Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 06:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Содержание

Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения 3
Вопрос 2. Специфика философского знания 5
Вопрос 3. Предмет и методы философии 6
Вопрос 4. Функции философии 7
Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии 8
Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии 11
Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии 12
Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая 13
Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм 14
Вопрос 10. Древнеиндийская философия 15
Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи 16
Вопрос 12. Древнегреческая философия: 17
Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции 19
Вопрос 14. Философия софистов и Сократа 21
Вопрос 15. Философия киников и стоиков 23
Вопрос 16. Философия Платона 25
Вопрос 17. Философия Аристотеля 28
Вопрос 18. Философия Эпикура 30
Вопрос 19. Теологическая философия средних веков 30
Вопрос 20. Философия Августина Блаженного 33
Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм) 34
Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения 35
Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения 36
Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения 39
Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков 42
Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии 44
Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции 45
Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени 47
Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность) 50
Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах 53
Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика 54
Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 55
Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 57
Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии 58
Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи 60
Вопрос 36. Философия Иммануила Канта 62
Вопрос 37. Философия Гегеля 65
Вопрос 38. Философия субъективного идеализма 68
Вопрос 39. Философия Шеллинга 70
Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму 71
Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов 73
Вопрос 42. Философия марксизма 73
Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта 75
Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея 76
Вопрос 45. Бытие 78
Вопрос 46. Материя (материальное бытие) 79
Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение 82
Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения 83
Вопрос 49. Диалектика 85
Вопрос 50. Альтернативы диалектики 88
Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека 90
Вопрос 52. Общество 93
Вопрос 53. Общество и природа 96
Вопрос 54. Познание (гносеология) 100
Вопрос 55. Философия истории 101
Вопрос 56. Будущее 104
Вопрос 57. Общая характеристика русской философии 105
Вопрос 58. Русская философия XIX в. 108
Вопрос 59. Русская философия ХХ в. 111
Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи 114
Вопрос 61. Психоанализ 117
Вопрос 62. Современная теологическая философия 119
Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии 120
Вопрос 64. Герменевтика 122
Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера) 123

Вложенные файлы: 1 файл

философия конспект лекций якушев.doc

— 996.50 Кб (Скачать файл)

Цель философии - помочь человеку "расшифровать" архетипы, понять их смысл, а через них — себя и окружающую действитель¬ность.

Эрих Фромм (1900 - 1980) поставил проблему противоречи¬вости человеческого существования.

Фромм выделяет следующие основные противоречия челове¬ческого существования:

• патриархат и матриархат;

• гуманистическое и авторитарное сознание;

• власть и подчинение;

• стремление к обладанию и просто жизнь;

• личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история);

• "свобода от" и "свобода для" — негативная и позитивная свободы. Цель философии, по Фромму, - помочь человеку решить

эти противоречия. Главный способ их решения - культивирова¬ние всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы "желание жизни" повсеместно вытесняло "желание смерти", разрушительные истины.

Одним из популярных на Западе направлений неофрейдизма является маркузианство, близкое по духу и к фрейдо-марксизму. Его основателем является Г. Маркузе (1898 — 1979).

209

Главное произведение Маркузе — "Одномерный Человек". Суть его в том, что современное "одномерное общество" воспи¬тывает нормального, но "одномерного человека", обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одно¬го направления — потребления. Человек-потребитель постепен¬но становится "винтиком", зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя.

Выход из данного положения, "прорыв" одномерного обще¬ства Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепо¬щенности, в сексуальной революции.

Вопрос 62. Современная теологическая философия

1. Теологическая  философия — одно из распространенных  фи¬лософских направлений.

Главными вопросами, находящимися в центре внимания тео¬логической философии, являются:

• бытие Бога как творца всего сущего;

• бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь. Говоря о современной теологической философии в целом, сле¬дует отметить, что она:

• стала ближе к человеку;

• освободилась от ряда догм;

• стала большое внимание уделять социальной гармонии, мо¬рали, нравственности, миру между народами.

2. Наиболее  авторитетное течение современной  теологической философии — неотомизм. Его видными представителями  явля¬ются Э. Жильсон (1884 - 1978), Ж. Маритэн (1882 - 1973), Ю. Бохельский (р. 1902), Е. Корет (р. 1919), К. Ранер (1904 - 1984), Ф. ван Стенберген (р. 1904), К. Войтыла (нынешний Папа Рим¬ский Иоанн Павел II, р. 1920).

База неотомизма — учение Фомы Аквинского. Центральный принцип — гармония веры и разума.

Современные неотомисты стремятся подняться над противо¬речиями между материей и идеей, гностицизмом и агностициз¬мом, эмпирической и рациональной формой познания.

Цель неотомистов:

• доказать правильность, истинность католицизма и католиче¬ской философии;

• приспособить католицизм к современным условиям;

• приблизить католицизм к простым людям.

210

Например, Папа Римский Иоанн Павел II (К. Войтыла) вы¬двинул идею, чтобы католическая Церковь признала ошибки прошлого и попросила за них прощения, в том числе за раздачу индульгенций, костры инквизиции, преследования науки.

Основными частями учения неотомизма являются:

• метафизика (общая и прикладная);

• гносеология;

• натурфилософия.

Метафизика - базовый раздел - состоит из:

• общей метафизики, состоящей, в свою очередь, из онтоло¬гии (учения о бытии) и природной теологии (философского учения о Боге);

• прикладной метафизики — учения об окружающем мире и человеке.

Основные цели неотомизма:

• креационизм (сотворение окружающего мира Богом);

• откровение (Бога о себе — в Библии);

• разделение сущности и существования (эссенции и экзи¬стенции);

• единство сущности и существования в Боге;

• подобие человека Богу;

• человек — единство материальной и духовной субстанции. Особое внимание неотомизм уделяет обществу, ценностям, мо¬рали.

3. Другим  направлением современной теологической  филосо¬фии, противостоящим неотомизму, является тейярдизм.

Его основоположник — современный теологический фило¬соф Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955).

Цель Тейяра де Шардена: создать феноменологию — ком¬плексную науку, которая соединяла бы в себе достижения наук и теологическую философию и объясняла бы основы Вселенной.

Важнейший принцип философии Тейяра де Шардена — эво¬люционизм, согласно которому всему в мире (живой, неживой природе) была присуща эволюция.

По своей направленности тейярдизм был реформаторским тече¬нием в теологической философии, во многом опирался на достиже¬ния естественных наук, критиковал многие догмы католицизма.

4. Также  к католическому направлению  принадлежит "теология освобождения", распространенная в Латинской Америке.

Ее главная идея — максимальное раскрепощение человека. Среди протестанской теологической философии наиболее распространены:

• либеральная теология (Шлейермахер, Гарнап, Трельч);

211

• теология кризиса (Барт, Нибур);

• экзистенциональная теология (Тиллих);

• "демифоногизированное христианство" (Бультман);

• безрелигиозное христианство — Больхьоферра. Главные идеи данных учений заложены в их названиях.

Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии

1. Позитивизм — направление философии, зародившееся в 30-е — 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), осво¬бодиться от любой оценочной роли, руководствоваться в иссле¬дованиях именно научным арсеналом средств (как и любая дру¬гая наука), опираться на научный метод.

Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857).

2. В своем  развитии позитивизм прошел четыре  основные стадии:

• классический позитивизм (О. Конта и Г. Спенсера);

• махизм;

• неопозитивизм;

• постпозитивизм.

Классический позитивизм О. Конта рассмотрен в вопросе 43 "Философия позитивизма Огюста Конта".

3. Махизм  нередко называют "второй формой  позитивизма". Его создателями  считаются Э. Мах (1836 — 1916) и Р. Авенариус. Основная идея махизма — в  основе философии должен лежать

критический опыт (в связи с этим данное направление имеет и еще одно название — эмпириокритицизм).

Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеаллистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представ¬ляются человеку в виде "комплекса ощущений". Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное ис¬следование человеческих ощущений.

А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать:

• во-первых, интегративной, "всеобщей" наукой;

• во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером).

212

Ввиду своего субъективного идеализма эмпириокритицизм частично расходился с самими принципами позитивизма, в силу чего не получил широкого распространения.

4. Наоборот, очень популярным и распространенным  в первой поло¬вине и середине XX в. направлением философии был  неопозитивизм.

Основными представителями неопозитивизма были:

• философы "Венского-кружка" (М. Шлик - основатель; его последователи - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах);

• представители Львовско-Варшавской школы (А. Тарский, Я. Лу¬касевич);

• Б. Рассел (1872 - 1970);

• Л. Витгенштейн (1889 - 1951).

Главная идея неопозитивизма — философия должна зани¬маться логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, — главное средство, через которое человек позитив¬но (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир.

Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим неопозитивизм сближа¬ется с герменевтикой).

Основной принцип неопозитивизма — принцип верификации — сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать — подвергнуть опытной проверке фактами.

Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) — верификации не подлежат, а следовательно, эти пробле¬мы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного науч¬ного разрешения. Они должны быть исключены из философии.

Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафи¬зических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

5. Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина — конец XX в.).

Его главными представителями считаются К. Поппер (1902 — 1994), Т. Кун (р. 1992).

Постпозитивизм отходит от приоритетности логического ис¬следования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки.

Главная цель постпозитивизма — исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания.

Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:

• как возникает новая теория?

213

• как она добивается признания?

• каковы критерии сравнения научных теорий, как родствен; ных, так и конкурирующих?

• возможно ли понимание между сторонниками альтернатив¬ных теорий?

Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания.

По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимоза¬висимости между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на фактах опыта), как и нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизи-ческие, ненаучные) проблемы из философии.

Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скач¬кообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция на¬правлена к росту и совершенствованию научного знания.

Можно выделить основные проблемы современного постпози¬тивизма:

• проблема фальсификации (следует ли отказываться от науч¬ной теории в целом при обнаружении в ней одного или не¬скольких ложных, оказавшихся неистинными фактов);

• проблема правдоподобия научных теорий (по каким крите¬риям проверить правдоподобность научных теорий);

• проблема рациональности (что такое рациональность в науке);

• проблема соизмеримости научных теорий (по каким крите¬риям следует выяснить родственность, соизмеримость науч¬ных теорий);

• проблема понимания, нахождения общих точек зрения меж¬ду представителями антагонистических теорий.

Вопрос 64. Герменевтика

1. Герменевтика - направление в философии, которое  исследу¬ет теорию и практику  истолкования, интерпретации, понима¬ния. Свое название герменевтика получила  от имени древнегре¬ческого бога  Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил поже¬лания людей богам.

Основные вопросы герменевтики:

• как возможно понимание?

• как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Главная идея герменевтики: существовать - значит быть по¬нятым.

214

Предметом исследования, как правило, является текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:

• "герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем;

• "герменевтический круг" — циклический характер процесса понимания.

Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтиче¬ских ситуаций - случаев, когда необходимо правильное истол¬кование и понимание текста.

2. Первыми  герменевтами были средневековые  теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались "расшифров¬кой" смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии.

К числу современных философов- герменевтов можно отне¬сти Ф. Шлейермахера (1768 - 1834), М Хайдеггера (1889 - 1976), Г. Гадамера (р. 1900), П. Рикера (р. 1913).

Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода — грамматический и психологический. С помощью пер¬вого выявляется "дух языка", с помощью второго — "дух автора".

Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родст¬венности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех уси¬лиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и чита¬теля в тексте не останется скрытого смысла и он не будет нуж¬даться в толковании.

Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью):

• дивинации — искусственного "вчувствования", "вживания" в душу автора произведения;

• сравнения — сопоставления фактов, других данных. Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу

автора, текст будет полностью понят.

Взгляды раннего Хайдеггера совмещают в себе герменевтику и экзистенциализм и посвящены бытийной (онтологической), а не познавательной (гносеологической) стороне герменевтики.

Хайдеггер выводит учение об экзистенциалах - условиях чело¬веческого существования. Их два - положенность и понимание:

• положенность — человеческое бытие определено не мышле¬нием, а фактом своего пребывания в мире (человек вначале "положен", то есть он есть, а уже затем мыслит);

• понимание — человек обнаруживает, что он есть, становится понимающим, а понимание — это истолкование и интерпре¬тация (человек истолковывает свое бытие в мире определен¬ным образом, и данное истолкование есть понимание чело¬веком смысла своей жизни, своего места в мире).

215

Человеческое бытие, по Хайдеггеру, изначально герменевтич¬но (основано на понимании).

Ганс Гадамер призывал к тому, чтобы философия с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (гер¬меневтики).

Человеческое существование невозможно без переживания собственного бытия.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"