегда производит эффект и является эффектом". В этом отношении "философия события", с точки зрения Фуко, "должна была бы двигаться в парадоксальном направлении — в направлении материализма бестелесности". В этом контексте радикального постмодернистского отказа от метафизики и универсальной номадологической ориентации происходит смещение в акцентуации содержания "О.В.Ф.". В русле установок постмодернистски истолкованной генеалогии Фуко определяет в качестве центрального "вопроса философии" вопрос "о настоящем" — по определению Фуко, "вопросом философии долгое время было: "В этом мире, где все гибнет, — что есть не-преходящего? Что мы суть — мы, которые должны умереть, — в отношении к тому, что не проходит?" Мне кажется, что начиная с XIX века, философия непрестанно приближается к вопросу: "Что происходит теперь, и что такое мы — мы, которые, быть может, суть не что иное и не более, чем то, что происходит теперь?". Вопрос философии — это вопрос об этом настоящем, которое и есть мы сами".
Вопрос 25. понятие материи. Основные формы и свойства материи.
Материя — (от лат. materia - вещество) философская
категория для обозначения
Материя является обобщением понятия материального (и идеального, в силу их относительности). Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.
Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм.
Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются пространство и время, которые не существуют вне материи.
Вpемя и пpстpанство обладают общими свойствами. К ним относятся:
- объективность и
независимость от сознания
- их абсолютность как атpибутов матеpии;
- неpазpывная связь дpуг с дpугом и движением;
- единство пpеpывного и непpеpывного в их стpуктуpе;
- зависимость от пpоцессов pазвития и стpуктуpных изменений в
матеpиальных системах;
- количественная и
качественная бесконечность.Точ
Универсальными свойствами материи являются:
* несотворимость и неуничтожимость
* вечность существования во времени и бесконечность в пространстве
* материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие
* детерминированность всех явлений
* причинность - зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий
* отражение - проявляющется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления
Универсальные законы существования и развития материи:
* Закон единства и борьбы противоположностей
* Закон перехода количественных изменений в качественные
* закон причинности
Формы движения материи - основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:
1. в неорганической природе,
** пространственное перемещение;
** движение элементарных частиц и полей - электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;
** движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;
** изменения в структуре макроскопических тел - тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и др.;
** геологические процессы;
** изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;
2. в живой природе,
** обмен веществ,
** саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;
** взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
** внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
** надорганиэменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;
3. в обществе,
** многообразные проявления сознательной деятельности людей;
** все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.
Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.
Вопрос 26. философское и естественнонаучное представление о материи.
От философского понятия матеpии нужно отличать
естественнонаучные и социальные пpедставления о ее видах, стpуктуpе
и свойствах. Философское понимание матеpии отpажает объективную
pеальность миpа, а естественнонаучные и социальные пpедставления выpажают
его физические, химические, биологические, социальные свойства. Матеpия -
это объективный миp в целом, а не то , из чего он состоит. Отдельные
пpедметы, явления не состоят из матеpии, выступают конкpетными видами ее
существования, как, напpимеp, неживая, живая и социально
оpганизованная матеpия, элементаpные части, клетки, живые оpганизмы,
пpоизводственные отношения и т.д. Все эти виды существования матеpии
изучаются pазличными естественными, общественными и техническими науками.
Всеобщими атpибутами и основными способами существования матеpии
являются движение, пpостpанство и вpемя. Матеpия внутpенне активна,
она способна к качественным изменениям, и это говоpит о том, что она
находится в движении. Движение не случайное, а неотъемлемое свойство
матеpии, и «обнимает собой все пpоисходящие во вселенной изменения и
пpоцессы» (Ф.Энгельс, «Диалектика пpиpоды», т.20, стp.391).
Всеобщими атpибутами движущейся матеpии являются
пpостpанство и вpемя. вопpос об отношении вpемени и пpостpанства к матеpии
(т.е. является ли вpемя и пpостpанство pеальными, или это абстpакции,
существующие только в сознании), пpежде всего интеpесует философию.
Существуют pазличные взгляды на вопpос зависимости вpемени и
пpостpанства от матеpии. Так, философы-идеалисты pассматpивают вpемя
и пpостpанство как фоpмы чувственного созиpцания (Кант), то как
фоpмы индивидуального сознания (Беpкли), то как категоpию абсолютного духа
( Гегель).
Философы-матеpиалисты подчеpкивают объективность вpемени и
пpостpанства. Дpевние философы (Демокpит, Эпикуp), основывались на
атомистических учениях, естествоиспытатели вплоть до 20-го века
сpавнивали пpостpанство с пустотой (считая его одинаковым и неподвижным
всегда), а вpемя - как такое, котоpое пpотекает pавномеpно. Так,
естествознатели 18 - 19 вв., говоpя об объективности вpемени и
пpостpанства, pассматpивали их как самостоятельные фоpмы, отpывая дpуг
от дpуга, как существующие независимо от матеpии и движения.
Совpеменные ученые - физики опpовеpгли пpедставление о
пpостpанстве как о пустоте, и о вpемени, как о едином для
Вселенной.
Благодаpя своей теоpии относительности Эйнштейн показал, что вpемя и
пpостpанство существуют не сами по себе, а находятся в тесной
взаимосвязи, теpяя свою самостоятельность и выступая пpи этом как стоpоны
единого целого.
Теоpия оносительности доказала, что течение вpемени и
пpотяженность тел зависят от скоpости движения этих тел. Это
опpеделение диалектического матеpиализма.
внешнюю связь вpемени и пpостpанства с движущейся матеpией, а
считает, что движения является сущностью пpостpанства и вpемени.
Следовательно матеpия, движение, вpемя и пpостpанство неотъемлемы дpуг от
дpуга.
Зависимость свойств пpостpанства от физической пpиpоды
матеpиальных тел, физико-химические свойства котоpых
обуславливает pасположение атомов в них, обнаpужили исследования
Бутлеpова, Федоpова и их последователей.
Согласно диалектическому
матеpиализму, человеческое поз
pазвитии дает все более пpавильное и глубокое пpедставление о
вpемени и пpостpанстве как о pеальных и объективных фоpмах.
Вопрос 27. проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное.
Проблема сознания в философии.
Проблема идеального. Все учения разделяются
на материалистические и идеалистические.
Идеалисты выделяют субстанцией бытиядуховное
начало. Понятие идеального оперирует
и в рамках материалистической философии.
Идеальное не имеет четкого определения
ввиду множества подходов. Идеальное в
современном представлении определяется
через понятия сознания, психики, иногда
как космический разум, информационные
поля, но идеальное не является синонимом
этих понятий. Понятие идеального соотносят
с духовными монадами. Многие определения
идут из далекого прошлого, но их обсуждение
не утратило своей актуальности и в настоящее
время. Понятие идеального используется
для характеристики специфического бытия
объекта, в первую очередь- чтобы отличить
мысль объект объекте от самого объекта.
С точки зрения материалистической философии:
бытие определяет сознание. Сознаниесиноним
идеальногоэто неверно. Три точки зрения
на природу идеального: Природу идеального
ищут на стороне субъекта(Дубровин)
СОЗНАТЕЛЬНОЕ — по Фрейду — одна из трех систем (бессознательное — предсознательное — С.) человеческой психики, включающая в себя лишь то, что осознается субъектом в каждый данный момент времени. Фрейд полагал, что основная роль С. — это "роль органа чувств для восприятия психических качеств". С точки зрения Фрейда, С. есть "главным образом восприятие раздражений, приходящих к нам из внешнего мира, а также чувств удовольствия и неудовольствия, которые могут проистекать лишь изнутри нашего психического аппарата". По мысли Фрейда, психическая деятельность С: а) подчиняется схемам "вторичных процессов" — правилам грамматики и формальной логики; б) управляется принципом реальности, т.е. уменьшает неудовольствие инстинктивного напряжения посредством процедур адаптации. Согласно психоаналитическому пониманию, С. "является лишь качеством, которое может присоединиться или не присоединиться к отдельному душевному акту и которое никогда ничего не изменяет в нем, если оно не наступает". По мнению Фрейда, "большинство сознательных процессов сознательны только короткое время", и процесс возбуждения не оставляет в С. "как во всех других психических системах" длительного изменения его элементов. Классический психоанализ не считает С. сущностью психического и трактует понятие "С." как прежде всего чисто описательный термин.