Шпаргалка по "Философии права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:57, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет философии права
2.Структура и функции философии права
3.Философия права в системе общественных наук
4.Типология правопонимания
5.Правовой позитивизм как тип правопонимания

Вложенные файлы: 6 файлов

1.Правовая онтология бытие права, формы существования права.docx

— 18.03 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

2.Правовая гносеология границы и возможности познания правовой реальности.docx

— 18.53 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

3.Правовая аксиологии ценность права и основные правовые ценности. Право и справедливость.docx

— 17.74 Кб (Скачать файл)

3.Правовая аксиологии: ценность  права и основные правовые  ценности. Право и справедливость.

Предметная область и  основная тематика правовой аксиологии - это проблемы понимания и трактовки права как ценности (как цели, долженствования, императивного требования и т.д.) и соответствующие ценностные суждения (и оценки) о правовом значении (т.е. ценностном смысле - с точки зрения права) фактически данного закона (позитивного права) и государства.

Правотворчество и реализация права (правоприменение, исполнение, использование  и соблюдение права) представляют собой  области человеческой деятельности ярко выраженного оценочного характера. В силу этого философия права включает в свой предмет изучение и исследование правовых ценностей, оценки в сфере права и т.д. В философии права это теоретическое направление называется правовой аксиологией.

Право в своем аксиологическом  измерении выступает как строго определенная форма правовых ценностей, как специфическая форма правового  долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т.д.) форм долженствования и ценностных форм.

Многие социальные ценности приобретают характер и правовых ценностей. В качестве высоких идеалов  они пронизывают общественное правосознание  и становятся основными принципами права.

Таковы свобода, равенство, справедливость, порядок, безопасность. Права человека также приобретают  статус важных ценностей.

Каждое из них выражает определенную сторону, проявление, образ  существования человека как природного и социального существа. В своей  совокупности они характеризуют  человека как высшую ценность, как  средоточие всех ценностей.

Право является духовной ценностью. Оно удовлетворяет потребности  социальных групп общества в регулировании  социальных отношений и поступков  людей. Его основной и специфической  функцией является регулятивная функция.

Сами правовые ценности составляют элемент системы социально-политического  управления обществом. Правовые ценности обладают четко выраженным предписывающим характером. Они формально закреплены и охраняются государством и его  органами.

Аксиология права выделяет три основные формы бытия ценностей:

1) общественные ценности и идеалы;

2) предметно-воплощенные ценности;

3) личностные ценности.

Общественные ценности и идеалы. Эти ценности вырабатываются общественным, а также правовым сознанием. Они присутствуют в правовом сознании в виде обобщенных представлений о справедливости, свободе, равенстве в различных сферах общества. Правовые идеалы лежат в основе правовых обязанностей. Человек ориентируется на образцы должного, на ценности, которые существуют в обществе. Они наполняют человеческую жизнь высшим смыслом и выступают в индивидуальном и правовом сознании важнейшими ценностно-смысловыми ориентирами.

Предметно-воплощенные ценности. Правовые идеалы закрепляются в нормативных актах, конституциях и законах. Они реализуются в системе правовых отношений как отношения равных, свободных и независимых друг от друга субъектов права. С изменением общественных и правовых отношений происходит и переоценка ценностей: многое из того, что считалось абсолютным и непреложным, обесценивается, и наоборот, новые ростки общественного бытия порождают новые ценностные идеалы. В соответствии с изменившимися ценностными идеалами переоцениваются и предметно-воплощенные ценности.

Личностные ценности — это идеальное представление о благах, правах, стремлениях индивида, которые он стремится реализовать в своей жизни.

Право и справедливость

Право неотделимо от справедливости: она есть сердцевина права. Справедливость, как основной принцип естественного  права, внутренне присуща праву, которое является не столько внешней  принудительной силой, сколько предписанием действовать по справедливости. Не случайно слова "правильное", "правда", "справедливость" и "право" имеют  один корень; отсюда же и тождество  древнеримских понятий "jus" (право) и "justitia" (справедливость).

Сущность права состоит  в том, что оно - способ (инструмент, форма) установления справедливого  баланса интересов всех и каждого: индивидов, социальных слоев, классов, социальных общностей и образований. Только этот момент является мерилом (критерием) соответствия писаного (позитивного) права  любой страны общей природе и  сущности права как такового. Только учет и согласование интересов всех социальных субъектов (индивидуальных и коллективных) выступает подлинной  основой и гарантией осуществления  правовых предписаний. В то же время  даже самый справедливый социальный компромисс в силу самой природы  компромисса (в любом случае предполагающей отступление от "своего" интереса в пользу общего) потенциально содержит в себе возможность отхода от условий  и правил компромиссного решения, каковым  по своей природе право и является. Вот именно в таких случаях  право и проявляет свои возможности  по принудительной реализации собственных  предписаний: "справедливость, не поддержанная силой, немощна" (Блез Паскаль).

 

 


4.Правовая антропология личность и право. Человек как правовое существо. Гуманистическая природа права. .docx

— 21.80 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия Права Вопросы.docx

— 13.16 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия Права Ответы.docx

— 155.03 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии права"