Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 22:23, шпаргалка
Вопрос №1. Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры.
Возникла философия в VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии.
Исторически первой формой мировоззрения считается мифология. Миф — это первомысли человечества. Именно в мифологической форме существовали первоначальные ответы на вопросы об устройстве мирозда¬ния, возникновении культуры и человека.
Вопрос 37Понятие движения, изменения, развития и прогресса. Диалектическая концепция развития.Диалектикой в античности называли искусство спора ради достижения истины. Платон называл диалектиком человека, который умел ставить вопросы и давать ответы. Диалектике противостояла эристика – искусство спора ради победы в нем любой ценой. Сегодня диалектикой называют учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Как связаны первое и последнее значение слова «диалектика»? Вспомним для этого поговорку «В споре рождается истина», которая возникла еще в античности. Спор – это борьба противоположных мнений, тезиса и антитезиса. Считалось, что именно в борьбе этих противоположностей происходит развитие наших знаний. Именно эту мысль выражает оговорка.
Итак, существует объективная действительность, а человеческие умы, сталкиваясь между собой в споре, развивают знание о ней. Борьба противоположных мнений – источник развития наших знаний. Первична действительность, вторично сознание, внутри которого в борьбе противоположных мнений формируется истинное знание об этой действительности. Таково исторически первое понимание диалектики.
Но если в борьбе противоположностей происходит развитие знаний о действительности, значит, такую же роль она играет и в самой действительности. Произошло обобщение тезиса «В борьбе противоположных мнений рождается новое знание» до принципа «Борьба противоположностей является источником всякого развития» Это обобщение осуществил Гегель. Он был объективным идеалистом. С его точки зрения первична абсолютная идея, которая по существу совпадает у него с пантеистически понимаемым Богом. Реальный мир, существующий вне человеческого сознания, вторичен. Не мир отражается в человеческом сознании посредством борьбы противоположных мнений, тезиса и антитезиса, а борьба тезиса и антитезиса внутри абсолютной идеи является источником развития мира. Сначала абсолютная идея движется сама по себе, затем воплощается в природу. Третья стадия ее саморазвития – человеческое сознание, в котором она проходит фазы искусства, религии и философии.
Третий этап истории термина «диалектика» - марксистская философия. Отношение бытия и сознания здесь было перевернуто в очередной раз: борьба противоположностей, тезиса и антитезиса была истолкована как источник развития самого объективного мира, Мир не создан никем из богов и никем из людей, он первичен по отношению к человеческому сознанию и развивается по имманентным законам. Движущей силой его развития является борьба противоположностей.
Движение - это изменение вообще, смена содержания во времени, последовательное бытие и небытие определений субстанции (Кант). Это всеобщая форма существования материи наряду с пространством и временем. В основе всех форм движения лежит закон сохранения: Ex nihilo nihil fit. Движение так же немыслимо без материи, как и без пространства и времени.
Пять форм движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.
Различают движение-повторение и движение - развитие.
РАЗВИТИЕ – это переход от старого к новому. Различают два вида развития: регресс и прогресс. «Новое» и «старое» - относительные понятия. Новое состояние данного организма в других организмах повторялось миллионы раз. Развитие ребенка – движение от старого к новому для него. В филогенезе – это повторение. Возникает вопрос: а существует ли развитие в абсолютном смысле? Развивается ли мир в целом, универсум, бесконечный в пространстве и времени? Это сложный, активно обсуждаемый вопрос.
ПРОГРЕСС ( от лат. рrogressus - движение вперед, успех) - изменение не просто от старого к новому, а от низшего к высшему, явление, впервые обнаруженное в высших областях природы и распространенное на мир в целом. Раз есть прогресс в человеческом обществе, значит, он есть во всех областях, в том числе и в мире в целом.
соотношения философии и науки) — учение о взаимоотношении философии и науки, согласно которому они представляют собой качественно различные по многим параметрам виды знания, однако внутренне взаимосвязаны между собой и активно используют когнитивные ресурсы друг друга в процессе функционирования и развития каждого из них. Это доказывается всей историей их развития и взаимодействия. Конкретным выражением внутренней взаимосвязи философии и науки является, с одной стороны, наличие слоя философских оснований у всех фундаментальных научных теорий, а с другой — слоя частно-научного знания, используемого в философской аргументации и построениях. Граница между философским и конкретно-научным знанием является исторически подвижной и относительной. Однако она всегда имеет место благодаря структурированности сознания и наличия в нем различных типов и слоев знания и ценностей. Философия выполняет по отношению к частным наукам интерпретативную, оценочную и общекультурную адаптивную функции. Это связано с тем, что наука есть органическая часть культуры, именно в философии культура рефлектирует себя как целое. Вторым конкретным выражением необходимости внутренней взаимосвязи философии и науки является разработка такой «кентавровой» области знания как «философия науки». Большой вклад в ее становление и развитие внесли как крупные философы (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Кант, Рассел, Бергсон и др.), так и классики науки (Галилей, Ньютон, Эйнштейн, Пуанкаре, Гильберт, Бор, Гейзенбсрг, Пригожий, Моисеев и др.). (См. философия, наука, философия науки).
Вопрос 38 Основные законы Диалектики Диалектика – это учение о развитии, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Идея развития является сущностным принципом мировоззрения. Платон полагал, что развитие (становление – в его философии) не «дотягивает» до уровня идей, подлинного бытия, но оно и не сводится до уровня материи, т.е. бездуховного бытия. Есть состояние лучшее, чем развитие, т.е. идея, но есть и худшее, чем развитие, т.е. небытие. Развитие опосредует связи этих миров, его роль служебная, посредническая. Закон – это внутренняя и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. Закон есть отражение существенного. В диалектике существуют три закона: закон единства и борьбы противоположностей, указывающий на источник развития; закон перехода количества в качество, указывающий на «механизм развития»; закон отрицания отрицания, показывающий тенденцию развития. Диалектические законы развития выражают существенных связи вещей.
Идея развития в философии и науке ХХ в. Мы можем наблюдать внутренние и внешние противоречия классической теории развития в ХХ в.:
• Противоречия между идеей бесконечного развития и идеей человека как высшей конечной формы этого развития.
• Расхождения диалектики и идеи развития. • Критическая диалектика, «негативная диалектика», «экзистенциальная диалектика» как типы диалектики без идеи развития. • Концепции «творческой эволюции», «эмерджентной эволюции» как типы теории развития без диалектики. • Ограничение сферы действия законов развития в системных методологиях. • Герменевтика представляет игру как принцип развития. Категория (греч. высказывание, свидетельство) – форма выражения в понятиях наиболее общих, существенных свойств и законов природы, общества, мышления и отношения человека к миру. Сущность и явление – универсальные категории философии, выражающие предельную противоположность между умопостигаемыми и чувственно воспринимаемыми сторонами вещей. Сущность – внутреннее, законосообразное, самодействующее, скрытое, творящее начало бытия. Явление – внешнее, случайное, зависимое от другого, видимое, производное начало мира. Видимость, кажимость, проблема превращенных форм. Возможность взаимоотчуждения сущности и явления. Эссенциализм и феноменализм как искаженно-отчужденные образы сущности и явления. Целое и часть – философские категории, выражающие отношения единого и многого (непрерывного и дискретного) во всех типах бытия и знания. Целое как совокупность элементов, образующих нечто единое, сложное, структурированное. Часть как элемент целого и как форма его проявления. Функциональные, генетические, структурные и правленческие отношения частей внутри целого. Диалектика целого и частей: 1. Целое равно сумме частей; целое больше суммы частей. 2. Целое предшествует частям; части предшествуют целому. 3. Целое – причина частей; части – причина целого. 4. Синтетическое познание целого через части; аналитическое познание частей через целое. Монада и душа как формы целого без частей. Холизм и меризм как искаженные образы диалектики целого и части. Всеобщее, особенное и единичное – философские категории, выражающие связи между вещами, их законами и условиями их бытия. В количественном плане всеобщее обозначает свойство, присущее всем предметам данного класса; особенное фиксирует свойство только некоторых экземпляров; единичное указывает на свойства, присущие только одному экземпляру. В качественном плане всеобщее выражает закон класса вещей; особенное обозначает условия проявления закона; единичное представляет собой живую конкретность как единство многообразных условий, законов. Проблема бытия всеобщего: реализм, номинализм, концептуализм и диалектика как варианты решения данной проблемы. Абстрактно-всеобщее и конкретно-всеобщее в философии Гегеля и Маркса. Содержание и форма – универсальные философские категории, выражающие противоположность между бытием самим по себе и бытием для другого. Содержание как субстрат, состав, материал вещей, как их неупорядоченное самоизменение.Форма как организация, упорядочивание вещей и их движения в системные и структурные образы. Форма как способ связи и соотношения частей предмета. Внутренняя и внешняя форма.Причина и следствие – философские категории, выражающие генетически-порождающий тип взаимодействий в мире. Учение Аристотеля о четырех причинах. Детерминизм и причинность. Детерминизм и индетерминизм. Причинность в вероятностных процессах. Причина, условия, повод. Телеология и ее исторические судьбы. Телеономия. Действительность и возможность – универсальные философские категории, выражающие соотношения между различными степенями реальности вещей. Невозможность, абстрактная возможность, реальная возможность и действительность. Действительность как реальность в форме самодействия. Возможность как реальность в форме условий. Возможность и вероятность. Необходимость и случайность – философские категории, отражающие соотношения между абсолютными и относительными свойствами бытия. Необходимость как рок, как всеобщий неизвестный закон всего сущего. Необходимость как внутренняя самообусловленность, как причина самое себя.
Вопрос 39. Проблема сознания в философии. Возникновение сознания, его сущность и структура.
Понятие «сознание» - одно из самых древних в философии. С помощью понятия «сознания» раскрывается способность человека отражать окружающий мир и себя в нём. Понятие «сознание» - исходное значение проявлений всех форм и проявлений в духовности. Сознание является объектом изучения философии, психологии, педагогики и других наук. Сознание – это специфический, невидимый, неосязаемый, невесомый и сверхсложный объект научного исследования. В истории философии выделяют четыре основных точки зрения по вопросу сознания:
1.Философский материализм (линия Демокрита). Сознание – это сложный исследовательский процесс, отражения человеком внешнего мира, который (процесс) включает в себя следующие элементы:
1) Ощущения, восприятия, представления;
2) Самосознание;
3) Чувства, эмоции;
4) Воля.
Представители философского материализма считают, что сознание – это закономерное следствие эволюции живой природы; сознание вторично.
2.Философский идеализм (линия Платона). Сознание – это некая изначальная давность, присутствующая в мире; сознание – это субстанция (основа всех вещей и явлений); сознание – первично.
3.Гилозолизм. Вся материя, природа обладает сознанием, но в разной степени.
4.Вульгарный материализм. Во второй половине XIX века, группа естествоиспытателей (Гюхнер и др.) стали доказывать, что сознание и физиологические процессы, которые протекают в мозгу, тождественны. Сознание – это движение мозгового вещества, качество которого зависит от качества пищи. «Человек – есть, то, что ест».
Большой вклад в изучение сознание внесли русские учёные: Павлов, Ухтомский и др. Учёные установили, что мозг – это сложная структура, которая вмещает в себя 40-50 млрд. клеток, каждая из которых имеет контакты с 10.000 соседних клеток. Гениальность человека зависит от гибкости и скорости этих контактов. Нормальный мозг способен вместить информацию равную 500 Британским Энциклопедиям, каждая из которых составляет 33 тома. Вес мозга, для нормального функционирования, равен 1000 граммов, а если меньше, то имеет место явление дебилизма. Мозг человека используется лишь на 5-7%.
Учёные установили, какие участки мозга отвечают за те или иные виды деятельности человека:
1. Тыловая зона – аккумулирует чувства и создаёт связку;
2. Лобная часть – рассуждение, умозаключения, выработка плана дальнейших действий.
3. Верхняя височная – складирует информацию, которой мы регулярно пользуемся (память).
Сознание – это продукт общественного развития
Вопрос 40Сознательное и бессознательное. Коллективное бессознательное как память человечества.
Сознание не является единственным
уровнем, на котором представлены психические
процессы, свойства и состояния человека,
и далеко не все, что воспринимается и
управляет поведением человека, актуально
осознается им. Кроме сознания у человека
есть и бессознательное. Это — те явления,
процессы, свойства и состояния, которые
по своему действию на поведение похожи
на осознаваемые психические, неактуально
человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются.
Их по традиции, связанной с сознательными
процессами, также называют психическими.Бессознательное
начало так или иначе представлено практически
во всех психических процессах, свойствах
и состояниях человека. Есть бессознательные
ощущения, к которым относятся ощущения
равновесия, проприоцептивные (мышечные)
ощущения. Есть неосознаваемые зрительные
и слуховые ощущения, которые вызывают
непроизвольные рефлексивные реакции
в зрительной и слуховой центральных системах.Бессознательная
память — это та память, которая связана
с долговременной и генетической памятью.
Это та память, которая управляет мышлением,
воображением, вниманием, определяя содержание
мыслей человека в данный момент времени,
его образы, объекты, на которые направлено
внимание. Бессознательное мышление особенно
отчетливо выступает в процессе решения
человеком творческих задач, а бессознательная
речь — это внутренняя речь.Есть и бессознательная
мотивация, влияющая на направленность
и характер поступков, многое другое, не
осознаваемое человеком в психических
процессах, свойствах и состояниях. Бессознательное
в личности человека — это те качества,
интересы, потребности и т. п., которые
человек не осознает у себя, но которые
ему присущи и проявляются в разнообразных
непроизвольных реакциях, действиях,
психических явлениях. Одно из таких явлений
— ошибочные действия, оговорки, описки.
В основе другой группы бессознательных
явлений лежит непроизвольное забывание
имен, обещаний, намерений, предметов,
событий и другого, что прямо или косвенно
связано для человека с неприятными переживаниями.
Третья группа бессознательных явлений
личностного характера относится, к разряду
представлений и связана с восприятием,
памятью и воображением: сновидения, грезы,
мечты.Сознание управляет самыми сложными
формами поведения, требующими постоянного
внимания и сознательного контроля, и
включается в действие в следующих случаях:
(а) когда перед человеком возникают неожиданные,
интеллектуально сложные проблемы, не
имеющие очевидного решения, (б) когда
человеку требуется преодолеть физическое
или психологическое сопротивление на
пути движения мысли или телесного органа,
(в) когда необходимо осознать и найти
выход из какой-либо конфликтной ситуации,
которая сама собой разрешиться без волевого
решения не может, (г) когда человек неожиданно
оказывается в ситуации, содержащей в
себе потенциальную угрозу для него в
случае непринятия немедленных действий.Третий
тип бессознательных явлений — те, о которых
говорит 3. Фрейд касающихся личностного
бессознательного. Это — желания, мысли,
намерения, потребности, вытесненные из
сферы человеческого сознания под влиянием
цензуры.КОЛЛЕКТИВНОЕБЕССОЗНАТ