Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:57, шпаргалка
1. Предмет философии права
2.Структура и функции философии права
3.Философия права в системе общественных наук
4.Типология правопонимания
5.Правовой позитивизм как тип правопонимания
4.Правовая антропология: личность и право. Человек как правовое существо. Гуманистическая природа права.
Правовая антропология — это учение о праве как способе человеческого бытия. Антропологические основания права всегда занимали людей.
личность и право
Взаимосвязь государства и личности с необходимостью предполагает и раскрытие содержания понятий "человек", личность", "гражданин".
Человек - это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт homo sapiens, на известной стадии развития, выделившегося из биологической Среды. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием.
Личность - это прежде всего индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. (В некоторых случаях личность определяется как человек, обладающий определенными типичными социальными качествами, отражающими черты той среды, к которой он принадлежит - рабочий, крестьянин, капиталист и т.п.)
В Конституции России термин "личность" употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек (иностранец, лицо без гражданства) и гражданин.
Гражданство - это принадлежность лица к конкретному государству, устойчивая юридическая связь между ними, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
Проблема личности – борьба индивидуального и социального за человека.
Правовой статус личности - это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права.
Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.
Вместе с тем, в каждой отрасли права существуют свои особенные, присущие именно им права и обязанности. Совокупность закрепленных в отдельной отрасли права особенных прав, свобод и обязанностей образуют категорию "отраслевой правовой статус личности"
Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы ее свободы.
В зависимости от характера государственного режима, существует два подхода к определению меры свободы личности в праве.
В обществах, где господствуют тоталитарные принципы, где государство считает себя, а не человека, высшей ценностью, правовой статус личности, как правило, устанавливается по принципу "запрещено все, кроме того, что разрешено". Пределы свободы исчерпывающим образом определены государством.
В обществах, где государство
признает человека в качестве высшей
ценности (демократические
Правовой статус личности
рассматривают как родовое
1) правовой статус гражданина;
2) правовой статус иностранца;
3) правовой статус лица без гражданства (апатрида).
Правовой статус гражданина
является всеобъемлющим. Это означает,
что гражданин обладает всей полнотой
установленных в
Правовой статус иных субъектов содержит ряд изъятий. Например, иностранцы не могут участвовать в выборах и референдумах, служить в армии, создавать политические партии и т.д.
В некоторых государствах
иностранцам предоставляется
Правовой статус личности останется декларацией, если в государстве и в обществе не будет создан соответствующий механизм гарантий его реализации.
Выделяют общие и специальные (юридические) гарантии прав человека и гражданина.
К общим гарантиям, как правило, относят: экономические - материальные условия жизни общества, которые позволяют фактически воспользоваться правами и свободами (отдыхать, учиться, получать доступ к здравоохранению и т.д.); политические - установление системы демократии, обеспечивающей доступ каждого к управлению обществом и государством; идеологические - поддержание в обществе атмосферы свободы, уважения достоинства личности и т.д.
К юридическим гарантиям
относят совокупность правовых норм,
позволяющим человеку с помощью
юридических средств эффективно
пресекать нарушения своих прав
и свобод, восстанавливать свое нарушенное
право ( это, например, нормы, гарантирующие
право каждого гражданина в судебном
порядке отстаивать свои честь и
достоинство, жизнь и здоровье, имущество
от различного рода посягательств и
обязывающие все
В целом проблема полноты прав и свобод человека, их гарантированности приобрела сегодня общемировое значение, критерием реальности национального и международного права как основы внутренней международной политики.
Человек как правовое существо
Вне общества человек жить не может, только в обществе человек осознает себя человеком. Он центральный элемент, созидатель этого общества. Общественные отношения, возникшие в социуме, могут быть лишь человеческими отношениями. И эти отношения нуждаются в организации, упорядоченности, гармонизации, согласовании, регулировании, в том числе и в правовом отношении.
Феномен права теснейшим образом связан с человеком, его сущностью, смыслом человеческого бытия. Право — это явление, без которого человек не может существовать. Право возникает из человеческого бытия, и это обстоятельство делает возможной собственно правовую антропологию.
Правовая антропология —
это учение о праве как способе
человеческого бытия. Антропологические
основания права всегда занимали
людей. Они мечтали о жизни
по праву, по справедливости. С появлением
государства возникает и право
как особый институт жизнедеятельности
человеческого общества. С этого
времени человек существует в
правовом поле, т.е. в рамках, регламентирующих
соотношение «моего» и «нашего»
Взаимосвязь человека и права, обоснование права как ценности для общества была в центре внимания философско-правовой мысли на всем протяжении ее развития. Но особенно ярко эта взаимосвязь выразилась в классической философии права XVII—XVIII вв.
Рассмотрим, как решался вопрос об антропологических основаниях правовой теории тремя великими представителями философии права — Т. Гоббсом, Ж.-Ж. Руссо, И. Кантом, и каковы были практические последствия этого решения.
Согласно Т. Гоббсу, человек, живя в обществе, руководствуется собственными интересами. Необходимость же правопорядка, то есть общих для всех людей норм, осознается им лишь под влиянием страха перед насилием со стороны таких же индивидов, и этот страх оправдывает механическую силу государства, соединяющую индивидов в одно целое. В итоге субъектом правопорядка оказывается совершенно эгоистический индивид, стремящийся превратить другого в средство и договаривающийся с ним под угрозой собственной безопасности. Следовательно, образу человека, который руководствуется исключительно собственными интересами и ориентируется на поиски только личной выгоды и счастья, соответствует такой образ права, где собственно правовая реальность подменяется реальностью государственных предписаний.
Ж.-Ж. Руссо считал, что
человек руководствуется в
Классическая немецкая философия подняла правовые вопросы, в том числе и вопрос о правовых характеристиках человека, на принципиально новый уровень.
Важный вклад в этот
вопрос внес основоположник классической
философии И. Кант. Исходным пунктом
философии права И. Канта является
учение о человеке как о существе
нравственно свободном. В социальном
плане морально автономный индивид
характеризуется как субъект, который
способен по праву противостоять
экспансии любой чужой воли, возведенной
в закон. Следовательно, только образ
«человека морального»
Но и сам «человек моральный»
нуждается в воспитании, но сообразно
определенным императивам. В частности,
юридический вариант
Формирование правового человека есть процесс, суть которого заключается в воспитании правовых качеств и приобретении правовых знаний, навыков, умений. В самом общем виде этот процесс протекает под влиянием двух групп факторов: социальных (внешних по отношению к отдельному человеку) и личностных (внутренних).
Человек как правовое существо обладает определенными правами и обязанностями, которые должны гармонично сочетаться. Обязанности без прав — это рабство, деспотизм, права без обязанностей — беспредел, анархия. Общество не может нормально развиваться, а человек быть правовым существом, если люди свободны от обязанностей и лишены прав.
Реальное соотношение прав и обязанностей предопределяется характером господствующих в обществе собственнических отношений. Там, где власть предержащие воруют, процветает коррупция и правит криминал, где население делится на «элиту» и «чернь», там неизбежная дисгармония прав и обязанностей, там один «закон не писан», а другие бесправны и не защищены от произвола.
Гуманистическая природа права.
признание творчества, универсальной
и неотъемлемой функции человека,
основным объяснительным принципом
гуманистической природы