Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 22:23, шпаргалка
Вопрос №1. Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры.
Возникла философия в VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии.
Исторически первой формой мировоззрения считается мифология. Миф — это первомысли человечества. Именно в мифологической форме существовали первоначальные ответы на вопросы об устройстве мирозда¬ния, возникновении культуры и человека.
Вопросы 52Духовные основы общества. Формы духовной жизни.
Духовная сфера представляет
собой самую возвышенную сферу жизнедеятельности общества и ч
Здесь рождается и реализуется дух, духовность; рождаются духовные потребности, развертывается производство идей и их потребление. Возникая как подсистема социума, духовная жизнь достраивает его сверху.
Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.
Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей, а они есть не что иное, как нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т.е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства.
Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в своей основе) человеку от рождения. Потребность индивида в освоении мира культуры имеет для него характер социальной необходимости, иначе он не станет человеком. Естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитании и образовании.
В духовных (научных, эстетических,
религиозных) ценностях
Духовное производство
Духовное производство — производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи, теории, духовные ценности, в конечном счете сам человек.
Важнейшей функцией духовного
производства является духовная деятельность,
которая направлена на совершенствование
всех остальных сфер жизни общества (экономической,
политической, социальной). Процесс духовного
производства будет завершенным, когда
его продукт дойдет до потребителя. Важное
значение имеет такая функция духовного
производства, как формирование общественного
мнения.
В чем заключается специфика духовного
производства, его отличие от материального
производства? Прежде всего в том, что
его конечным продуктом являются идеальные
образования, обладающие целым рядом положительных
свойств. Главное из них — всеобщий характер
их потребления. Нет такой духовной ценности,
которая не была бы в идеале достоянием
всех. Материальные блага ограничены.
Чем больше людей на них претендуют, тем
меньше приходится на долю каждого. С духовными
благами все иначе — от потребления они
не убывают. Наоборот: чем больше людей
овладевают духовными ценностями, тем
больше вероятность их приращения.
Духовность человека
Духовность — свойство психики человека, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовно богатый человек характеризуется высокой культурой, готовностью к самоотдаче и саморазвитию. Его духовные потребности побуждают его размышлять о вечных ценностях бытия, смысле жизни. Духовность — это ответственность человека за себя, свои поступки, судьбу Родины.
Духовную жизнь общества образуют такие начала, как нравственное, познавательное и эстетическое. Эти начала порождают мораль и религию, науку и философию, искусство и творчество. Духовной жизни человека и общества соответствуют такиевиды духовной деятельности, как религиозная, научная, творческая. Этим видам деятельности соответствуют и три идеала ценностей, к которым стремится личность:
Человек руководствуется
в силу своей образованности и воспитанности
множеством ценностей, созданных предшествующими
поколениями. Истинное богатство человека
заложено в его духовном мире. 1. Мораль (моральное сознание). В процессе
общественной жизни люди постепенно начинают
понимать, какие действия, поступки человека
в отношении к другим людям соответствуют
общественному благу или, наоборот, приносят
вред обществу. В связи с этим формируется
нравственное сознание, включающее в себя
представления о добре, зле, долге, чести,
совести. В содержание морали включаются
нравственные нормы, правила, обычаи, традиции.
В структуре нравственного сознания выделяют
три компонента.
1. Нравственная психология. Проявляется
в чувствах, взглядах, идеалах, общественном
мнении, в обычаях и традициях социальных
общностей.
2. Нравственная идеология. Это теоретическое
обоснование с классовых или социально-групповых
позиций морали общества. Нравственная
идеология выражается, например, в заповедях,
различных кодексах (христианские заповеди,
кодекс чести феодального рыцаря, моральный
кодекс строителя коммунизма).
3. Этика - наука о морали. Эта философская
дисциплина изучает вопросы, связанные
с происхождением морали в обществе, функциями,
которые мораль выполняет, исследует историю
этических учений, критерии нравственного
прогресса.
Вопрос 53Наука как вид познания и социальный институт.
Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный институт. Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Ее становление как института – результат недавнего развития.
Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности. Институциональность предполагает формализацию всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Возникновение науки как социального института связывают с кардинальными изменениями в общественном строе и, в частности, с эпохой буржуазных революций, которая дала мощный толчок развитию промышленности, торговли, строительству, горному делу, мореплаванию. Способы организации и взаимодействия ученых менялись на протяжении всего исторического развития науки. Наука как социальный институт возникла в Западной Европе в XVI—XVII вв. в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и претендовала на определенную автономию.
Однако долгое время институциональный подход не разрабатывался в отечественной философии науки. Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о ее претензиях на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов. Из истории отечественной науки видно, как марксистская идеология тотально контролировала науку, велась борьба с кибернетикой, генетикой, археологией (названной историей материальной культуры), математической логикой и квантовой теорией.Поскольку усвоение социальных норм и стандартов начинается в процессе первичной социализации, то наука никогда не может освободиться от влияния общества, хотя всегда стремится быть антиидеологичной. К характеристикам идеологии относят ее намеренное искажение реальности, догматизм, нетерпимость, нефальсифицируемость.
Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Среди социальных функций науки выделяют: культурно-мировоззренческую; функцию непосредственной производительной силы; функцию социальной силы.
Наука как социальный институт включает в себя:1)ученых с их знаниями, квалификацией и опытом; 2)разделение и кооперацию научного труда: четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации; 3)научные организации и учреждения, научные школы и сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и др.
Наука как социальный институт имеет свою собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. В этом качестве она включает в себя следующие компоненты:– совокупность знаний и их носителей;– наличие специфических познавательных целей и задач;
– выполнение определенных функций;– наличие специфических средств познания и учреждений;– выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;
Вопрос54Искусство как вид духовно-практического освоения мира. Функции искусства.
Искусство - это результат индивидуально-неповторимого творческого процесса, основанного на принципе художественной интерпретации действительности. Решающим в нем являются талант, мастерство, навыки, техника его создателей.Потребность в образно-символическом познании окружающего мира была присуща уже племенному человеку. Искусство в своих ранних проявлениях - наскальная живопись, первобытный танец - возникло задолго до того, как человек научился земледелию или обработке металлов. Искусство старше, чем государство и собственность. В этом смысле способность к художественному творчеству может рассматриваться как атрибут человечества. Первобытное искусство не представляло собой род профессиональных занятий, а было частью предметного мышления, обусловленного практической и религиозной потребностями древнего человека. В результате тысячелетнего развития стал возможным выход за пределы чисто утилитарных задач, произошло размежевание с другими видами духовно-практической деятельности и возникло искусство как форма эстетического освоения мира, как деятельность «по законам красоты», воплощающая творческую фантазию человека, его идеи и переживания, удовлетворение потребностей человека в красоте, в создании вещей, способных доставить человеку радость.Особенностью искусства как формы общественного сознания является полифункциональность. В процессе дифференциации человеческой деятельности возникли различные формы духовного и материального производства, каждая из которых стала выполнять специфические функции. Наука является одним из главных средств познания, идеология - средством ценностной ориентации, язык - универсальным средством общения, игра - организацией досуга людей, спорт - механизмом физической разрядки. Наряду с процессом дифференциации человеческой деятельности культура сохранила потребность воспроизводить деятельность людей в ее первоначальной полифункциональности, в одновременном осуществлении различных способов освоения мира. Эту потребность культуры и выразило искусство, которое, в отличие от других форм духовной деятельности, способно отразить жизнь в ее целостности и многообразии, способно служить ее воображаемым дополнением, продолжением и даже заменой. Искусство создает «вторую реальность». Отмечая активную роль искусства в жизни общества, обычно указывают на три его основные функции: познавательную, воспитательную и эстетическую (в последнее время их дополняют и конкретизируют, выделяя также коммуникативную, созидательную, гедонистическую, компенсаторную, внушающую и пр.). Данная классификация фиксирует разнообразие общественного применения результатов художественного творчества.Но следует заметить, что само многообразие «применения» продуктов художественного творчества носит целостный характер и обусловлено эстетической сущностью искусства.Искусство проявляет себя в огромном разнообразии конкретных видов художественного творчества, количество и сложность которых неуклонно увеличивается по мере развития эстетического сознания. Многообразие видов искусства как исторически сложившихся устойчивых форм творческой деятельности, обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества. Виды искусства отличаются друг от друга как предметом изображения, так и использованием различных изобразительных средств.Традиционно было принято делить художественные произведения по признаку их отношения к категориям пространства и времени - на пространственные, временные и пространственно-временные. К первой группе принадлежат те виды художественного творчества, в которых не обнаруживается движение, которые неизменны во времени: архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Ко второй группе относят музыку, балет, драму, пантомиму и т.п. К третьей - театр, кино, телевидение, цирк, имеющие признаки первых двух.
Вопрос55Религия как форма духовной жизни и социальный институт. Функции религии.
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Однако функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческая функция религии называется смыслополагающей или функцией «значений». По определению американского социолога религии Р. Беллы, «религия есть символическая система для восприятия целостного мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные значения». Человек становится слабым, беспомощным, пребывает в растерянности, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. Напротив, знание человека, зачем он живет, каков смысл происходящих событий, делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно встретить смерть, так как эти страдания, смерть наполнены для религиозного человека определенным смыслом. С мировоззренческой функцией религии тесно связана легитимизирующая (узаконивающая) функция. Теоретическое обоснование этой функции религии осуществил крупнейший американский социолог Т. Парсонс. По его мнению, социокультурное сообщество не способно существовать, если не обеспечено определенное ограничение действий его членов, постановка их в определенные рамки (лимитирование), соблюдение и следование определенным узаконенным образцам поведения. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы. Религия же осуществляет легитимизацию, т е. обоснование и узаконивание существования самого ценностно-нормативного порядка. Именно религия дает ответ на главный вопрос всех ценностно-нормативных систем: являются ли они продуктом общественного развития и, следовательно, имеют относительный характ ер, могут изменяться в различных социокультурных средах или же они имеют надобщественную, надчеловеческую природу, «укоренены», базируются на чем-то непреходящем, абсолютном, вечном. Религиозный ответ на этот вопрос обусловливает превращение религии в базовую основу не отдельных ценностей, норм и образцов поведения, а всего социокультурного порядка. Таким образом, основная функция религии состоит в придании нормам, ценностям и образцам овладения характера абсолютного, неизменного, независящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д., укоренение человеческой культуры в трансцендентное. Эта функция реализуется через формирование духовной жизни человека. Духовность — это область связи человека с Абсолютом, с Бытием как таковым. Эту связь оформляет религия. Она имеет вселенское космическое измерение Возникновение и функционирование религии — это ответ человека на потребность в равновесии и гармонии с миром. Религия формирует у человека чувство независимости и уверенности в себе. Верующий человек через свою веру в Бога преодолевает чувство беспомощности и неуверенности по отношению к природе и социуму. Основу религии составляет культовая система.