Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:27, шпаргалка
1. Сущность мировоззрения. Миф, религия, философия.
М.- совокупность идей, чуств, эмоций О-х общее отношение Ч. к миру.- познавательный пласт;- эмоциональный;- поведенческий
Основные вопросы: чтотакое мир;по каким законам он разввается; в чем смысл жизни; что такое добро и зло.Влияние: убеждения, идеалы.Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом.Миф – носит духовно практический характер (фантазиями преобразовывает жизнь)(талисманы).Религия - носит духовно практический характер (односторонний характер). Это М. – поведенческое по своей сути. (талисманы перестали помогать) Ф. – вся совокупность взглядов на мир, П., Об. и Ч. (отличие – уровень обобщения, теоретический характер)
Теория должна быть непротиворечивой и основываться на аксиоматике.Цель теории - целостная картина. Теарии необходимо испоьзуют абстрагирование.
59. Особенности социального познания.
см 49. Социальная природа человеческого сознания.
60. Объективная истина. Диалектика
абсолютной и относительной
Истинность - соответствие знания объективной реальности.
Объективная истина не зависит ни от Ч ни от человечества (Ленин), но может меняться во времени. Необходим эталон. Объективное и субъективное знание = Ю такие же истины. Платон (в идеях), Декарт (в вещах), Гобс (истина дочь разума), Кант (основа его Ф). Диалетич. подход - "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике ..." (Ленин). Истина должна быть проверена практикой.
Геоцентрическая система -> гелио центрическая -> галактическая. Каждая относит. истина приближает нас к абсолютной. Абсолютная истана - предел, к которому необходимо стремиться. Относит. и абсолютн. истины - разные формы объетивной истины. Догмы и др. историч. - соц. условия могут искажать истину (язык, небрежность в определениях).
Относительная истина - форма выражения объективной истины, зависящей от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута га данном уровне познания.
Абсолютная истина - совершенно полное, точное, всесторонне, исчерпывающее знание о каком-либо явлении.
61. Природа и общество.
Их нельзя рассматривать поотдельности. Ч - основа О. и природное существо. Его интересы и возможности определяют О жизнь. Природные факторы также влияют на О, а О на П. Различают первую и вторую природу.
Материальное производство - производство и воспроизводство всех компанентов жизни О, за счет материала П, а также воспроизводства самого Ч.
П влияет и на политическую жизнь О. (демография, здоровье президента, ...). Сила России в природном факторе, ее многонациональности.
62. Экологическая проблема,
ее научные, социально-
см 71.
54
63. Социальная форма движения материи и ее отличие от процессов живой и неживой природы.
64. Сущность диалектико-
Каждый субъект должен понимать историю: 1) архивную; 2) критическую; 3) созидательную. Роль О - месть за варворство Ч.
Наиболее общно Ч описывает менталитет (как национальные так и субъективные факторы).
65. Специфика социального детерминизма. Отличие социальных законов от законов природы.
Деретминизм - противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности. Д - учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.
66. Проблема биологического и социального в человеке. Критика биологизаторских и социологизаторских трактовок человека.
???
67. Проблемы жизни и
смерти в духовном опыте
Жизнь - смерть: пограничная ситуация. Ч - О. явление => смысл жизни в служении О. Что Ч оставит после себя ? Существует биологическое время и духовное. Ч может долго жить после смерти тела. Право на смерть не только личный выбор - ведь существуют семья, ... Упомянуть о камикадзе и Руссо.
68. Человек и человечество. Глобальные проблемы выживания человечества.
Каждый субъект должен понимать историю: 1) архивную; 2) критическую; 3) созидательную. Роль О - месть за варворство Ч.
Наиболее общно Ч описывает менталитет (как национальные так и субъективные факторы). Недооценка исторч. опыта - кризис.
54
69. Понятие науки. Социальные функции науки.
1) культурно-мировоззренческая 2) наука как непосредственная производительная сила 3) функция как социальной силы
70. Основания науки. Диалектика опыта и теории.
???
71. Наука и нравственность. Этика науки.
Общечеловеч. ценности так же применимы в науке. Бескорыстие ученого, его заинтересованность, отстаивание истины. "Платон мне друг, но истина дороже" (Аристотель). Наука предполагает обоснованность суждений => они более ценны, чем бытовые. Признание коллег - высшая награда для ученого. Несоблюдение этических норм - черевато. Нравственность пронизывает все стороны деятельности ученого. Определения должны быть точны (Ленин).
Сократ "Человек добр, а зло творит по неведению". Генная инженерия.
Сциентизм - научно - технический прогресс - абсолютная социальная ценность- предел развития. Диалектика созидательного и разрушительного в науке.
72. Общество как
Материальное производство - производство и воспроизводство всех компанентов жизни О, за счет материала П, а также воспроизводства самого Ч.
73. Способ производства
как материальная основа
Структура способа производства:
1) производительные силы (предмет труда, орудие труда);
2) производственные отношения
(экономические и
Базис - совокупность 1 + 2. Надстройка - теории, концепции, учереждения, материализующие 1 и 2.
Материальное производство характеризует то что производится. Способ произв. - как производится. Эпохи различаются способом производства.
74. Диалектика развития
производительных сил и
???
75. Социальная революция и ее роль в развитии общества.
Соц. революция - качественное изменение в О. отношениях , во всей их системе. Это закономерные явления в О. жизни. Способ смены О. формаций. В основном - это политическая революция. Класс - основная движ. сила революции. Насилие - вынужденная мера. Диалетическое отрицание старого. Тесно связана с культурными традициями.
76. Общественно-экономическая формация. Диалектика базиса и надстройки.
Общ - экон формация - исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития человечества от первобытно-общинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации. Общ - экон формация впервые выработана максизмом и составляет краеугольный камень материалистического понимания истории. Оно позволяет 1) отличить один период истории от др 2) вскрыть общие и существенные черты разных стран 3) позвляет рассмотреть человеческое общество в каждый периож его развития как единый социальный организм 4) позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местомв системе общественных отношений данной формации.
Базис и надстройка - категории исторического материализма, выработанные для харрактеристики основных структурных элементов каждой общественно-экономической формации. Ленин: Базис - экономический скелет общественной формации, Н - взаимосвязанная система общественных явлений, порожденных экономическим Б и активно влияющих на него (Н состоит из 1) совокупность духовных образований (мыслей, чувств, настроений) 2) совокупность отношений между людьми 3) совокупность учреждений и организаций). Революц переход от одной формации к другой связан прежде всего с заменой одного Б другим, в соответствии с чем более или менее быстро происходит переворот во всей Н.
77. Развитие общества как
естественноисторический
История О - продукт сознательной деятельности людей, в отличии от истории П. О - объект, ограниченный в пространстве и времени - пока нет понятия, нет и объекта иследования.
Формация - исторические формообразования - представляют собой органическую целостность, включающую в себя как материальные так и духовные компоненты. Способ мат. произв. - важнейший, определяющ. ее функционирование, компонент. Смена формаций характеризует исторический процесс. (первобытнообщ., рабовл., феодальн., капитал.). Далее коммунизм !.
Маркс делит историю надвое: предистория и истинная история (человечество свободно от продуктов своего труда). Формацион. подход к О. рассматривает О. как единое целое.
Цивилизационный подход к О. появился в 18вв (Данилевский, Гумилев). Он тесно связан с понятием культура. Цивилизованное О - О, основанное на понятиях разума и справедливости. Этот подход основан на множественности культурно - исторических типов. Однако, то, что производят цивилизации - является достоянием всего человечества. Цивилизация одновременно чужда и ценна для др. цивилизаций.
Движущая сила Ц. - творческая элита, увлекающая за собой инертное большенство.
Гумилев развил теорию этносов. Этнос зарождается из - за небольшой горстки одухотворенных людей. Затем, как и цивилизация, проходит стадии: зарождения, развития, надлом, разложение.
78. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Народные массы, классы, нации, личности.
Класс - группы людей, которые отличаются ролью и местом в сложившейся системе производства, отношением к средствам производства и долевым участием в распределении готов. товара.
Нация - фундаментальная характеристика гос.
Этнос - объединяет близкие нации. Причина всех соц. катаклизмов- национальные отношения.
Классы различаются: по образаванию, кастам, политич. положению.
Партия - объединяет авангард класса и определяет его идеологию.
Соц. революция - локомотив в развитии общества - высшая форма классовой боьбы.
Также существуют прослойки - религиозные , ... .
Соц. пространство (айкумена) - все время расширяется (во все стороны).
Общ. отношения (отношения между субъектами О.): 1) производственно - экономические; 2)идеологические; 3)политические.
79. Соотношение необходимости и сознательной деятельности людей в историческом процессе.
???
80. Содержание понятий
"индивид", "индивидуальность"
и "личность" в марксистской
философии. Личность и ее
52
81. Социально-политические,
естественнонаучные и
???
82. Возникновение и развитие
диалектико-материалистической
Маркс ведел оторванность от реальной жизни (истории и соц. реальностей) Гегелевской теории (был ее стороником). Попытка создания Ф для эксплуатируемых пролитариев.
Основные позиции:
1) Отчужденный труд - ни
предмет труда, ни орудия
2)Т.к. рабочий вынужден работать (жизнь заставила) => труд унижает Ч. (он свободен вне труда)
3) }=> Ч. относится к природе враждебно, прервана родовая связь;
4) подневольный труд порождает отчуждение между людьми - конкуренция. Капиталисты тоже отчужденные люди.
}=> ликвидация частной собственности. => появляются свободные, одаренные, гармоничные люди
Практика - основа всего. Все познается через практику. Труд преобразовывает П. и О. отношения.
Класс - группы людей, которые отличаются ролью и местом в сложившейся системе производства, отношением к средствам производства и долевым участием в распределении готов. товара.
Уровень развития производства - основной критерий познания О.
Государство должно упорядочивать - структуру собственности.
Ограничение свобод Ч.: 1) разделение труда на физический и умственный; 2) принадлежность к определенному классу 3) культурологический фактор.
83. Основные направления
и черты немарксистской
19
84. Основные черты философии неопозитивизма, его разновидности.
Ученые, применяющие Ф к современным разделам науки. => математизация, формализация Ф знания. Основное достижение связь логики с кибернетикой. Герменевтика - семантический анализ текстов.
21
85. Проблема человека в философии экзистенциализма.
22
86. Основные черты философии неотомизма.
20
87, Буржуазная философия
истории. Футурологические