Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:13, шпаргалка

Краткое описание

1 Философия, ее предмет и функции 3
2 Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. 3
3.Возникновение, структура и основные характеристики философского знания 5
4 ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ 8
5.Основные философские школы и направления, критерии их классификации 8
6.Исторические формы материализма и идеализма. 10
Периодизация и типология 13
8.Философия Древней Индии: обзор философских школ и идей. 14

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 216.84 Кб (Скачать файл)

№47. Русская  философия эпохи Просвещения.

Эпоха Просвещения в России характеризовалась прежде всего общим процессом секуляризации русской культуры, одним из важнейших признаков которого явилось формирование этико-философского сознания, определение предмета этики как философской науки, понятийное структурирование морального сознания.

 

Внимание мыслителей XVIII века привлечено к проблемам дефиниций, структурирования философского знания и конкретизации  предмета моральной философии, поскольку  этическая мысль высвобождается из-под влияния богословия и обращается все более и более к изучению человека, повышается интерес к человеку как существу природному и историческому.

 

В целом философия русского Просвещения  была ориентирована на понятийное структурирование знания.

 

Антифеодальная направленность, антикрепостничество  – важный, но отнюдь не единственный признак всякого Просветительства. И его антикрепостническое содержание выражалось не только в форме критики  старых и пропаганде новых социально-экономических  порядков. Как и всякое Просветительство, русский люмьеризм – не течение  в какой-либо одной сфере, общественно-политической, социально-экономической, философской  мысли, или в какой-либо одной  сфере науки, литературы и искусства. Это – феномен всей национальной культуры. Своим широким, общекультурным характером русское Просветительство отличается как от предшествующих антифеодальных объективно-буржуазных течений русской  мысли второй половины XVIII – первой трети XIX в., так и от сосуществовавших с Просветительством буржуазно-либеральных  течений мысли[2].

 

Как и другие просветители, русские  просветители ставили своей целью  преобразование на антисредневековых, антифеодальных началах всех сфер общественно-политической, социально-экономический, национальной, культурной жизни общества. При всех индивидуальных различиях между передовыми русскими мыслителями 40–60-х годов круга Белинского-Чернышевского – все они составляют единое просветительское общекультурное направление. Они, как никто другой в XIX веке, способствовали развитию современной национальной русской культуры, построенной на новых антисредневековых, антифеодальных началах, национальной культуры, опирающейся на подлинные ценности мировой цивилизации и культуры других народов.

 

В сфере культуры русское Просветительство по ряду пунктов сходно с либеральным  мировоззрением. Общей их чертой была идея всесторонней европеизации России. В вышеуказанных особенностях и  состоит самобытность русской философии.

48 Русская философия  19 века

Основные направления

1) Русский либерализм (западники и славянофилы) –поддерживали идею освобождения народа от крепостного права

• Западники (Боткин,Кавелин,Грановский)

Основные идеи:

Выступали за европейский путь развития России

Считали,что каждый народ может приобщиться к «всемирно-исторической жизни»

• Славянофилы (Хомяков,Киреевский,Беляев)

Основные идеи:

Сила власти-царю,сила мнения-народу

Противопоставляли общественное развитие России историческому пути Западной Европы

2) Русский консерватизм (Карамзин,Уваров)

Основные принципы:

Самодержавие

Православие

Народность

3) Народничество

• Народники-пропагандисты( Лавров) -признавали основным средством подготовки к социальной революции идеи среди народов.

• Народники-анархисты (Бакунин,Кропоткин)- считали,что народ уже готов к революции,а отсюда призыв к бунтам и восстаниям

• Народники-заговорщики( Ткачев) –возлагали надежды на узкую заговорщическую организацию

4) Позитивизм( Лесевич,Грот,Вернадский)- философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

5) Религиозная философия( Соловьев,Бердяев)

- общий термин для описания  разнообразных философских исследований, в которых любая избранная  проблема разрабатывается с учетом  связи сущего с Высшей реальностью

6) Космизм( Федоров,Циолковский,Вернадский)- течение отечественной религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства, а также псевдонауки, оккультизма и эзотеризма Данное течение описано в значительном количестве российских публикаций по антропокосмизму, социокосмизму, биокосмизму, астрокосмизму, софиокосмизму, светокосмизму, космоэстетике, космоэкологии и другим близким темам, но не имеет практически никакого заметного влияния в западных странах

7) Русское гегельянство

Первым в 1837 году познакомил кружок Станкевича с учением Гегеля был  Бакунин, который воспринял его  как обоснование практики бунта (антитезис мирового развития У Бакунина гегелианство воспринимается всецело, как учение об историческом бытии, о диалектике абсолютного духа в его историческом самопроявлении.

ревностным гегельянцем на первых порах стал Белинский, хотя немецкого  он не знал, а работы Гегеля в то время  еще не были переведены на русский  язык.

 

№49Русская философия  ХХ века: марксизм-ленинизм, религиозная  мысль, космизм.

 

Марксизм-ленинизм, научная система  философских, экономических и социально-политических взглядов, составляющих мировоззрение  рабочего класса; наука о познании и революционном преобразовании мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о законах революционной борьбы рабочего класса за свержение капитализма, созидательной деятельности трудящихся в построении социалистического  и коммунистического общества. Основоположниками  М.-л. были К. Маркс и Ф. Энгельс; выдающийся вклад в его развитие внёс В. И. Ленин. М.-л. обогащается в результате теоретической деятельности коммунистических и рабочих партий. "Марксизм-ленинизм — это единое великое революционное  учение, путеводная звезда для рабочего класса и трудящихся всего мира на всех этапах их великой битвы за мир, свободу и лучшую жизнь, за создание самого справедливого общества —  коммунизма. Его великая творческая преобразующая сила — в неразрывной  связи с жизнью, в непрерывном  обогащении на основе всестороннего  анализа действительности" (Заявление  Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, 1960).

Косми?зм (греч. ?????? — организованный мир, kosma[прояснить] — украшение) — ряд религиозно-философских, художественно-эстетических и естественнонаучных течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира», а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу[1][2].

С точки зрения философии, понятие  космизма связано с представлениями  о космосе как противоположности  хаосу, сформированными уже в  период становления первых философских  школ Древней Греции (киники, стоики).

В религиозных системах космизм  является неотъемлемой частью теологии. В эзотерических и оккультных системах, таких как гностицизм, каббала, теософия и другие, космизм  связан с представлением о Вселенной, управляемой невидимыми сверхъестественными  силами, и соотносится с астрологическими представлениями о взаимосвязи  звёздного неба сдуховным и телесным аспектами человека

Русский космизм — течение отечественной  религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной[4][5]. Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности  микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства[6], а также псевдонауки, оккультизма и эзотеризма[4]. Данное течение описано в значительном количестве российских публикаций по антропокосмизму, социокосмизму, биокосмизму, астрокосмизму, софиокосмизму, светокосмизму, космоэстетике, космоэкологии и  другим близким темам, но не имеет  практически никакого заметного  влияния в западных странах[4].

Интерес к учениям космистов  сложился в СССР в связи с развитием  космонавтики, актуализацией социальных и экологических проблем. Термин «русский космизм» как характеристика национальной традиции мысли возник в 1970-е годы[7], хотя выражения «космическое мышление», «космическое сознание», «космическая история» и «космическая философия» (фр. philosophie cosmique) встречались ещё в оккультной и мистической литературе XIX века (Карл Дюпрель, Макс Теон, Елена Блаватская, Анни Безант, Пётр Успенский), а также в эволюционной философии[4]. Термин «космическая философия» употреблялся Константином Циолковским[5][8]. В 1880—1890-х годах в отечественной литературе первоначально преобладало узкое понимание русского космизма как естественнонаучной школы (Николай Фёдоров, Hиколай Умов, Николай Холодный, Константин Циолковский, Владимир Вернадский, Александр Чижевский и другие)[9]. Однако впоследствии всё большее значение начинает приобретать широкая трактовка русского космизма как социокультурного феномена, включающая указанное «узкое» понимание в качестве своего частного случая, наряду с другими направлениями отечественного космизма, такими как религиозно-философское[10], поэтически-художественное, эстетическое , музыкально-мистическое[11], экзистенциально-эсхатологическое, проективное и другими[9]. При этом исследователи отмечают разнообразие и условность классификаций этого феномена по двум причинам: все «космисты» были одарены талантами в различных сферах культуры, и являлись оригинальными мыслителями, создававшими достаточно независимые системы, требующие индивидуального анализа[6].

Некоторые философы находят созвучие главных принципов философии  космизма со многими фундаментальными идеями современной научной картины  мира и их позитивный потенциал для  разработки новой метафизики как  философского основания нового этапа  развития науки[5]. Сторонники[4] видят  актуальность идей космизма в разрешении вызовов современности, таких как  проблемы поиска нравственных ориентиров, объединения человечества перед  лицом экологического кризиса, преодоления  кризисных явлений культуры[6]. Приверженцы  считают космизм оригинальным плодом русского разума, существенной частью «русской идеи», специфически национальный характер которой предполагается укоренённым в уникальном русском архетипе «всеединства»[4].

С другой стороны, русский космизм  тесно связан с псевдонаучными, оккультными  и эзотерическими течениями философской  мысли[4] и признаётся некоторыми исследователями  умозрительной концепцией, сформулированной в весьма неопределённых терминах[4].


Информация о работе Шпаргалка по "Философия"