Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:27, шпаргалка

Краткое описание

1. Сущность мировоззрения. Миф, религия, философия.
М.- совокупность идей, чуств, эмоций О-х общее отношение Ч. к миру.- познавательный пласт;- эмоциональный;- поведенческий
Основные вопросы: чтотакое мир;по каким законам он разввается; в чем смысл жизни; что такое добро и зло.Влияние: убеждения, идеалы.Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом.Миф – носит духовно практический характер (фантазиями преобразовывает жизнь)(талисманы).Религия - носит духовно практический характер (односторонний характер). Это М. – поведенческое по своей сути. (талисманы перестали помогать) Ф. – вся совокупность взглядов на мир, П., Об. и Ч. (отличие – уровень обобщения, теоретический характер)

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по философии.docx

— 111.40 Кб (Скачать файл)

1. Сущность мировоззрения.  Миф, религия, философия.

М.- совокупность идей, чуств, эмоций О-х общее отношение Ч. к миру.-            познавательный пласт;-     эмоциональный;-  поведенческий

Основные вопросы: чтотакое мир;по каким законам он разввается;  в чем смысл жизни; что такое добро и зло.Влияние: убеждения, идеалы.Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом.Миф – носит духовно практический характер (фантазиями преобразовывает жизнь)(талисманы).Религия - носит духовно практический характер (односторонний характер). Это М. – поведенческое по своей сути. (талисманы перестали помогать) Ф. – вся совокупность взглядов на мир, П., Об. и Ч. (отличие – уровень обобщения, теоретический характер)

2. Основной вопрос Ф и специфика  Ф знания.

Основной вопрос: 1- что  первично материя или сознание дух  или природа;2- познаваем ли мир;3- проблема “ мир-человек”. Функции  Ф: 1-объяснение мира; 2-методологическая (накопление и обобщение) 3-отображение своего времени 4.мировоззренческая.Гегель – “Ф – эпоха, схваченная в понятиях” Существуют несколько определений в зависимости от структуры Ф знания: онтология (з-ны развития П, О, Ч), гноссеология (отображение всеобщих з-ов в сознании Ч), антропология (Ф- наука о О бытии  О сознании).Ф- мировоззренческая наука, масштабный взгляд на жизнь, Ч и др аспекты.

3. Философия и наука. Философия  как всеобщая методология.

1) накопление знаний; 2) специализация знаний; 3) формирование теорет. разделов.Аристотель - Ф - наука о первопринципах, первопричинах. В наше время развит научно - мировоз. подход (такая система понимания мира и места в нем Ч, которая опирается на науку). Обще - мировоз., теоретико - познават., ценностные фукции берет на себя Ф. (нож в руках хирурга и убийцы)

см 2.

4. Милетская школа о первоосновах  бытия.         

Первые учения - г. Милет 7-6 в. днэ - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Задавшись вопросом откуда все возникает и во что превращается они искали начало происхлждения  и изменения всех вещей. Первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практ деятельностью.          

ФАЛЕС.  конец 7 начало6 вднэ. Купец, много путешествовал. Гидроинженер. Проект полит объединения малоаз. городов перед угрозой Персии. Знаком с достиж. науки Вав и Египта. Предсказал солн затмение в Г. -585 гднэ. Изобрел некот. астроном приборы.          

Все произошло из некоего  влажного первовещества или воды . Все рождается из этого первоисточника. Земля - плоский диск, плав. на пов. воды. Вода и все произош из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движ. др. вещи -  они имеют душу.         

АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первовещесто (апейрон) из которого обособл. противоположности  теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.          

АНАКСИМЕН.  Время завоевания Милета персами. Первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддержив. вождухом.         

В 5 вднэ Милет утратил  самостоятельность (Персы) и развитие здесь фил прекратилось.         

ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ.          

Пифагорейцы отрывали числа  от вещей, превращали их в самостоятельные  существа, абсолютизировали и обожествляли их. Свящ. монада(единица) - это мать богов, всеобщее первоначо и основа всех прир.явлений. Двойка - это принцип противоположности, отрицательности в природе.

5. Материалистический атомизм  Демокрита и Эпикура         

Основатель А. - Левкип.(рожден в Милете). Все состоит из мельчайших недел. частиц и пустоты.         

Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 ггднэ). Родился во фракийском городе Абдерах. Побывал в странах  востока. Имеются труды Д. охватывающие вопросы ф., логики, психологии, этикт, политики, педагогики, теор. искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Активный приверженец раб. демократии.                         

Исходное положение а. системы - сущ. атомов и пустоты, образующих своиим бескон. многообр. соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из гл. предпосылок его учения явл. взгляд по которому ощущ. представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания.         

Недостаточные и неточные свидетельства ощущ. исправляются более  тонким усмотрением ума. Так атомы  и пустота невидимы, но их сущ.удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Д. отличает то , что сущ. во мнениии от того, что сущ. в действительности. “лишь в общем мнениии сущ сладкое, в мнениии - горькое, в мнении - теплое, в мнен. - холодное, в м. - цвет, в действительностии же сущ. только атомы и пустота.” Однако Д. не отрицает реальность чувств. воспринимаемого. В данном случае Д. говорит о том,что ф. занимается изучением не того, что известно всем, а того , что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому Д. не согласен с тем, что чувств. восприятия качеств совпадают с самими качествами.          

Атомы суть всевозм. мал. тела, не имеющие качеств, пустота же - метсо, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.          

Для объяснения реального  многообразия действительности Д. допускает, что атомы различ. по форме порядку  и положению. Эти отличия и  лежат в основе всех наблюд. отличий. Ни одно из них следов. не явл. беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе.         

А. учение распространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.          

Основа познания - ощущения. От вещей отделяются  “видики” - материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чевств через поры. Если поры соотв. по величине и форме проникающим в них видикам, то в ощущ. возникает образ предмета, соотв. самому предмету. Т.о. уже в ощущ мы получаем верный образ предмета. Однако сущ. предметы, кот. в силу своей малой величины недоступны чувствам, Такие св-ва вещ. постигаются умом, иэто позн. также м.б. достоверным.          

ЭПИКУР. (341-270днэ Эпоха  эллинизма)  Родился на острове Самосе. Переехал в Афины, где основал школу “Сад Эпикура”. Гл. задача ф. - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика м.б. построена только при условии если будет определено место, кот. человек занимает в мире. Поэтому этика должна опир. на физику, а физике должно предшествоваь разраб. теори познания.         

Материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущ. истинно. Ошибки возникают  от неправ. оценки того, что мы ощущ. На основе ощущ. возможны заклюения о предметах и их причинах. Восприятие - единств. критерий истинности, оно есть  крит. и для заключений о таких вещах, кот. непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в лог. противоричии с данными восприятиями.         

Э. принял основные положения  А. Демокрита. Доказывал, чо учение о  причинной необходимости всех явл. природы не должно вести к выводам  о невозможности для чел. свободы. Врамках необход. должен быть указан путь к свободе.         

У Д. движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. полагает, что дв. обусловлено внутр. св-вом атомов - их тяжестью, кот. наряду с их формой, положением и порядком становится важным объект. определением атома. Кол. форм атомов ограничено, т.к атом не мож. обладать б. тяжесью. При движ. атомы могут самопроизвольно отклон. на небольшой угол и т.о переходить с прямол. путей движ. на криволинейные. Это явл. необход. условием свободы человека.

6. Становление диалектики в античной  философии. (Гераклит и Элеаты)         

Все сущ. вещи возникли из материального  первоначала. Однако первовещ. - это  огонь. Выбор огня в кач. первовещества  обусловлен взглядами Г. на характер жизни природы. Мир нах. в постоянном процессе изменения, а из всех прир. вещей наиболе подвижен, изменчив огонь. “ Этот космос один и тот же для всего существующего не создал ни какой бог и никакой человек, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим”. Причина вечного изменения - борьба противоположностей.          

Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь. Все вещи возникают  из огня согласно необходимости. Миром  правит “логос”.(закон, необходимость)”Даже Солнце не может переступить логос.” Мир есь процесс в котором всякая вещь переходит в свою противопол.(холодное в теплое, Вложное в сухое и наоборот)”Нельзя дважды войти в одну реку” В челов. жизни превращ. в противопол. есть борьба. Она “отец всего, царь всего”. Благодаря борьбе противопол. обнаруживается их внутреннее сходство “нессмертные-смертны, смертные - бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают.”         

Всеобщность изменения и  переход каждого качества в противоп. делают все кач. вещей относительными.(морская вода - чистейшая и вместе с тем грязнейшая: для рыб -питательна, для людей -негодна)          

Логос - основа всеобщности  и истинности чел. познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха. Однако,считае Г. большинство людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум.         

ЭЛЕАТЫ.  В 6-5 ввднэ центр дух. развития перемещ. в Ю.Италию.(земледельческая область). Прбл. бытия: бытие есть а небытия нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо.          

КСЕНОФАН. 6-5 вднэ. Поэт фил. побывал в Ю. Италии вообще много путешествовал. В конце жизни поселился в Элее, где под еговлиянием возникла школа элеатов. Критиковал представления о множесте богов.(Если бы лошади могли рисовать то они изобразили бы своих богов в виде лошадей) . Он пантеист. Мир вечен и неуничтожим, представляет собой нечто единое и это единое и есть бог.  Природа не божественна. Все что рождается и растет есть вода и земля. О природе богов не может быть истинного знания только мнение.         

ПАРМЕНИД. Элея. 6-5 ввднэ. Составил законы для Элеи, которые даже там  долго действовали. Мир - вещ. шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения. (все заполнено) Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществ. никак нельзя мыслить как несущ., откуда несуществ. нет. Отсюда невозможно возникновение и уничтожение.          

из абс. заполненности  следует, что мир не имеет частей. Он един. Множество - обман чувств. Отсюда же следует вывод о невозможности  движения, возникновения, уничтожения. Представления о движении - льшь мнение, повседневные представления, от которых следует отличать фил., как  учение о истине, недоступной восприятиям.           

Учение П. полно ненаучных, мифол. представлений, В центре мира - богиня-правительница (или правда и необходимость). Она держит жребий и правит всеми неб. движениями.         

ЗЕНОН.  Ученик Парм..Выдвинул ряд положений в защ. учения П.(апории) Доказывал невозможность движения(метафизика). Предположение, что движ. мыслимо приводит к противоречиям - оно не может осуществиться.( Для того чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться в опр. месте и не находиться в нем. Но это противоречиво - невозможно) В этих парадоксах вопрос не в том, возможно ли восприятие движ чувствами, а в том, можно ли мыслить движ. при условии, что пространство состоит из бесконечного множества неделимых частей (актуальная бксконечность), а время из б. множества неделимых моментов. В этих апориях впервые в истории человечества обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Апории дали толчок развитию диалектики.

7. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

Демиург - дословно - мастер, ремесленник, в переносном смысле - создатель, творец - в идеалистической философии Платона и в учениях неоплатоников - творец мира, создатель вселенной, одно из определений божества.         

Мир чувств вещей не есть мир подлинно сущего: чувств вещи возник и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлиной сущностью вещей их причинами явл бестелесные нечувств формы (идеи или виды), постигаемые умом. По отнош к чувст вещам идеи и причины и образцы и цели, кот стремятся вещи, и понятия об общей основе вещей каждого класса.         

Т.к. чувст вещи преходящи то они должны быть обусловлеы не только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя. (обл нерекращ движения, возникновения и изменения) Матер принимает на себя идеи и превращ их во множество ч. вещей, разделенных пространством.

Область идей представляет собой пирамиду, на вершине кот  идея блага. Она обуславливает познаваемость, сущ предметов, от нее они получ свою сущность. Идея блага явл не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология - учение о целесообразности)         

Идеи вечны, ниезменны, тождественны, не зав от условий пространства и  времени.Мир ч вещей - мир вечного возникнов и гибели, движ и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены усл пространства и времени.         

Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала  там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Влсприятия мат предметов напоминают душе позабытые ей знания.         

Идеи познаются путем  интуиции, независимой от чувст восприятия, чувств вещи отражаются лишь во мнениях, кот не дают подлинного знания. Середину между мн и подлинным знанием  занимают математ знания.Они имеют нечто родственное чувст вещам и идеям.          

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"