Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:11, шпаргалка
Иссторико-филосовский процесс не представляет собой единое движение, которое могло бы быть представлено как развитие от низших форм человеческой мысли к высшим. Однако в различные исторические эпохи возникали специфические для конкретного общественного состояния системы мысли, являющиеся во многом продуктом предшествующих и, в свою очередь оказывающие влияние на последующие. Поэтому имеет смысл говорить о своего рода исторических формах философии, для каждой из которых специфическими являются понятия, цели, методология и круг основных вопросов.
В постиндустриальном обществе
эффективная инновационная
Научные разработки становятся главной движущей силой экономики — базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования,профессионализм, обучаемость и творческий подход работника.
Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал — профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.
45.Социальный прогресс и его критерии.
Содержание социального
прогресса. Под социальной формой движения
следует рассматривать общество
как высшую форму движения материи.
Социальные отношения с особенной
сферой общественных отношений, которая
выступает обязательной составляющей,
важным аспектом всех базисных и надстроечных
отношений, взаимодействует с
Содержание социального
прогресса, цель развития общества, предусматривают
повышение материального и
Показатели социального прогресса конкретизируют общий критерий общественного развития. их целесообразно возвести к таким направлениям:
условия жизнедеятельности, социальная структура населения, образ жизни;
разделение совокупности условий жизнедеятельности в соответствии с сферами развития общества на экономических, политических, духовных и демографических;
разделение конкретных показателей социального развития за разными уровнями — страна, регион, трудовой коллектив.
Каждая группа показателей имеет конкретные формы выражения. Это предопределено тем, что багатоманитнисть функции, выполняемые разными отраслями социальной сферы, не дает возможности выделить единственный показатель для оценки рациональности применения ее потенциала. Например, в сфере бытовых услуг эффективность деятельности измеряется прибыльностью, выраженной в стоимостной форме. В отраслях социальной инфраструктуры (образование, культура, здравоохранение) результаты могут измеряться как в стоимостной, так и в форме, что непосредственно отбивает результаты деятельности, направленной на удовлетворение особенных социальных и духовных потребностей.
Усиление роли человеческого фактора предопределяет тенденцию к гуманизации производства, создания на предприятиях технических, организационных и экономических условий, для более полной отдачи работающих. Без создания таких условий невозможно внедрять современные сложные технологии, обеспечивать эксплуатацию их, выпускать высококачественную продукцию. Гуманизация производства нуждается в постоянном улучшении условий и безопасности труда, создания благоприятного, социально психологического климату в коллективе, который дает возможность раскрывать творческий потенциал человека. Как свидетельствует опыт, учет эргономичных требований в производственном процессе обеспечивает рост удовлетворения работников его условиями, улучшение качества продукции и производительности труда на 8—10 процентов. Тем самым интеллектуализация оказывается в увеличении творческого потенциала работающих, практической отдачи, от приобретенных знаний, в достижении высоких результатов конечной деятельности.
46.История как модель восприятия социума Основной идеей, определяющей современное понимание общества, стала идея истории. Содержание этой идеи сводится к нескольким утверждениям. Во-первых, общество изменяется. Положение, которое представляется современному европейскому сознанию само собой разумеющимся, является не столь однозначным, скажем, несмотря на все усилия индийского правительства, влияние кастовой системы сохраняется до сих пор; а в исламских странах растет волна религиозного фундаментализма, призывающего к возвращению к нормам жизни, существовавшим в период жизни пророка Мухаммеда. И в первом, и во втором случае четко прослеживается установка на игнорирование изменений, протекающих в обществе, объявление их чем-то мало существенным. Во-вторых, общественные изменения не носят циклического характера, т.е. не сводятся к простой смене поколений и правителей, каждое изменение несет в себе что-то новое. Оптимистическое рассмотрение будущего является современным аспектом этой идеи. Третьей идеей является уникальность каждого исторического события; оно больше никогда не повторится в жизни человечества; отсюда едва ли ни маниакальное внимание ученых-историков к точной датировке и восстановлению малейших деталей исторических событий. Наконец, для формирования идеи истории необходимо представление о человечестве как выделенной части универсума. Противоположного взгляда придерживалась мифология, что и определяло отсутствие исторического рассмотрения социума в примитивном мышлении.
В законченном виде идея истории сложилась только в европейской культуре, благодаря длительному воздействию христианской религии. Библия утверждает экстраординарный характер человека как последнего творения Бога, Его образ и подобие; недаром Земля, место обитания человека, в средневековой астрономии занимала центральное место. Время в христианской культурной парадигме «распрямилось» от Творения к Страшному Суду, а догмат о Боговоплощении создал постепенно идею об уникальности каждого события человеческой истории по аналогии с уникальностью появления Спасителя на Земле.
О. Шпенглер считал, что европейское человечество является единственно полностью исторической культурой. Действительно, идее истории в европейской культуре принадлежит особая роль. Не ограничиваясь сферой исследования общества, она проникла во все сферы изучения реальности. История стала всеобъемлющим взглядом, распространившись от биологии (теория эволюции) до физики (происхождение Вселенной).
47.Общественное сознание. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - это духовная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него. Отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.
Общественное сознание –
совокупность психологических свойств,
присущих обществу, рассматриваемому
как самостоятельная
Практически любой социум, независимо от своих размеров, устойчивости и степени интегрированности обладает тем или иным сознанием (некоторые черты его можно обнаружить и у очереди в магазине). Историческая реальность, отражаясь в умах людей, порождает общественные настроения, идеологии, социальные психологии, национальные характеры и проч. Те, в свою очередь, оказывают действенное влияние на реальность. Общественное сознание служит основой культурной деятельности и оказывает влияние на индивидуальную психологию каждого человека, входящего в социум.
Субъектом общественного сознания является социум, а не индивид. Индивид способен изобрести идеологию или дать толчок некому явлению социальной психологии, но в общественное сознание оно станет лишь тогда, когда «овладеет массами».
Его структура: оно состоит из двух частей-полюсов «Идеологии» - осознанной, теоретически обработанной, отрефлектированной. «Социальной психологии» или «ментальности», которая является сферой коллективного бессознательного, характеризуется сокрытостью, глубинностью, стихийностью. (
При этом, «общественная психология и идеология находятся в некотором противоречии между собой, но не существуют друг без друга» и взаимно проникают друг в друга.
Для постижения общественного
сознания необходим анализ возможно
более широкого культурного контекста:
текстов и предметов «
Уровни общественного сознания
Структура общественного
сознания очень сложна: прежде всего,
в нём выделяют уровни - обыденно-практический
и научно-теоретический. Подобный аспект
рассмотрения общественного сознания
можно назвать
Следующий аспект рассмотрения общественного сознания - по его носителю или субъекту. Таким образом, выделяют виды общественного сознания - индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания - социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Например, к феномену массового сознания могут быть отнесены поклонники какого-то эстрадного певца, постоянные слушатели радиостанции «Маяк». Иногда говорят, что носителем массового сознания является толпа, но многие социологи считают, что правильнее выделять и сознание толпы, и сознание массы. Попутно отметим, что толпа - это люди, непосредственно соприкасающиеся друг с другом, собравшиеся для достижения какой-либо цели, но от массы толпу отличает непосредственный контакт, наличие лидера и совместная деятельность, например, на митинге, демонстрации и т.п.
Формы общественного сознания
Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы - нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д. Конечно, подобное структурирование условно, так как виды, формы, уровни общественного сознания находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.
Анализируя общественное сознание, социальная Ф особое внимание уделяет идеологии. Идеология - это система идей и теорий, ценностей и норм, идеалов и директив действия. Она способствует закреплению или устранению существующих общественных отношений. По своему теоретическому содержанию идеология является совокупностью правовых, политических, нравственных, эстетических и других идей, отражающих, в конечном счете, экономические отношения общества с позиций определенного общественного класса.
Остановимся более подробно на духовной жизни общества. Под ней можно понимать ту сферу бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность трансформировалась в реальность индивидуальную, субъективную, присущую каждому человеку.
48. Глобальные проблемы современности. Среди глобальных проблем, выявившихся к настоящему времени, можно назвать: угрозу термоядерной катастрофы, полномасштабный экологический кризис, угрожающее различие уровня наиболее богатых и наиболее бедных стран мира (проблема «Севера и Юга»), дефицит природных ресурсов или шире — проблему пределов роста технического потенциала человечества, а также возможную вандализацию культуры.
К началу 90-х, в связи с
окончанием холодной войны между
США и СССР, всем казалось, что
угроза третьей мировой войны
с применением ядерного оружия уходит
в прошлое. Постепенно мы начинаем осознавать
иллюзорность наших надежд. Ядерная
технология, а вместе с ней и
возможность производства ядерного
оружия, начала расползаться по планете;
количество участников «ядерного клуба»
неуклонно растет. Уничтожение ядерного
оружия идет очень медленно и затронуло
пока только его устаревшие образцы.
Появилась опасность ядерного терроризма,
а также возможность
Опустошение окружающей среды, которое вызовет применение ядерного оружия, не поддается описанию. Ядерные взрывы произведут огромные неконтролируемые пожары; большие скопления дыма, копоти и пыли поднимутся в атмосферу и будут дрейфовать там в течение недель прежде, чем будут смыты дождями из атмосферы на землю. Несколько сот миллионов тонн этого дыма и копоти сформируют однородную ленту частиц, окружающую Северное Полушарие. Толстые черные облака заблокируют свет Солнца на несколько недель. Температура понизится на 10 – 20 градусов. Наступит ядерная зима. Условия полутьмы и сильный мороз, объединенные с высокими дозами радиоактивного излучения, должны прервать фотосинтез и таким образом уничтожить значительную часть растительного и животного мира Земли.
Вторая опасность состоит в надвигающейся экологической катастрофе. Проблема конца света приобрела зримые очертания в виде экологического кризиса. Природа более не представляет собой саморегулируемую систему, вмешательство человека нанесло ей невосполнимый урон. Экологи пытаются назвать дату, когда тот или иной ущерб, причиняемый природе человеком, приведёт к необратимым последствиям. Экологический кризис или шире технологическая экспансия человечества вызвала к жизни теории умирания человечества в результате собственной деятельности.