Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос №1. Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры.
Возникла философия в VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии.
Исторически первой формой мировоззрения считается мифология. Миф — это первомысли человечества. Именно в мифологической форме существовали первоначальные ответы на вопросы об устройстве мирозда¬ния, возникновении культуры и человека.

Вложенные файлы: 1 файл

filshpargalka.doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

К трудностям социального познания, объясняемым объективными причинами, т. е. причинами, имеющими основания в специфике объекта, добавляются и трудности, связанные с субъектом познания. Таким субъектом является в конечном счете сам человек, хотя и вовлеченный в общественные связи и научные сообщества, но имеющий свой индивидуальный опыт и интеллект, интересы и ценности, потребности и пристрастия и т.д. Таким образом, при характеристике социального познания следует иметь в виду также и его личностный фактор.

Наконец, необходимо отметить социально-историческую обусловленность социального познания, в том числе уровнем развития материальной и духовной жизни общества, его социальной структурой и господствующими в нем интересами.

Вместе с тем указанная специфика во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания: онтологическую, гносеологическую и ценностную (аксиологическую).

1. Онтологическая (от греч. on (ontos) — сущее) сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития. Вместе с тем она затрагивает и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек, в той степени, в какой он включен в систему общественных отношений. В рассматриваемом аспекте указанная выше сложность социальной жизни, а также ее динамичность в сочетании с личностным элементом социального познания являются объективной основой многообразия точек зрения по вопросу о сущности социального бытия людей.

2. Гносеологическая (от  греч. gnosis — знание) сторона социального  познания связана с особенностями  самого этого познания, прежде  всего с вопросом о том, способно  ли оно формулировать собственные  законы и категории и имеет ли оно их вообще. Другими словами, речь идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, то есть от того, признается ли объективное существование общества и наличие в нем объективных законов. Как и вообще в познании, в социальном познании онтология во многом определяет гносеологию.

3. Помимо онтологической  и гносеологической сторон социального познания существует и ценностная — аксиологическая его сторона (от греч. axios — ценный), играющая важную роль в понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных познающих субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала познания — с выбора объекта исследования. Этот выбор осуществляется конкретным субъектом с его жизненным и познавательным опытом, индивидуальными целями и задачами. Кроме того, ценностные предпосылки и приоритеты во многом определяют не только выбор объекта познания, но и его формы и методы, а также специфику истолкования результатов социального познания.То, как исследователь видит объект, что он в нем постигает и как он его оценивает, вытекает из ценностных предпосылок познания. Различие ценностных позиций обусловливает различие в результатах и выводах noзнания.

 

 

 

 

 

 

Вопрос 46.Практика как основа и цель познания

 
Практика по отношению к познанию выполняет ряд функций: 
- Дает необходимый практический материал 
- Ставит перед субъектом познавательные задачи

Практика–способ приложения знаний, цель познания. 
Познание по отношению к практике выполняет функции: 
- Информативно–отражательная функция 
- Проектно–конструктивная функция 
- Регуляритивная функция 
 
Практика по отношению к познанию выполняет ряд функций: 
- Дает необходимый практический материал 
- Ставит перед субъектом познавательные задачи

Практика–способ приложения знаний, цель познания. 
Познание по отношению к практике выполняет функции: 
- Информативно–отражательная функция 
- Проектно–конструктивная функция 
- Регуляритивная функция

Согласно Марксу, вопрос об истинности познания – это вопрос практики. На практике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. В теории более значимое ставится на первое место, логика научного рас¬смотрения реализуется в переходе от общего к частному, от фундаментального к менее фундаментальному. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине. Против этих утверждений Маркса трудно что-либо возразить.

Критерий истины — средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Критерием истины является общественная практика. Опытные научные теории получают свою фундаментальную проверку с помощью практики: в материальном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству общества и т. п. Если теория успешно применяется на практике, это означает, что она является относительной истиной. Способы проверки той или иной теории на практике могут быть различными. Например, те или иные положения в естественных науках получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением, измерением, с математической обработкой получаемых результатов. Часто практическая проверка осуществляется опосредственным путем. Так, установление истинности утверждения путем логического доказательства в конечном счете опирается на практическую проверку некоторых исходных положений той или иной теории, которые в ее рамках специально не доказываются.

 

Вопрос 47 Общество как предмет философского анализа. Эволюция философских взглядов на общество.

.Стартовой  позицией для размышления об  обществе является классическая  античная философия в лице  Платона и Аристотеля. Именно  в их философии отчетливо выразился  подход к проблемам общества, определивший на многие века контуры познания этой области бытия.Прежде всего в учении об обществе Платон и Аристотель выделяют вопросы возникновения общества из потребностей совместного общежития, разделения труда, рабства, сословий, вопросы воспитания людей, размышления об основах экономики и обмена и закономерностей их развития и т.д.Вместе с тем в этом многообразии затронутых тем есть узловые пункты, вокруг которых группируются все общественные проблемы. Анализ постановки вопроса о государстве у Платона и Аристотеля позволяет выделить одну важную методологическую особенность. Речь идет о прояснении понятия "общество" через понятие "государство". При этом роль государства проявлялась по-разному. Во-первых, государство было той отправной точкой, с позиций которой и в связи с которой рассматривались все проявления общественной жизни, как материальной, так и духовной. Во-вторых, государство было своеобразным качественным пределом, исключавшим из поля зрения исследователя некоторые общественные явления и реалии потому, что связь их с государством не просматривалась. То есть весь образ социального видения древних мыслителей касается не столько государства, сколько общества. Государство и общество для них – синонимы. И здесь не столько государство растворяется в обществе, сколько, напротив, общество подтягивалось до государства, растворялось в нем. Такое поглощение общества государством в то время было не случайно. Оно объясняется, во-первых, тем, что государство выступало на поверхности общественной жизни как бы наиболее наглядным воплощением общественной целостности. Во-вторых, оно объясняется особой ролью политических институтов в ранних классовых обществах, когда механизмы саморегуляции общества были еще неразвиты, а интегрирующая роль государства была исключительно велика. Отсюда и тенденция растворять общество в государстве.В этом отношении наиболее показательна концепция английского мыслителя ХVII в. Т. Гоббса, в которой проявился не отказ от признания определяющей роли государства, а изменение самого подхода к пониманию его возникновения и функционирования. Начав с констатации “естественного состояния” общества – "вой­ны всех против всех”, вытекающего из абсолютной свободы каждого индивида, Гоббс именно отсюда выводил необходимость государства. Оно выступает в роли “Левиафана” – земного бога людей. Принципиальная новизна позиции Гоббса состояла в том, что он показал: не в самом государстве как таковом, а в других областях общественной жизни коренятся истоки государства. Тем самым он поколебал политико-центристскую концепцию общества, подготовил почву для становления более объективного системного, целостного видения общества, представленного учениями мыслителей французского Особое значение в становлении концепции об обществе сыграл А. Смит – классик английской политэкономииИсследуя психологию человека, его место в обществе, изучая природу человеческих страстей, способностей, чувство справедливости, он дает и глубокий анализ человеческого труда, раскрывая с материалистических позиций основы экономической жизни общества.Существенно изменили представления об обществе четыре великих  философа ХIХ в: Г. Гегель, К. Маркс, О. Конт, Г. Спенсер.Важный вклад в учение об обществе, его предметное определение внес О. Конт. Он понимал общество как сложный целостный организм, со своей качественной определенностью, но принципиально отличающийся от составляющих его индивидов. При анализе общества Конт ввел разделение на социальную статику и социальную динамику. Социальная динамика рассматривает общество со стороны движения, эволюции. Рассматривая эволюцию общества, он выделяет три важнейшие стадии интеллектуальной эволюции, считая ее определяющей в функционировании общества: теологическую, метафизическую, позитивную.

Вопрос 48  Общество  как целостная  система.  Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Общество состоит из сознательных существ, обладающих свободой выбора, и соответствующее поведение которых неоднозначно.

Внутренняя структура и динамика общественной жизни сложнее любых других живых систем, так как здесь в качестве субъектов выступают отдельные люди, группы, нации, классы, государство, культуры и т.д.

Общество – это исторический процесс, где все события индивидуальны и неповторимы

Возникает вопрос о наличии законов в общественном развитии.

Общество имеет два аспекта своей структуры: статический и динамический

Статическая структура

Духовная сфера (смысл, религия)

Политическая сфера (власть)

Социальная сфера (нация, сословия, классы)

Материальная сфера (экономика)

Динамическая структура предполагает выделение исторических эпох, меняющих друг друга. Здесь возникает вопрос о человеке как о едином целом или как цели отдельных культур и цивилизаций.

В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои, а также национальные сообщества. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения, которые и образуют социальную структуру общества. 
К основным элементам социальной структуры следует отнести классы, город-деревня, физический -умственный труд, сословия (соц группы, место которых в обществе определяется не их положением в системе соц-экономических отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами), соц-демографические группы -молодежь, муж, женщ, тинэйджеры, пенсионеры, национальные общности - нации, этнические группы. 
Почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные слои и группы собственными интересами. 
Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда.

 

Вопрос 49Материальные и духовные факторы развития общества.

Материальные факторы — это материальное производство, воспроизводство самих людей, их отношение к природе, материальная сторона тех отношений, которые складываются между людьми — классовых, национальных, семейно-бытовых и др. Они составляют основу и содержание духовных процессов и потому являются первичными, определяющими по отношению к последним. Духовные факторы в обществе — это его субъективная сторона, отражение объективных процессов в головах людей, осознание ими общественно необходимых потребностей. Духовная жизнь общества обладает относительной самостоятельностью и оказывает огромное обратное воздействие на всю систему общественной жизни. Сознание людей, если оно опирается на данные науки и здравый смысл, может опережать реальный ход событий, а в рамках отдельных исторических процессов определять возможную направленность. Материальное и духовное — взаимообусловленные, но качественно разнородные процессы. Для науки важно выделить тот фактор, который будет определяющим. С точки зрения материализма таким фактором является та стороны жизни общества, которая включает в себя как вещи, предметы, так и все процессы, отношения, связи, которые существуют объективно, т.е. вне сознания людей, независимо от него.

 

Содержание материального в обществе раскрывается через понятие общественного бытия, которое характеризует реальный процесс жизни людей, ее материальную основу, объективную сторону общественного процесса. Сюда можно отнести — производственные отношения, взаимодействие человека с природой и др. Духовная сторона общественной жизни складывается из побуждений, желаний, мыслей, чувств, настроений и представляет собой общественное сознание. Существование общества невозможно без человека. Чтобы существовать, общество должно воспроизводить и самого человека не только как биологическое существо, но, прежде всего, социальное, обладающее сознанием, интеллектом, культурой.

Вопрос50Традиционное, индустриальное, постиндустриальное и информационное общество.

Для постклассического этапа развития социологии характерны типологии, основанные на принципе технического и технологического развития обществ. В наши дни наиболее популярна типология, которая выделяет традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества.

Традиционные общества характеризуются высоким развитием сельскохозяйственного труда. Главным сектором производства является заготовка сырья, которая осуществляется в рамках крестьянских семей; члены общества стремятся к удовлетворению главным образом бытовых потребностей. Основой экономики является семейное хозяйство, способное удовлетворить если не все свои потребности, то значительную их часть. Техническое развитие крайне слабо. В принятии решений основным методом является метод «проб и ошибок». Социальные отношения развиты крайне слабо, как и социальная дифференциация. Такие общества ориентированы на традицию, следовательно, направлены в прошлое.

Индустриальное общество - общество, которое характеризуется высоким развитием промышленности и быстрыми темпами экономического роста. Экономическое развитие осуществляется в основном за счет экстенсивного, потребительского отношения к природе: для удовлетворения своих актуальных потребностей такое общество стремится к максимально полной разработке имеющихся в его распоряжении природных ресурсов. Главный сектор производства — обработка и переработка материалов, осуществляемые коллективами рабочих на фабриках и заводах. Такое общество и его члены стремятся к максимальной адаптации к настоящему моменту и удовлетворению социальных потребностей. Основным методом принятия решений является эмпирическое исследование.

Еще одна очень важная черта индустриального общества — так называемый «модернизаторский оптимизм», т.е. абсолютная уверенность в том, что любую проблему, в том числе социальную, можно решить, опираясь на научные знания и технологии.

Постиндустриальное общество — это общество, которое зарождается в настоящий момент и имеет ряд существенных отличий от индустриального общества. Если для индустриального общества свойственно стремление к максимальному развитию промышленности, то в постиндустриальном гораздо более заметную (а в идеале первостепенную) роль играют знания, технология и информация. Кроме того, быстрыми темпами развивается сфера обслуживания, обгоняя промышленность.

В постиндустриальном обществе нет веры во всесилие науки. Это отчасти связано с тем, что человечество столкнулось с негативными последствиями собственной деятельности. По этой причине на первый план выступают «экологические ценности», причем имеется в виду не только бережное отношение к природе, но и внимательное отношение к равновесию и гармонии, необходимым для адекватного развития общества.

Основой постиндустриального общества является информация, что в свою очередь породило еще один тип общества —информационное. По мысли сторонников теории информационного общества, появляется совершенно новое общество, характеризуемое процессами, противонаправленными тем, что имели место на предшествующих фазах развития обществ даже в XX в. Например, вместо централизации налицо регионализация, вместо иерархизации и бюрократизации — демократизация, вместо концентрации — разукрупнение, вместо стандартизации — индивидуализация. Все эти процессы обусловлены информационными технологиями.

Люди, предлагающие услуги, либо предоставляют информацию, либо ее используют. Например, преподаватели передают знания студентам, ремонтники используют свои знания для обслуживания техники, юристы, врачи, банкиры, летчики, дизайнеры продают клиентам свои специализированные знания законов, анатомии, финансов, аэродинамики и цветовых гамм. Они ничего не производят в отличие от заводских рабочих в индустриальном обществе. Вместо этого они передают или используют знания для оказания услуг, за которые готовы заплатить другие.

 

Вопрос 51.Общество и природа. Исторические формы отношения общества к природе.

Исторически формирование первобытных обществ развивалось с родово-общинного строя, в условиях которого человек начинает выделять себя из окружающей природной среды.Общество должно согласовываться с человеческой природой, оно составляет так называемую вторую природу, или культурная среда. Человек - единственное существо, которое не имеет определенной экологической (природной) ниши и способна приспосабливаться к различным природным условиям. Поэтому она создает собственный мир, превращая природу. В обществе, как и в природе, есть объективные закономерности, хотя и осуществляются они через человеческую деятельность. Если в природе действуют слепые природные силы, то в обществе - люди, наделенные сознанием и волей. Закономерности развития общества являются закономерностями человеческой деятельности. их познания является основной целью обществоведения как науки, имеет не менее важное значение, чем естествознание. 
 
Однако, как отмечал Вернадский, человек часто забывает, что ее жизнедеятельность тесно связана с биосферой, что природные условия в жизни общества играют чрезвычайно важную роль. Соответственно и отношение общество - природа никогда не теряет своей актуальности и требует существенной внимания в контексте социокультурной активности человека. Ведь природа и общество, несмотря на их противопоставление, всегда остаются тесно связанными, составляют единую систему взаимосвязей в измерении экономической, географической и экологической детерминанты общественного развития. Человек является частью природы, а среду - необходимым условием функционирования социума, любых форм общественной деятельности. Социальная сфера жизнедеятельности исторически производной от естественной, это хорошо видно на примере хозяйства, которое развивается от максимально приближенных к природе форм - натуральное хозяйство - до более отдаленных от нее - информационная экономика. 
 
Природа является основным ресурсным источником материальной жизни общества, его производственной сферы, что делает невозможным разграничение таких сфер человеческой жизни, как общество и природа. В целом история развития общества возникает как продолжение развития природы. Итак, человек живет не только в природном, но и в общественной среде. Она изменяет и преобразует среду согласно своим потребностям, способна хорошо приспосабливаться к различным природным условиям. В процессе научно-технического развития последних веков отношения человека к природе приобрело сугубо потребительского характера, что и стало причиной экологических проблем современности. 
 
Общество возникает вследствие очеловечивания среды, формирование культурных особенностей социума, таким образом, взаимодействие с природой происходит в рамках определенного географического среды. На существенное влияние природных условий на формирование культуры различных обществ обратил внимание еще Ш. Монтескье, который в своем труде «О духе законов» утверждал, что именно среду, прежде климат, является определяющим фактором в формировании обычаев, верований и даже общественно- политического устройства страны. 
 
Таким образом возникает концепция географического детерминизма, которая подчеркивает существенной роли географической среды в жизни общества. Кстати, эта концепция способствовала становлению в XX веке науки геополитики как сферы определения приоритетов географического расположения страны в контексте их эффективного социально-политического использования. Итак, среду играет существенную роль в развитии как экономического, так и политического потенциала страны, независимо от степени эволюции социокультурных отношений. Природа является постоянной и необходимым условием существования и развития общества, поскольку природные условия являются определяющим фактором жизнедеятельности человека в обществе.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"