Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:11, шпаргалка

Краткое описание

Иссторико-филосовский процесс не представляет собой единое движение, которое могло бы быть представлено как развитие от низших форм человеческой мысли к высшим. Однако в различные исторические эпохи возникали специфические для конкретного общественного состояния системы мысли, являющиеся во многом продуктом предшествующих и, в свою очередь оказывающие влияние на последующие. Поэтому имеет смысл говорить о своего рода исторических формах философии, для каждой из которых специфическими являются понятия, цели, методология и круг основных вопросов.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 246.79 Кб (Скачать файл)

53. Основные формы  логического мышления

Думая о чем-либо, мы всегда оперируем понятиями. Понятие —  это мысль о предмете или явлении, отражающая общие и притом существенные его свойства. Если я вижу вещь, которая  состоит из доски, опирающейся на четыре ножки, и понимаю, каково назначение этого предмета, то у меня возникает  понятие «стол». Отдельные конкретные признаки в понятии могут не учитываться, как например цвет стола, размеры  его, наличие или отсутствие ящиков.

Понятие отличается от представления, которое является образом предмета. Когда я представляю дом, в  котором живу, я мысленно вижу именно этот дом, со всеми его особенностями (новый, из серых кирпичей, пятиэтажный). Когда же я мыслю: «Дом — жилище человека», я не имею в виду какой-либо определенный дом, а пользуюсь понятием, обобщающим любые дома. Поэтому понятие  шире, чем представление. В понятиях мы можем выразить го, что невозможно представить в наглядном образе. Так, нам не удается мысленно увидеть геометрическую фигуру, имеющую тысячу углов, но понятие «тысячеугольник» имеется, и мы знаем, что практически такая фигура может существовать.

Понятия выражаются словами. Однако нельзя считать, что понятие  и слово тождественны. Во-первых, одно и то же понятие может быть выражено разными словами. Например, слова «самолет», «аэроплан» обозначают один и тот же предмет. Во-вторых, одно и то же слово иногда выражает разные понятия. Так, словом «коса» называют заплетенные волосы женщины и орудие для кошения травы, а в географии — полуостров в виде узкой полосы земли, отмели. Наконец, на разных языках одно и то же понятие обозначается различными словами (по-русски — стол, по-английски — the table, по-немецки — der Tisch и т. д.).

Мысли о предметах и  явлениях, о связях и отношениях между ними мы выражаем в форме  суждений, например: «На улице идет дождь»; «Ученик не решил задачу».

Суждение — это форма  мышления, в которой содержится утверждение  или отрицание чего-либо. В суждениях  нередко раскрывается содержание понятий: «Психология — наука о законах  психической жизни человека». В  этом суждении раскрывается содержание понятия «психология».

На основе одного или нескольких суждений нередко делается какой-либо вывод. Например, мы высказали два  суждения: «В V классе — все пионеры»; «Иванов — ученик V класса этой школы». Исходя из первого и второго суждений, мы высказываем третье суждение: «Следовательно, Иванов — пионер».

Форма мышления, в которой  из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называется умозаключением. Примером умозаключений  могут служить доказательства теорем по геометрии.

Умозаключения бывают индуктивные  и дедуктивные. Индуктивное умозаключение, или, как его обычно называют, индукция,—  это способ рассуждения, при котором  на основе ряда отдельных фактов (выраженных в частных суждениях) делается вывод, высказывается общее суждение. Например, установив, что один, другой, третий и т. д. предметы, опущенные в воду, становятся в ней на столько-то легче, делается вывод о том, что всякое тело, погруженное в воду, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им вода (закон Архимеда).

Дедуктивное умозаключение, или, как говорят, дедукция,— это  способ рассуждения, при котором  от общих положений идут к частным  выводам. Так, зная, что все тела при  нагревании расширяются, можно сделать  вывод, что и железные рельсы в  жаркое время несколько удлиняются. Оба вида рассуждений (и индуктивное  и дедуктивное) помогают человеку расширять  свои знания об окружающем мире.

Процесс мышления, в котором  умозаключения строго основываются на правильных суждениях, называется логическим мышлением, а наука о формах и  законах правильного мышления называется логикой. Особенностью логического  мышления являются логичность выводов, их строгая аргументация. При логическом мышлении рассматриваемые явления  получают убедительное объяснение, безошибочно  устанавливаются причины и следствия. Путем логического мышления вскрываются  связи и отношения между понятиями. Эти связи и отношения выражаются в суждениях, верность которых нельзя опровергнуть.

Ярким примером строго логического  мышления могут служить доказательства теорем в геометрии и другие математические выводы, где все последующее основано на предыдущих положениях, одно неизбежно  вытекает из другого.

54. Понятие науки. Основные отличия науки от обыденного знания

Под классической наукой следует  понимать сложившийся в XVII веке способ познания, опирающийся на следующее  описание реальности. Мир лишен собственной  воли, он есть механизм, подчиненный  строгой закономерности. Индивидуальность объектов мира отсутствует, они экземплярны, т.е. похожи до неразличимости (так два атома водорода, например, имеют полностью одинаковые признаки). Таким образом, реальность гомогенна (однокачественна); законы, открытые в лаборатории на Земле, выполняются и по всей Вселенной. Мир экземплярных объектов, лишенный собственной воли, может быть описан с помощью математических формул и представлен как совокупность правил.

Классическая наука наследовала  научной традиции Древней Греции, где впервые были сформулированы основные принципы нового способа знать, который сейчас мы и называем наукой. Знание было представлено как открытая развивающаяся система, основанная на принципах разума и естественной закономерности. Важнейшими добавлениями Нового времени стали математизация знания и введение эксперимента в состав научной методологии.

Основные характеристики научного познания могут быть получены из сравнения его с познанием  обыденным, ежедневным, которое исходит  из самодостоверности окружающего мира, его понятности без каких бы то ни было дополнительных разъяснений. Наука же предполагает всегда, что мир есть загадка, он содержит стороны, пока закрытые для нас. В попытке разрешить эту загадку ученый обращается как к данным чувственного опыта, так и к разуму, а не опирается на авторитет религии, традиции общества или ежедневные привычки людей.

Научное познание имеет и  особые объекты исследования, т.е. такие  реальности, на которые направлен  интерес ученого. Их отличие от предметов, наблюдаемых нами каждый день, в  том, что они являются результатом  конструирования на основе основных теоретических положений науки. Так, например, классическая математика основа на том, что возможно пересчитать  весь ряд натуральных чисел, хотя, естественно, это не в наших силах. Наука содержит большое количество абстрактных (не существующих в обычном мире) объектов, таких, как «точка» и «окружность» в геометрии или  «абсолютно черное тело» в физике и т. п.

Научное знание по природе  своей доказательно — ничего не принимается на веру или в силу сложившейся традиции. Научные факты  также не зависят от чувств или  эмоций человека, а основываются на том, что нечто всегда будет происходить, когда налицо необходимые условия  или, как говорят философы, научные  факты объективны. Следующим признаком  научного знания будет его новационный характер, ориентация на открытие абсолютно нового знания. Наука растет и развивается, без этого процесса она переходит в догматику, схоластику или идеологию и перестает выполнять свою важнейшую функцию — открытие неизвестных сторон и свойств мира.

Научное знание ценно само по себе, а не только благодаря полезности сведений, как это принято в  обычной жизни. Могут пройти десятилетия  и даже века, прежде чем то или  иное фундаментальное открытие найдёт применение в практической деятельности людей.

Наука использует особые языки, обычно их называют искусственными; в  отличие от естественных языков, которые  сложились в результате многовекового  общения людей и используются в ежедневном общении. Существование  искусственных языков вызвано не только стремлением ученых упростить  передачу информации в своём сообществе, введя единую и однозначную терминологию, но и тем, что естественные языки  описывают только те явления и  предметы, которые мы встречаем в  ежедневном мире. Наука же стремиться к изучению реальности за пределами  привычных представлений. Примерами  искусственных языков могут служить  математические знаки, химические формулы, коды ЭВМ, латинская номенклатура лекарств. Научное знание отличается также  системностью, т.е. логической связанностью и непротиворечивостью положений.

Научное познание предполагает ученое сообщество, которое является носителем стиля мышления, эталоном решения научных проблем. Для  того чтобы стать ученым, требуется  специальная подготовка, тогда как  обыденное познание такой подготовки не требует. Обычная жизнь человека в обществе уже обеспечивает достаточный  уровень навыков для ежедневного  познания.

Но самым явным признаком  научного познания является разработанная  методология (совокупность методов  — способов исследования). Всякий метод  есть организация познавательных действий и опирается на фундаментальные знания о мире. Наука требует точного отчета о шагах, которые привели ученого к полученному результату, поэтому частью любого научного исследования является точное определение используемых методов. Для современной науки методом, отражающим все ее особенности, является эксперимент; с его появлением родилось современное естествознание.

Эксперимент характеризуется  точным фиксированием условий протекания исследуемых процессов, возможностью изменить их, таким образом возникает возможность наблюдать привычные явления в необычных условиях, где они открывают свои новые свойства. Наблюдение — такой эмпирический метод, который позволяет получить знание о внешних сторонах объектов. Наблюдение связывает чувственные способности человека и теоретические схемы науки в описании, т.е. в фиксации научным языком наблюдаемых явлений.

Эмпирические методы составляют необходимую основу научного знания, однако познание общих закономерностей, на открытие которых и направлена наука, а также возможность предсказания могут нам дать только теоретические  методы, т.е. такие, которые используют понятия, законы, умозаключения, принципы. Длительное время в науке господствовала уверенность, что индуктивный метод, строящий свои заключения на основе обобщения, способен дать истинное понимание происходящего. Однако дальнейшее развитие естествознания утвердило гипотезу как центральный  элемент теоретического познания. Гипотеза есть основанное на фактах предположение, проверяемое последующими наблюдениями и экспериментами. Гипотеза, описывающая  абсолютное большинство наблюдаемых  фактов, перерастает в научную  теорию.

Научная теория — основной способ оформления научных знаний, она дает целостное описание объекта. Теория содержит не только сумму знаний, но и метод их оформления, построения знания, она способна развиваться  относительно независимо от опытной  базы и предсказывать направление  развития знания.

Наука — одна из исторических форм познания. Возникнув в Древней  Греции, она не представима без  социальных и культурных условий, созданных  этой европейской цивилизацией. Замкнутость  великих цивилизаций Древнего Востока, их опора на религиозные традиции определила невозможность появления  науки в Египте, Персии или Вавилонии, несмотря на их грандиозные достижения в управлении обществом, накоплении отдельных фактов, высокий уровень культуры. Позитивное знание цивилизаций великих рек навсегда осталось накрепко связано с мифологией. Демократия и возможность сравнения знаний, вызванная колонизацией греками побережья Средиземного моря, привела к идее проблематичности мира, его загадочности. Понимание эллинами своих богов как человекоподобных подталкивало к использованию человеческого разума для исследования природы. Существуя около 2,5 тысячи лет в рамках западной цивилизации, наука принимает различные виды, отражая основные установки общества и культуры. Научно-техническая революция привела к окончательной победе западного либерализма над различными формами государственной деспотии. Тоталитарные и авторитарные диктатуры пали, не сумев обеспечить социальные условия для развития современных интеллектуальных технологий. Советский Союз — мощнейшая в военном, промышленном, сырьевом отношении держава — проиграл холодную войну именно по причине невозможности обеспечить условия для развития передовых отраслей науки и техники. Неповоротливость отечественной промышленности во внедрении различных ноу-хау, созданных советскими инженерами, стала мощнейшим тормозом развития страны. Идеологические запреты привели к утрате советской наукой первенства в таких отраслях как кибернетика и генетика.

Современное общество все  более прогрессирует в направлении  к информационной цивилизации, где  главным фактором развития станет не капитал, а знания и способность  свободно оперировать с ними при  решении различных задач (интеллект). Рост технологических инноваций  и обслуживающей индустрии в  противовес производящей машине и оборудованию обеспечивает больший объем свободного времени. Единые информационные сети приведут к ослаблению конфликтов между странами и появлению в полном смысле мировой  цивилизации.

Наука очень быстро меняет наши представления и ценности, образуя  новые способы передачи культурной информации, расширяя рамки узко-национального  сознания. С повышением значения научного познания повышается и необходимость общества осознать значение науки. Сциентизм связывает решение всех возникающих проблем (социальных, экологических, экзистенциальных) с развитием научного знания, его способностью беспредельно увеличивать силы человека в борьбе с природой. Это направление мысли утверждает науку в качестве эталона для всех сторон человеческой жизни. Антисциентизм, напротив, акцентирует разрушительное действие научного знания в отношении природы, человеческой психики, культуры. Наука, развивая способы воздействия на природу и обеспечивая рост комфорта, не может дать ответа на основные вопросы человека о смысле его существования. Действительно, наука принесла опасность ядерной войны, опасения по поводу последствий применения генной терапии, создала обманчивую иллюзию полной защищенности, а следовательно, независимости человека от окружающего мира. Возможность отношения к человеку как к объекту манипуляций из-за бесконечного распространения принципов науки на все сферы человеческой жизни стала в последнее время активно обсуждаться обществоведами во многих странах

 

55. Исторические  формы науки на примере физики (Аристотель, Ньютон, Эйнштейн)

 

 

56. Модели роста  научного знания (И. Лакатос, Т. Кун)

Рассмотрим воззрения  ряда других постпозитивистов, которые разработали свои собственные концепции. Английский философ Имре Лакатос выдвинул методологию научно-исследовательских программ. По Попперу, на смену одной теории приходит другая, старая теория отвергается полностью. Лакатос подчеркнул важность сравнения теорий друг с другом. К тому же, сравнивать следует не просто теории, а научно-исследовательские программы. Каждая научно-исследовательская программа содержит несколько теорий. "Твердое ядро" программы сохраняется от одной теории данной программы к другой, а защитный пояс, состоящий из вспомогательных гипотез, может частично разрушаться. "Твердым ядром" научно-исследовательской программы Ньютона являются три закона механики и закон тяготения. На этой базе было развито множество теорий, относящихся, например, к астрономии, учению о свете и т. д. Только тогда, когда будет разрушено "твердое ядро" программы, необходимым окажется переход от старой научно-исследовательской программы к новой. Новая прогрессивная научно-исследовательская программа должна быть более насыщена эмпирическим содержанием, нежели ее предшественница.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"