Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 10:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 17 вопросов по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 88.07 Кб (Скачать файл)

1.Мировоззрение.  Философия как мировоззение. Место и роль философии в культуре.

Мировоззерние - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.Бывает философское, религиозное, мифологическое, научное.Философия как форма мировоззрения. Философия - это теоретически сформулированное мировоззрение. Пытается решить основные мировоззренческие проблемы с позиции разума, рациональной оценки, посредством мышления ,опирающегося на понятия и сждение ,связанные друг с другом логическими законами. Характерным признаком освоения действительности являтеся универсализм.Ф.- форма познания всеобщих оснований бытия. Так же осн. чертой яв-ся сомнение. Ф. с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей, норм нравственности.Место и роль философии в культуре. Философия так или иначе увязывается с культурой, между ними существует глубокая связь, потомучто и ф. и к. характерисуют присущую только людям сферу жизнедеятельности. Понятие к. шире чем ф., потому что в сферу к. входит и мифология, религия, наука, искусство, политика. Культурой называют все, что создано с помощью ума, срдца и рук человека. К. - сотверенные человеком мат. и дух. ценности. К. не только рез. дея-ти, но и сама деят-ность. Культура - то что, отличает человека от животного. Ф. относят к сфере духовной кульуры, далекой от материальной жизни, повседневных проблем.Ф. рефлексирует над основаниями культуры (синтезирует знания и ценности в одно целое)

2.Предмет философии.  Общий характер и содержание  философских проблем. Основные  области философского знания.

Премет философии - мир в целом, человек, общество, принципы и законы мироздания и мышления. Общий хар-тер и сод. ф. проблем. (1) наиболее общий харктер проблем - фундаментальность для общего понимания жизни, мира, отношения человека к миру. (2) вечность проблем (3) антропологические - подлинное сущ. человека (4) гносеологичские - теоретико-познавательные (5) - аксиологические - ценностные (6) праксиологические - духовно-практические (7) онтологические. Все эти проблемы перескаются и взаимодополняют друг друга например в проблеме сознания. Все ф. проблемы сколь бы они не были удалены от центальной проблемы философии, конкретизируют и доп. ее. Осн. области ф. знания - онтология - учение и о бытии. Онтология ищет различия между тем, что реально сущ. в мире и тем, что должно рассмативаться в качестве понятия, применяемого с целью познания реальности.  Гносеология (эпистемология) - учение о познании. Познание  - процесс приобретения и углубления знания человека об окружающем мире и о нем самом. Сущ. два подхода к познанияю эпиризм- чувства. Разум обрабатывает ту инф., кот. мы получили, используя органы чувств. однако органы чувств не позволяют узнать о содержании вещей, и внутреннем уст-ве. Эти знания мы получаемв рез. интеллектуальной дея-ти - разумом - рационализ. Сущ. так же два подхода в ответе на вопрос о достижении всеобъемлющего знания о мире. - гностицизм- мир познаваем,способности человека к познанию беспредельны. агностицизм- разум человека не безграничен.Идеализм - познание - самост. дея-ть сущности, находящейся в человеке. Материализм - человек воспринимает окр. действ мозгом и путем мыслительной деятельности перерабатывает ее в знание. Целью познния яв-ся истина. Истина - процесс.  Аксиология - учение о ценностях бытия.Антропология - учение о человека, соц. философия - учение об обществе.

3. Философия  древней индии.

Выделяют 3 периода - 1) ведийский  - (1500-500) 2) классический (500-1000) 3) послеклассический  -1000- . Дхарма - учение, доктрина - ф. в нашем понимании. В индии ф. и религия вместе - моральный долг и путь каждого человека. Веды - древние священные тексты индуизма, написаные на санскрите, яв-ся основой индийской ф. Веды подразделяютсяф на 2 категории - шрути и смрити. Шрути - богооткровенные без автора, запись звуков истины. Истина передавалась в устной форме со времен появления вселенной. Рита – мировой ритм, порядок вещей, мировой закон бытия, универсальный космичесий закон, истина в широком смысле слова. Понятие риты является философской основой концепции дхармы. Боги – подчиняются Рите.

Анрита – нарушение мирового ритма.

Карма – это  закон причины и следствия, даже боги имеют и зависят от кармы.

Майя – философская  категория, которая постулирует  утверждение что все, что окружает человека является лишь иллюзией. Человек, в силу своего неведения, создает иллюзорное представление о мире, именно это представление и является майей.

Цель буддиста – осознать мир таким, какой он есть, а не таким как он кажется.

Атман – отождествляется  с брахманом, и явлеятеся вечной неизменной духовной сущностью.

Философия индии  начинает формироваться в период упанишад. Этот период характеризуется  отходом от варн. Как известно, переход из одной варны в другую, при жизни человека - невозможен, это вызывало протест людей и как следствие развитие – уход несогласных людей в джунгли, именно там, в джунглях они думали над достижением абсолюта.

Абсолют – бог  или первопричиная основа бытия всего мира.

Итак, мир гармоничное  целое элементов, баланс к котором поддерживается Дхармой. Поведение и действия человека оценваются с точки зрения соответствия их Дхармой, поступки влияют на карму, карма влияет на вечный курс перерождения человека – круг сансары. Акты реинкорнации происходят до тех пор пока не достигается цель каждого индуиста – мокша. Мокша осзначает освобождение от мирского существования и начала пребывания в боге.

Пути достижения абсолюта или мокши:

Джняна-марга - “путь знаний”. Предполагает размышления, обретение знания Единого Абсолюта - Бога. Развитие интеллектуальных способностей и сверхчувственной интуиции, стремление постичь высшую мудрость Вед.

Карма-марга - “путь деяний”, человек должен следовать своей дхарме, исполнять свой долг бескорыстно, не думая о результатах.

Бхакти-марга - путь всепоглощающей преданности своему богу, безграничное вверение себя ему. Любовь и Преданность очищают сердце и направляют мысль к высшему знанию.

В старейших  ортодоксальных философских школах древней Индии утверждается, что  всё в мире происходит по причине  взаимодействия пуруши (духа или души) и пракрити (материи, творческой потенции, энергии). Материи, присущи три основных качества(гуны): устойчивость (саттва), действие (раджас), и бездействие (тамас), которые известны как три гуны материальной природы, т.е. три качества материи.

Традиционные  философские школы индии делятся  на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные признают авторитет Вед.

Ортодоксальные  школы Древней Индии.

1) Ньяя – рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует.

Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета.

2) Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.

3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах.

4) Санкхья – признает что мир объективен и материален, характеризуется 3мя гунами, состоит из пуруши и пракрити.

5) Веданта –  конец Веды, сосредоточена на  философии, изложенной в Упанишадах.

6) Йога – система  практических действий, направленных  на познание абсолюта. Базовый  трактат – йога сутра. Йога  посвящена специфически определению  движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов  для достижения сомадхи.

Неортодоксальные  школы индийской философии.

1) Индивидуальный  материализм. Школы – Локаяды – считают что мировая религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)

2) Джайнизм –  первооснова мира – вечная, несотворенная  субстанция (материя). Субстанция является  носителем энергии и обладает  простым и поступательным движением,  ее общее количество не уменьшается.  Весь мир состоит из атомов  различного веса, атомы сливаются  в вещи. Закон кармы ( сверхтонкая материя, которая определяет движение атомов). Существует 2 вида предметов: души и неживая материя. Основной жизненный принцип – неприменение вреда всему живому.

3) Буддизм. Четыре  благородных истины Будды:

а) Жизнь –  страдание

б) причина страданий  – желания и страсти

в) от страданий  можно избавится путем отказа от желаний

г) венец всему  – освобождение от уз сансары.

Традиционно буддизм  делят на махаяну («великую колесницу») и тхераваду («учение старейших»). Выделяется также направление «ваджраяна» («алмазная колесница» или тантрический буддизм), которое в некоторых регионах считается разновидностью махаяны, а в некоторых (Тибет, Монголия) — самостоятельным течением.

[править]Махаяна

Отличительной чертой махаяны является учение о  бодхичитте — стремлении к спасению всех без исключения живых существ, подразумевающем безграничное сострадание и любовь к ним; и проистекающем из него представлении о бодхисаттве — существе, готовом отказаться от индивидуального достижения нирваны с целью спасения всех живых существ.

К махаяне относятся  некоторые школы тибетского буддизма, китайский буддизм и некоторые  отдельные буддийские школы.

Последователи махаяны подразделяют буддизм на Великую Колесницу (собственно махаяну) и Малую Колесницу («хинаяну»), которую  называют также Колесницей шраваков и Пратьекабудд. Само название «хинаяна» (санскр. हीनयान, hīnayāna, буквально «Малая колесница») было введено методически для обозначения буддистов, ограниченных только стремлением к индивидуальному просветлению, и применялось в исторической полемике с другими, ныне не существующими, школами раннего буддизма и с целью объяснения понятия бодхичитты.

[править]Тхеравада

Тхеравада — единственная сохранившаяся из школ Никаи (англ.)русск. (раннего буддизма). Применение по отношению к ней термина «Хинаяна» некорректно. Тхеравада активно использует понятие метта-бхавана, аналогичное понятию Бодхичитты в Махаяне, и под определение Хинаяны не подпадает.

[править]Ваджраяна

Важной чертой учения Ваджраяны является акцент на природе Будды, изначально присущей всем существам, и чистоте всех явлений. Практика так называемого Чистого видения, то есть обета видеть потенциал всех существ таким, каким его видят сами Будды, позволяет практиковать Учение не только монахам, но и мирянам обоих полов без необходимости ухода от мира и соблюдения обета безбрачия.

4. Философия  др. Китая.

В Китае зародилось три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм.

Возрождение философии  началось с книги перемен. Вселенная  троична: неб + человек + земля.

Под человеком  понимается император. Земля – квадрат, в центре которого находится Китай.

Энергия вселенной  – цы. В которой выделяют 2 начала, инь и ян.

Конфуций прокомментировал книгу перемен, его трактат «десять  крыльев». Основная направленность –  в прошлое, внимание уделяется практическим проблемам – управление государством. Характеристика благородного мужчины, который должен обладать человеколюбием, соблюдать этикет ( нормы поведения). Знание сопоставляется с знанием древних текстов. Ценится верность, каждый должен знать свое место.

Конфуций уделал большое внимание проблемам этики и политики.

Основными категориями  конфуцианства являются понятия  благородного мужа, человеколюбия и  правил ритуала.

Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные  мужи во главе с государем —  «сыном неба». Благородный муж —  это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали.

Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать  людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей  — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие  включало в себя: попечение родителей  о детях, сыновнюю почтительность к  старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в  сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.

Воспитание подданных  — важнейшее государственное  дело, и осуществлять его надо силой  личного примера. «Управлять — значит поступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации  государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях).

Конфуций был  решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия  на поведение китайцев. «Если руководить народом посредством законов  и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет  испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели  и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"