Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос №1. Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры.
Возникла философия в VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии.
Исторически первой формой мировоззрения считается мифология. Миф — это первомысли человечества. Именно в мифологической форме существовали первоначальные ответы на вопросы об устройстве мирозда¬ния, возникновении культуры и человека.

Вложенные файлы: 1 файл

filshpargalka.doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос 37Понятие движения, изменения, развития и прогресса. Диалектическая концепция развития.Диалектикой в античности называли искусство спора ради достижения истины. Платон называл диалектиком человека, который умел ставить вопросы и давать ответы. Диалектике  противостояла эристика – искусство спора ради победы в нем любой ценой. Сегодня диалектикой называют учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Как связаны первое и последнее значение слова «диалектика»? Вспомним для этого поговорку «В споре рождается истина», которая  возникла еще в античности. Спор – это борьба противоположных мнений, тезиса и антитезиса. Считалось, что именно в борьбе этих противоположностей  происходит развитие наших знаний. Именно эту мысль выражает оговорка.

 Итак, существует объективная  действительность, а человеческие умы, сталкиваясь между собой в споре, развивают знание о ней. Борьба противоположных мнений – источник развития наших знаний. Первична действительность, вторично сознание, внутри которого в борьбе противоположных мнений формируется истинное знание об этой действительности. Таково исторически первое понимание диалектики.

Но если в борьбе противоположностей происходит развитие знаний о действительности, значит, такую же роль она играет и в самой действительности. Произошло обобщение тезиса «В борьбе противоположных мнений рождается новое знание»  до принципа «Борьба противоположностей является источником всякого развития» Это обобщение осуществил  Гегель. Он был объективным идеалистом. С его точки зрения первична абсолютная идея, которая по существу совпадает у него с пантеистически понимаемым Богом.  Реальный мир, существующий вне человеческого сознания, вторичен. Не мир отражается в человеческом сознании посредством борьбы противоположных мнений, тезиса и антитезиса, а борьба тезиса и антитезиса внутри абсолютной идеи является источником развития мира. Сначала абсолютная идея движется сама по себе, затем воплощается в природу. Третья стадия ее саморазвития – человеческое сознание, в котором она проходит фазы искусства, религии и философии.

Третий этап истории термина «диалектика» - марксистская философия. Отношение бытия и сознания здесь было перевернуто в очередной раз: борьба противоположностей, тезиса и антитезиса была истолкована как источник развития самого объективного мира, Мир не создан никем из богов и никем из людей, он  первичен по отношению к человеческому сознанию и развивается по имманентным законам. Движущей силой его развития является борьба противоположностей.

Движение - это  изменение вообще, смена содержания во времени,  последовательное бытие и небытие определений субстанции (Кант). Это всеобщая форма существования материи наряду с пространством и временем. В основе всех форм движения лежит закон сохранения:  Ex nihilo nihil fit. Движение  так же немыслимо без материи,  как и без пространства и времени.

Пять форм движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.

Различают   движение-повторение и движение - развитие.

РАЗВИТИЕ – это  переход от старого к новому. Различают  два вида развития: регресс и прогресс. «Новое» и «старое» - относительные понятия.  Новое состояние данного организма в других организмах повторялось миллионы раз. Развитие ребенка – движение от старого к новому для него. В филогенезе – это повторение. Возникает вопрос: а существует ли развитие в абсолютном смысле? Развивается ли мир в целом, универсум, бесконечный в пространстве и времени? Это сложный, активно обсуждаемый вопрос.

ПРОГРЕСС  ( от лат.  рrogressus  - движение вперед, успех) - изменение не просто от старого к новому, а от низшего к высшему, явление, впервые обнаруженное в высших   областях природы и распространенное на мир в целом. Раз есть прогресс в человеческом обществе, значит, он есть во всех областях, в том числе и в мире в целом. 

 

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

соотношения философии и науки) — учение о взаимоотношении философии и науки, согласно которому они представляют собой качественно различные по многим параметрам виды знания, однако внутренне взаимосвязаны между собой и активно используют когнитивные ресурсы друг друга в процессе функционирования и развития каждого из них. Это доказывается всей историей их развития и взаимодействия. Конкретным выражением внутренней взаимосвязи философии и науки является, с одной стороны, наличие слоя философских оснований у всех фундаментальных научных теорий, а с другой — слоя частно-научного знания, используемого в философской аргументации и построениях. Граница между философским и конкретно-научным знанием является исторически подвижной и относительной. Однако она всегда имеет место благодаря структурированности сознания и наличия в нем различных типов и слоев знания и ценностей. Философия выполняет по отношению к частным наукам интерпретативную, оценочную и общекультурную адаптивную функции. Это связано с тем, что наука есть органическая часть культуры, именно в философии культура рефлектирует себя как целое. Вторым конкретным выражением необходимости внутренней взаимосвязи философии и науки является разработка такой «кентавровой» области знания как «философия науки». Большой вклад в ее становление и развитие внесли как крупные философы (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Кант, Рассел, Бергсон и др.), так и классики науки (Галилей, Ньютон, Эйнштейн, Пуанкаре, Гильберт, Бор, Гейзенбсрг, Пригожий, Моисеев и др.). (См. философия, наука, философия науки). 

 

Вопрос 38 Основные законы Диалектики Диалектика – это учение о развитии, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Идея развития является сущностным принципом мировоззрения. Платон полагал, что развитие (становление – в его философии) не «дотягивает» до уровня идей, подлинного бытия, но оно и не сводится до уровня материи, т.е. бездуховного бытия. Есть состояние лучшее, чем развитие, т.е. идея, но есть и худшее, чем развитие, т.е. небытие. Развитие опосредует связи этих миров, его роль служебная, посредническая. Закон – это внутренняя и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. Закон есть отражение существенного. В диалектике существуют три закона: закон единства и борьбы противоположностей, указывающий на источник развития; закон перехода количества в качество, указывающий на «механизм развития»; закон отрицания отрицания, показывающий тенденцию развития. Диалектические законы развития выражают существенных связи вещей.

Идея развития в философии и науке ХХ в. Мы можем наблюдать внутренние и внешние противоречия классической теории развития в ХХ в.:

• Противоречия между идеей бесконечного развития и идеей человека как высшей конечной формы этого развития.

• Расхождения диалектики и идеи развития. • Критическая диалектика, «негативная диалектика», «экзистенциальная диалектика» как типы диалектики без идеи развития. • Концепции «творческой эволюции», «эмерджентной эволюции» как типы теории развития без диалектики. • Ограничение сферы действия законов развития в системных методологиях. • Герменевтика представляет игру как принцип развития. Категория (греч. высказывание, свидетельство) – форма выражения в понятиях наиболее общих, существенных свойств и законов природы, общества, мышления и отношения человека к миру. Сущность и явление – универсальные категории философии, выражающие предельную противоположность между умопостигаемыми и чувственно воспринимаемыми сторонами вещей. Сущность – внутреннее, законосообразное, самодействующее, скрытое, творящее начало бытия. Явление – внешнее, случайное, зависимое от другого, видимое, производное начало мира. Видимость, кажимость, проблема превращенных форм. Возможность взаимоотчуждения сущности и явления. Эссенциализм и феноменализм как искаженно-отчужденные образы сущности и явления. Целое и часть – философские категории, выражающие отношения единого и многого (непрерывного и дискретного) во всех типах бытия и знания. Целое как совокупность элементов, образующих нечто единое, сложное, структурированное. Часть как элемент целого и как форма его проявления. Функциональные, генетические, структурные и правленческие отношения частей внутри целого. Диалектика целого и частей: 1. Целое равно сумме частей; целое больше суммы частей. 2. Целое предшествует частям; части предшествуют целому. 3. Целое – причина частей; части – причина целого. 4. Синтетическое познание целого через части; аналитическое познание частей через целое. Монада и душа как формы целого без частей. Холизм и меризм как искаженные образы диалектики целого и части. Всеобщее, особенное и единичное – философские категории, выражающие связи между вещами, их законами и условиями их бытия. В количественном плане всеобщее обозначает свойство, присущее всем предметам данного класса; особенное фиксирует свойство только некоторых экземпляров; единичное указывает на свойства, присущие только одному экземпляру. В качественном плане всеобщее выражает закон класса вещей; особенное обозначает условия проявления закона; единичное представляет собой живую конкретность как единство многообразных условий, законов. Проблема бытия всеобщего: реализм, номинализм, концептуализм и диалектика как варианты решения данной проблемы. Абстрактно-всеобщее и конкретно-всеобщее в философии Гегеля и Маркса. Содержание и форма – универсальные философские категории, выражающие противоположность между бытием самим по себе и бытием для другого. Содержание как субстрат, состав, материал вещей, как их неупорядоченное самоизменение.Форма как организация, упорядочивание вещей и их движения в системные и структурные образы. Форма как способ связи и соотношения частей предмета. Внутренняя и внешняя форма.Причина и следствие – философские категории, выражающие генетически-порождающий тип взаимодействий в мире. Учение Аристотеля о четырех причинах. Детерминизм и причинность. Детерминизм и индетерминизм. Причинность в вероятностных процессах. Причина, условия, повод. Телеология и ее исторические судьбы. Телеономия. Действительность и возможность – универсальные философские категории, выражающие соотношения между различными степенями реальности вещей. Невозможность, абстрактная возможность, реальная возможность и действительность. Действительность как реальность в форме самодействия. Возможность как реальность в форме условий. Возможность и вероятность. Необходимость и случайность – философские категории, отражающие соотношения между абсолютными и относительными свойствами бытия. Необходимость как рок, как всеобщий неизвестный закон всего сущего. Необходимость как внутренняя самообусловленность, как причина самое себя.

Вопрос 39. Проблема сознания в философии. Возникновение сознания, его сущность и структура.

Понятие «сознание» - одно из самых древних в философии. С помощью понятия «сознания» раскрывается способность человека отражать окружающий мир и себя в нём. Понятие «сознание» - исходное значение проявлений всех форм и проявлений в духовности. Сознание является объектом изучения философии, психологии, педагогики и других наук. Сознание – это специфический, невидимый, неосязаемый, невесомый и сверхсложный объект научного исследования. В истории философии выделяют четыре основных точки зрения по вопросу сознания:

1.Философский материализм (линия Демокрита). Сознание –  это сложный исследовательский  процесс, отражения человеком внешнего мира,  который (процесс) включает в себя следующие элементы:

1) Ощущения, восприятия, представления;

2) Самосознание;

3) Чувства, эмоции;

4) Воля.

Представители философского материализма считают, что сознание – это закономерное следствие эволюции живой природы; сознание вторично.

2.Философский идеализм (линия Платона). Сознание – это некая изначальная давность, присутствующая в мире; сознание – это субстанция (основа всех вещей и явлений); сознание – первично.

3.Гилозолизм. Вся материя, природа обладает сознанием, но  в разной степени.

4.Вульгарный материализм. Во второй половине XIX века, группа естествоиспытателей (Гюхнер и др.) стали доказывать, что сознание и физиологические процессы, которые протекают в мозгу, тождественны. Сознание – это движение мозгового вещества, качество которого зависит от качества пищи. «Человек – есть, то, что ест».

Большой вклад в изучение сознание внесли русские учёные: Павлов, Ухтомский и др. Учёные установили, что мозг – это сложная структура, которая вмещает в себя 40-50 млрд. клеток, каждая из которых имеет контакты с 10.000 соседних клеток. Гениальность человека зависит от гибкости и скорости этих контактов. Нормальный мозг способен вместить информацию равную 500 Британским Энциклопедиям, каждая из которых составляет 33 тома. Вес мозга, для нормального функционирования, равен 1000 граммов, а если меньше, то имеет место явление дебилизма. Мозг человека используется лишь на 5-7%.

Учёные установили, какие участки мозга отвечают за те или иные виды деятельности человека:

1. Тыловая зона – аккумулирует чувства и создаёт связку;

2. Лобная часть – рассуждение, умозаключения, выработка плана дальнейших действий.

3. Верхняя височная – складирует информацию, которой мы регулярно пользуемся (память).

Сознание – это продукт общественного развития

 

Вопрос 40Сознательное и бессознательное. Коллективное бессознательное как память человечества.

Сознание не является единственным уровнем, на котором пред­ставлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, неактуально человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с созна­тельными процессами, также называют психическими.Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосо­знаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.Бессознательная память — это та память, которая связана с дол­говременной и генетической памятью. Это та память, которая управ­ляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержа­ние мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление осо­бенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творче­ских задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направлен­ность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое чело­веком в психических процессах, свойствах и состояниях. Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизволь­ных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений — ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намере­ний, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бес­сознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими по­стоянного внимания и сознательного контроля, и включается в дей­ствие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие оче­видного решения, (б) когда человеку требуется преодолеть физиче­ское или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой раз­решиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожи­данно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.Третий тип бессознательных явлений — те, о которых говорит 3. Фрейд касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цен­зуры.КОЛЛЕКТИВНОЕБЕССОЗНАТЕЛЬНОЕсверхиндивидуальная душевная деятельность, объективная часть психики; является универсальным основанием, фундаментом для душевной жизни каждого индивида, источником всех возможных представлений и жизненных переживаний; передается по наследству с древних времен через формы мнемических образов, через структуры мозга и симпатическую нервную систему, Содержаниями К. б. являются мифологические праформы, мотивы, символы и архетипы. Они не могут быть представлены в актах созерцания непосредственно, но становятся доступными для наблюдения в виде проекций и манифестаций как религиозные верования, произведения искусства, фольклорные произведения, мифы и сказки, астрологические и алхимические представления,

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"