Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:51, шпаргалка
1. Научная революция 17 века. Развитие науки в Новое время (17-18 вв.).
2. Развитие философии и науки в Новое время. Проблема метода. Проблема идеала знания.
3. Достижения естествознания в 19 веке. Идеалы классической науки.
4. Кризис оснований классической науки и научная революция в 19-20 вв.
...
39. Марксистский подход к исследованию социальной реальности.
Главные тезисы эволюционной теории познания: 1. Жизнь с конститутивной стороны ее сущности представляет собой познавательный процесс. 2. Любые живые существа, включая человека, снабжены системой унаследованных диспозиций, «априорных» когнитивных структур. 4. Когнитивные структуры являются приспособлениями к определенной области реальности и служат задачам выживания. 5. Формирование когнитивных структур осуществляется в соответствии с эволюционным учением. 6. Базовые познавательные возможности ограничены унаследованным когнитивным аппаратом. 7. В способах получения и обработки информации имеется сходство (подобие, соответствие): абстрагирование от «субъективного» и «случайного», когнитивный процесс объективации.
Эволюционная эпистемология К. Поппера - основные тезисы: 1) познавательная способность является продуктом естественного отбора; 2) эволюция научного знания идет в направлении построения все лучших и лучших теорий на основе метода проб и устранения ошибок. Прогресс науки, поэтому аналогичен дарвиновской теории естественного отбора; 3) особенность человеческого познания, состоящая в критике теорий, становится возможной на основе использования специфически человеческого языка. (Семинар Шестаковой) Знание углубляется, но не ведет к истине (фаллибилизм).
(Ульянова Л, -Учебник Микешиной) Классическая общая теория познания сформировалась в истории философии как некоторое абстрактно-понятийное учение, предписывающее видеть и интерпретировать деятельность людей в субъектно-объектном ракурсе, исходя и идей отражения и репрезентации. Сегодня – эволюционная теория познания или эволюционная эпистемология, открывшая многие новые сферы и особенности предметно-деятельностных механизмов в познании. Два направления в эволюционной эпистемологии:
Тем самым познавательный процесс перестает быть чем-то только специальным организуемым и рассматривается как реализующийся во всех видах человеческой деятельности.
Др. подходы: отечественный философ науки И.Т.Касавин: знание – атрибут человеческого бытия, культурно-исторический феномен, определяемый факторами времени и пространства, различными формами практик и теоретической деятельности. сюда включаются все формы вне- и донаучного знания (магия – предельный опыт, где также осуществляется решение практически-познавательных задач), выявляются социокультурные контексты познания – т.о. исследуется «совокупный познавательный процесс».
31. «Социология знания» (К. Манхейм, М. Малкей).
(Семинар Шестаковой) Знание разделяется на специализированное и общее; социальная ситуация влияет на науку, в том числе через установки самого исследователя; нет чистой науки, особенно гуманитарной. Карл Мангейм (кон. 19- 1 пол. 20 в.), «Идеология и утопия»: неизменность природы → познание ее с помощью точных измерений и т.д., постепенное накопление выводов; но нет беспристрастных исследований другой культуры. Противопоставил точные и неточные науки. Основная идея – учитывать различные системы отсчета и разные выводы → заключение, приближенное к объективности (но полной объективности нет, развитие науки бесконечно). «Социология знания» - новая социологическая дисциплина, разрабатывающая учение об «экзистенциальной обусловленности знания», - т.е. социальная обусловленность теорий и типов мышления, предмет «социологии знания» - внетеоретические условия знания. Манхейм и Малкей опирались на марксистскую концепцию социальной обусловленности знания, но убрали классовый подход. М. Малкей (2 пол. 20 в.), «Наука и социология знания»: этос науки – совокупность этических установок и ценностных ориентиров, санкционирующих и поддерживающих исследования (с 18 в.); компоненты: универсализм (использовать объективные универсалистские критерии), всеобщность (доступность научной информации всем), незаинтересованность (~ беспристрастность), организованный скептицизм (все критиковать). В чистом виде эти нормы не работают в научном сообществе, всегда конкретизируются, изменяются. Наука и общество влияют друг на друга.
32. Специфика гуманитарного познания. Социальное и гуманитарное познание.
(Лекция Шестаковой) Г. Риккерт, «Науки о природе и науки о культуре»: у гуманитарных наук нет собственного названия и предмета → объединяются в «науки о культуре». Немецкая философия: «науки о духе» (Гадамер, «Истина и метод»); этот термин возник при переводе вместо «науки о морали». Россия: «гуманитарные науки», «общественные науки», «социальные науки» - одно и то же, есть проблема их самоидентификации. Вопрос обсуждался в герменевтике, в философии жизни, структурализме (и постструктурализме), постмодернизме, позитивизме (против их выделения), аналитической философии, - предмет гуманитарных наук.
Тенденции:
а) гуманитарные науки как альтернатива естествознанию – ответ позитивизму, который все объединял, 19 – 20 века;
б) попытка описать
специфику гуманитарных наук по образцу
одной из них – история (19 в., сейчас
– в герменевтике Гадамера), лингвистика
(структурализм и
в) построение проектов новой модели науки – социология (Конт, вместо истории, позитивизм), «понимающая социология» (М. Вебер), «описательная психология» (В. Дильтей);
г) современное – избегание оппозиции гуманитарных и естественных наук – еще с позитивизма, сейчас на базе структурализма и постмодернизма, общие понятия для объединения – «текст» и «информация».
Дильтей (1833 – 1911) – Германия. Философия жизни → герменевтика. Описательная психология: исходная установка – есть принципиальная разница между естественными и гуманитарными науками. Задача философа – описать специфику «наук о духе». Отличаются предметом – духовная реальность, жизнь, идеальное и смысл (естествознание интересуется тем, что ощущается). Естествознание: внешние предметы (по отношению к субъекту познания), информация из ощущений → фрагментарная картина (показывает отдельные свойства объекта) → объединение в картину целостного объекта с помощью гипотезы. Науки о духе: предмет – смысл, ощущение смысла, возникающее у субъекта, целостное, внутреннее («переживание» смысла, интуитивное). Предмет – живая связь объектов, переживаемая субъектом, это объединяет гуманитарные науки → методологической базой гуманитарных наук должна стать психология. Два типа психологических исследований: построение по образцу естественных наук («объяснительная психология») или «описательная психология» (исходя из интуитивного состояния субъекта). «Описательная психология»: все люди имеют единую психологическую природу, задача описательной психологии – показать, как из этого возникает многообразие, индивидуальность (количественное, а не качественное различие, формируется в процессе воспитания, образования и т. д.). «Науки о духе» всегда занимались отдельными объектами (естествознание – общими законами) – нации, классы, отдельные люди.
Мишель Фуко: гуманитарные науки связаны со специфическим пониманием человека (с 19 века), до этого гуманитарных наук не было. Эпистема – нормативные коды мышления, формирующиеся с помощью всех наук, этим пользуются люди (~ парадигма). 1) Возрождение, 2) классический рационализм (16 – 18 вв.), 3) современный (с 19 в.). Разница между классическим и современным: в классическом все знание искало порядок, связи, стройность; в современном – отсутствие однородности; три измерения: физико-математические науки, философия (ищет общий принцип) и науку о языке, жизни и производстве; они пересекаются. Гуманитарные науки конкретно нигде не находятся – ни в измерениях, ни в их пересечениях, но часть их отождествляется с третьим измерением. На самом деле это проекция всех измерений: гуманитарные науки имеют дело с человеком каким он себя представляет: живущим, обладающим языком и трудящимся, т. о. гуманитарные науки – это история наук (экономики, лингвистики, биологии и т. д.), то есть история формирования представлений человека, а это с 19 в. Человек – не единственная проблема, при смене эпистемы человек может потерять интерес к себе как к проблеме. Гуманитарные науки берут категории из дисциплин о жизни, труде и языке (→ их часто смешивают), используют в двух вариантах: как образы, чтобы прояснить нечто для себя (понятие из биологии в социологию), или как категории для упорядочения эмпирического материала (из биологии, т. е. о жизни - «функции», «норма», из экономики «конфликт», «правило», из наук о языке – «знак», «система») → снимается проблема научности гуманитарного знания: гуманитарные науки входят в современную эпистему. Фуко - структуралист, но не вписывается.
33. Проблема метода гуманитарного познания.
(Учебник Лебедева) Научный метод – средство получения, обоснования и применения научного знания.
(Учебник Микешиной) На эмпирическом уровне: а) вычленение и исследование объекта:
1) с помощью
наблюдения (целенаправленного,
2) измерение
(в гуманитарных науках – сбор
информации о социальных и
социально-психологических
3) эксперимент – в большей степени с помощью мысленного моделирования, используется метод экстраполяции (перенос знаний с одной области знания на другую) и аналогии.
б) методы обработки и систематизации знаний: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, систематизация, классификация и др.
На теоретическом уровне:
1) абстрагирование
(отвлечение от свойств и
2) идеализация
(мысленное конструирование
3) мысленный эксперимент (конструирование процессов «в чистом виде»).
Формализация (изучение объекта путем отображения его содержания и структуры в знаковой форме при помощи искусственного языка) - наверное, при количественных исследованиях.
Объяснение и понимание.
(Семинар Шестаковой) Это вопрос о том, есть ли у гуманитарных и естественных наук специфические методы: в 19 веке считали, что есть, сейчас – нет. В. Дильтей (герменевтика + философия жизни): объяснение – способ познания в естественных науках, понимание – в гуманитарных. Объяснение – подведение отдельного факта под общий закон (нет интереса к индивидуальным характеристикам объекта). Понимание – внимание к индивидуальному. Применение объясняющих процедур к истории – натурализация истории; неокантианцы (Риккерт, Виндельбанд) – для гуманитарных наук важнее индивидуальное. П. Рикёр: сближение объяснения и понимания (герменевтика + структурализм + феноменология).
(Лекция Шестаковой) В герменевтике подходы: Ф. Шлейермахер (принцип конгениальности (сопоставимость автора и интерпретатора), диалог с автором), и Ф. Г. Гадамер: субъект гуманитарных наук имеет дело с интерпретацией текста, но человек всегда является носителем определенной традиции, нет индивидуального мышления в чистом виде, вопрос в том, насколько человек это осознает. Осознание – задача герменевтики (и субъекта). Предрассудок в широком смысле слова – предустановки сознания, не осознаваемые человеком, две категории (как у Хайдеггера): случайные (с которыми боролись просветители), от них можно избавиться с помощью рефлексии (посмотреть на очевидное и задуматься, почему это очевидно), и неустранимые (показатель включенности в определенную историческую эпоху, ~ менталитет), у каждого человека есть ограниченный горизонт понимания. Перед человеком стоит задача рефлексии и расширения горизонта понимания (внутри него). Люди, писавшие тексты, тоже были включены в историческое развитие → их можно понять, но не адекватно, а по-своему, можно сближаться. Процедура понимания – субъект подходит к тексту с проектом, с ожиданием смысла, коррекция первоначальных ожиданий, герменевтический круг (от предпонимания к пониманию), получившийся смысл опять можно корректировать, и т. д. → разные интерпретации. На результат исследования влияют жизненный опыт и другие факторы, которых нет в естественных науках (+ уровень образования).
34. Принцип историзма в социально-гуманитарном познании.
(Учебник Алексеева-Панина) Принцип историзма – это мировоззренческий принцип познания, базирующийся на представлениях о сущности развития, о прогрессе, синтезировании, взаимосвязи количества и качества, причинности и т.д. он неотделим от практической деятельности человека, поскольку «человек есть в высочайшей степени историческое существо. Человек находится в историческом, и историческое находится в человеке», человека нельзя отделить от истории и наоборот (Бердяев). Историзм сочетает в себе научную сторону, ориентированную только на объект, с аксиологической стороной, вовлекающей в познание человечески-ценный подход, человеческую заинтересованность и человеческую деятельность.
Например, принцип историзма позволяет не только вскрыть начальный период существования государства, но и установить главную сторону его сущности – орудия в руках господствующей социальной группы; дольше на разных этапах развития государства были разные формы эксплуатации и формы государственного устройства.
Познавательные императивы, составляющие диалектико-логический принцип историзма: I. Главное – рассматривать предметы, процессы в их развитии, изменении, самодвижении, включая прошлое, настоящее и будущее, это распадается на более конкретные познавательные императивы:
1) качественная,
или сущностная, ретроспективность,
т.е. воспроизвести весь
2) рассмотрение
предпосылок возникновения
3) применение основных законов диалектики: движение от количества к качеству, обнаружение скачков, преемственность, проявления закона отрицания отрицания, раскрытие противоречивости предмета;
4) выделение
этапов и выявление их связей,
из этого вытекает
5) рассматривать объект с точки зрения процесса развития закономерного, причем закономерность неотделима от вариативности;
6) определять
направление и характер
II. Раскрывать основную тенденцию развития системы с целью предсказать ее будущее.
III. Изучать не только историю объекта, но и историю отражающих ее понятий и положений (дискуссии, споры).
35. Концепция социальной рациональности М. Вебера.
(Семинар Шестаковой) Макс Вебер предложил новую модель социологии – «понимающую социологию». Действие – осмысленное мотивированное поведение, социальное действие (предмет социологии) – действие, которое соотносится с действиями других людей и ориентируется на них; этим социология отличается от истории, которая изучает все. Типы социальных действий: а) целерациональное (цель + средства); б) ценностно-рациональное (осознанная вера в цель; долг); в) аффективное; г) традиционное (по привычке). На основе этих типов описываются социальные отношения. Типы в реальной жизни сливаются.