Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:27, шпаргалка
1. Сущность мировоззрения. Миф, религия, философия.
М.- совокупность идей, чуств, эмоций О-х общее отношение Ч. к миру.- познавательный пласт;- эмоциональный;- поведенческий
Основные вопросы: чтотакое мир;по каким законам он разввается; в чем смысл жизни; что такое добро и зло.Влияние: убеждения, идеалы.Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом.Миф – носит духовно практический характер (фантазиями преобразовывает жизнь)(талисманы).Религия - носит духовно практический характер (односторонний характер). Это М. – поведенческое по своей сути. (талисманы перестали помогать) Ф. – вся совокупность взглядов на мир, П., Об. и Ч. (отличие – уровень обобщения, теоретический характер)
Почему люди действ подобным образом? это р-т привычки. Однако действие привычки никогда не может превратить наше ожидание известного порядка в достоверность истинного знания. - скептицизм.
Поток наших впечтлений все же не хаотичен. Впечатления не равноценны и этого вполне достаточно для ориентации в мире.
В онтологии(уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и сводит идею субст. к идее совокупности отдельных качеств.
В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной имеютопределенную аналогию с чел разумом. Отвергаетвсякое богословие. Религия не может быть основой морали.
19. Проблема человека и общества
в философии Просвещения (
Ч. по своей природе добр, поскольку нет ничего дурного в стремлении к сомосохранению (получать удовольствие и избегать страдания - проявления этого желания)
Монтескье (1689 - 1755) - по образованию и профессии - юрист. => развивает проблему законов в О. Законы: естественные и позитивные (определенные законодателем). Мир - первый естеств. закон. Позитивные законы: международное право, общественное право, частное право. Законы и форма власти должны сответствовать климату, ландшафту, почве, способу жизни народов, ... .Однако он переоценил это влияние. Его отношение к О. восновном механистическое. Лучшая власть - конституц. монархия.
Вольтер (1694 - 1778) (представитель буржуазии) - резкая критика религии, требование религиозной свободы. Популяризатор Ф мысли и науки. "Религия возникла тогда, когда встретились мошенник и глупец". Отвергает субъективно - идиалестич. подход к проблеме познания. Рассматривает общественного Ч, как субъект изучения Ф. Вольтер выражает требование буржуазии - равенство людей (но только перед законом). Социальное и имущественное неравенство - он считал залогом стабильности (в отличии от Руссо). Придерживается идеи образованного правителя.
Руссо (1712 - 1778) - предстаситель низших слоев. Основная проблема социальное неравенство. Основы О. жизни - телесные потребности, в то время как духовные - ее украшение. Наука и культура ведут к подмене в Ч естественных потребностей. => они пренадлежность богатых слоев. Недооценка исторической роли культуры. Три ступени неравенства. 1) главная причина соц. неравенства - имущественное неравенство (поскольку в естественном состоянии люди были равны, не обладая собственностью (не было войн,... )), => его ликвидация. 2) само государство (образованное в результате договора бедных и богатых, но злоупотребляющее властью). 3) передача законной власти в руки деспота (по отношению к деспоту все станоятся равными). => право народа на бунт против деспота.
В естественном состоянии люди живут поодиночке и отличаются кротким нравом, доброжелательностью и справедливостью - руссоистские робинзоны.
К естественному сотоянию нельзя прийти, но можно к нему вернуться. Однако, посредством О. договора Ч. преобретает гражданскую свободу, которую Руссо ценит выше естественной. ("ибо побуждение желаний - рабство, а послушание закону, который мы сами установили - свобода").
Развитие производства, культуры, науки несет не только положительное начало, но и отрицательное.
"Общественный договор" Руссо - настольная книга Робиспьера.
20. ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 18в. Учение о природе, обществе, человеке.
Л. лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного системат. развития. Наиболее систематическим выразителем ф. учений фр. мат. стал Поль Анри Дитрих Гольбах. (1723 - !789) Самое крупное его произведение - “Система природы”, в написании которой приняли так же некот участие Дидро, Нэжон.
В основе этого трактата мысль о сводимости всех явл. природы к разл формам движения материальных частиц. в своей совокупности образующих вечную несотвореную природу. Основу всех проц. природы составляет материя с присущим ей св-вом движения. Мат. процессы - явл. строго необходимыми, случайность и целесообразность исключается. Учение о необходимости распространяется и на человека.
Из действия и противод. всех существ получается ряд движений, подчиненных постоянным и неизменным законам. Различаются 2 рода движения: 1.движ. масс, благодаря кот. тела переносятся с одногоместа на другое; 2. внутренее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии.
Г. доказывает универсальность движ. в природе. Сущность прир. в томчтобы действовать. Прир получила свое движ от себя самой (никаких первотолчков), ибо прир есть великое целое вне кот. ничто не может сущ. Движ. есть необход. способ сущ. материи
Законы причинной связи также универсальны, как универс св-во движения в природе. Над всеми связями причин в прир. господствует строжайшая необходимость. Случайность отрицается. В вихре пыли поднятом ветром, нет ни одной молекулы пыли, кот расположена случайно, кот не имеет опр. причины. Из всеобщего детерминизма выводится и отрицание порядка и беспорядка в природе. Идеи пор и беспор субъективны и представляют лишь нашу оценку ситуации.
Учение о прир. получило развитие в работах Дени Дидро (1713 - 1784). Прошел путь от этического идеализма и деизма до материализма в учении о бытии, психологии, теор. познания. Материалист. сочинения : “Племянник Рамо”. “Разговор Деламбера с Дидро”, “Сон Деламбера”.
Внес в учение о природе элементы диалектики. По его мысли все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает.
Особое внимание Д. привлекала проблема мат. истолкования ощущений. Как мех движ мат частиц может порождать специф содержание ощущений? Есть 2 ответа на этот вопрос. 1.Ощущ появляется на опр. стадии развития мат как нечто качественно новое 2. способность, аналогичная ощущ. присуща всей материи. Д. был сторонником 2 мысли.
Д. наметил теорию о псих функциях. Наши чувства - клавиши по которым часто ударыяет окр нас природа и кот сами часто по себе ударяют. Отсюда следует, что в чело век заключает в своей организации нечто автомавтическое. Этот автоматизм не лишен одушевлености и предполагает лежащую в основе всей мат способность ощущения.
Признание сущ. независимого от созн вн мира, а также призн способности ощущ. отражать свойства вн вещей не означает однако будто ощущ есь зерк копии предметов. По Д. между большинствое ощущ и их причинами не больше сходства, чем между самими представлениями и их названиями. Д. различает в вещах первичные качества (сущ в самих вещах и незав. от сознания) и вторичные (заключающиеся в отношении предмета к др вещам или к ним самим)
Человек и общество. В учении о обществе отстаивают детерминизм, т.е. учение о причинной обусловленности всех чел. действий. Однако чел не может быть освобожден от ответствености за все совершаемое им по отнош. к обществу. Необх человеческих действий нисколоко не исключает возможности вменения и правомерности наказания. Общество наказыввает за преступл т.к. они вредны. Кроме того это способ предотвр. преступлений в буд. К тому же никакое усмотрение необходимости соверш чел действий не уничтожает чел чувств, и стало быть, не уничтож. самодеятельности, т.к. чувства есь главные побудители к действию.
Учение о нравственности должно быть основано на опыте. Чел движим стремлеием к удовольствию и отвращением к страданию. Но так как чел способенсравнивать удов. и выбирать наибольшие, а также способен ставить цели то для него возможны правила и понятия о действиях, леж в основе нравственностии.
Предпочтения засл умственные удовольствия как более прочные, лительные и более зависящие от самого человека.
Нуждаясь в помощи других чел должен в свою очередь делать полезное для др. Так образуется общий интерес, от кот зависит частный интерес. Правильно понятый личный интерес необходимо ведет к нравственности.
В силу общественного договора мы должны делать то, что мы желаем, чтобы они для нас делали. При этом вытекающие из общ. договора имеют силу по отнош. ко всякому чел.
Не сущ такого образа правления, кот. вполне бы удовлетворял требованиям разума. Средство избавления от недостатков Просветители видят в просвещении. общества. Гельвеций считает целью воспит переделку первоначального самобытного склада личности. Гольбах - видит в человеке существо из кот воспитанием мжно сделать все, что угодно.
Доказывают незав. этики от религии и возможность сущ высоконравственного общества атеистов.
Движ сила челов действий - эгоизм, или личный интерес. Основанием нравственности служит опыт, нравственного чувства не сущ. Когда кажется что люди стремятся к добру , в основе этого лежит прав понятый л. интерес.
Критерий нравственности и ума - польза. Это относится и к обществу в целом. Тот кото приносит пользу - честный смелый добродетельный. Добродетель есть желание общего блага.
Так как влияние законодательства на общество очень велико, то вопрос о гос строе - важен. Различия между народами обусл. прежде всего полит строем. Гельвеций - только в демократическом правлении власть имеет в виду пользу всего общества, а каждый гражданин служит своей деятельностью общим целям.
21. Социально-политические и
Гольбах - "Каждый Ч, который разумно рассуждает, скоро станет атеистом.". Фатальный детерминизм, включающий Ч.
Гельвеций (1715 - 1771). Фатальный детерминизм, включающий Ч. Однако, человеком правит закон интересов (физические потребности (голод, боль) и страсти (самолюбие)). Принимает принципы сенсуализма Локка. "Пока Ч. чувствует - он имеет душу" => душа умирает вместе с телом Ч.
О. - совокупность индивидов (механистический подход). О. интерес - интерес большенства. Основа добродетельного поведения - согласие между О. и индивидульным интересом. Основной критерий нравственности - О. польза.
Идеальная форма правления - республика. В тоже время, верит в "разумного правителя", "философа на троне", защищающего основные права человека (фактически интересы буржуазии).
Гельвеций и Гольбах уделяют
большое значение воспитанию. Залог
правильного воспитания - хороший
закон. "Почти всеобщее несчастье
людей и народов вызвано
Ламетри (1709 - 1751). Самая известная работа - "Ч - машина" (Из - за нее был вынужден покинуть страну). В ней Ламетри представляет Ч. - как механическую машину, хотя и очень сложную. Душа - материальна. Исходит из сенсуализма Локка и признает объективное существование материального мира. Источник движения находится в самой материи. Однако, он полагает, что сущность движения и материи познать невозможно.
Мышление является способностью. определенного вида материи. Его основания покоятся на ощущениях.
22.ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ЭТИКА И.КАНТА. (Критика чистого разума. введение)
Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг) пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращ к опытным данным)
Во 2-й пер (критический) пытает ся строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику Кант пытался 1. выяснить источники различного вида знаний - научного и философского 2. выяснить на чем основывается достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления...
Учение “Крит фил” сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в тракт. “ Критика чистого разума” - 81, “Критика практического разума” - 88 и “Критика способности суждения” - 90. (теор познания, этика и эстетика (учение о целесообр. в природе) соответственно)
Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущунеи нашей чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущ - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. приложимы формы нашего сознания: ощущ, понятия. Ввс принципиально непознаваемы.
Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме суждения, в кот мыслится всязь между двумя понятияим - субъектами и предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в субъекте. Это аналитические уждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют прот)
Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это ситетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него - априорные суждения.( все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К. придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. он связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности, рассудка, разума.