Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:11, шпаргалка

Краткое описание

Иссторико-филосовский процесс не представляет собой единое движение, которое могло бы быть представлено как развитие от низших форм человеческой мысли к высшим. Однако в различные исторические эпохи возникали специфические для конкретного общественного состояния системы мысли, являющиеся во многом продуктом предшествующих и, в свою очередь оказывающие влияние на последующие. Поэтому имеет смысл говорить о своего рода исторических формах философии, для каждой из которых специфическими являются понятия, цели, методология и круг основных вопросов.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 246.79 Кб (Скачать файл)

Карл Ясперс (1883–1969) —  выдающийся немецкий философ, психолог и психиатр, один из основателей  экзистенциализма. Подлинной философией он считал сам процесс философствования, которому свойственна жизненность  «экзистенциального высветления» проблем бегущего времени, осмысление нашего бедственного существования. «Существование есть сознание, — писал Ясперс, — и я существую как сознание... Анализировать существование значит анализировать сознание». Философия призвана «осветить» экзистенцию и приблизить человека к трансценденции, т.е. помочь совершить скачок к «безусловному бытию», которое непостижимо для научного познания, но присуще сознанию. Ясперс разделил бытие на три уровня. Первым является предметное бытие («бытие-в-мире») или «существование», открывающееся человеку в критические моменты жизни (страдания, смертельной болезни и т.д.). Именно тогда человек может открыть для себя трансцендентный мир, его существование, таинственным образом связанное со своим собственным, который освещает новым смыслом и человеческую экзистенцию. Второй уровень бытия — это озарение, прояснение экзистенции, осознание души. Третий уровень — чтение шифров трансценденции являет собой глубинную задачу философствования, связанную с осознанием Бога. Итогом философствования выступает философская вера, и если религиозная вера основана на откровении, то философская является результатом размышления.

Жан Поль Сартр (1905–1980) —  французский философ и писатель, представитель экзистенциализма. Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы  воли, считая, что каждый отдельно взятый человек, обладая свободой воли, несет  ответственность за все, что творится в мире. Он считал, что человек  созидает себя с самого начала своей  жизни, тем самым возводя возможности  человека в абсолют.

Возможно, понимая всю  относительность такого шага, выявить  основные идеи экзистенциализма. Человек  не имеет устойчивой сущности, его  духовная составляющая не может быть опредмечена, то есть его развитие не может быть предсказано однозначно как любой другой предмет, человеческое бытие уникально и невыразимо на языке понятий. Жизнь лишена смысла, в том виде как его понимала классическая философия, то есть однозначно найденного и распространяемого на всех. Смерть уравнивает все способы жизни. Следовательно, человек полностью свободен, вернее он является результатом собственного выбора.

 

41.Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Формационная концепция общественного развития.

Термин «формация» Карл Маркс  заимствовал из геологии, где формациями называются пласты горных пород, у Маркса это - пласты истории человеческого  общества. Экономические формации следуют  друг за другом в строго определенной хронологической последовательности, которая обусловлена характером развития орудий труда: архаическая - рабовладельческая  и феодальная - капиталистическая - коммунистическая. Переход от одной  формации к другой совершается через  социальную революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутреннюю логику мировой истории, определяемой степенью овладения человеком силами природы. В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения  человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в  итоге к общественному строю, построенному на началах равенства  и справедливости.

В структуру формации входят не только экономические, но и все  социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни.

Цивилизационная концепция  общественного развития.

Концепция цивилизационного развития представлена несколькими  теориями: теорией общественной типологии  Н.Я. Данилевского, согласно которой  нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый  характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей  цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими  ей признаками - распространением индустрии  и техники, деградацией искусства  и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и  др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть. живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции.

В основе линейных концепций  лежит идея внутреннего единства всемирной истории. Предполагается, что история человечества, как  мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории  доказывают, что никакого внутреннего  единства в истории нет, что «человечество» - это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого  свой, независимый от остальных жизненный  цикл и свое собственное направление  развития.

 

42.Натуралистические модели общества. натуралистическая (или виталистическая) – объясняет социум «снизу», из природы, из физических, географических, биологических закономерностей; согласно этой точке зрения человечество – рядовой биологический вид среди биологических видов; его биологические потребности остаются базовыми, а культура, отличающая человека, – лишь их модификация;

43.Технократические  модели общества. Технократические теории общества —

концепции, в которых с  позиций буржуазного мировоззрения  описывается развитие общества на базе научно-технического прогресса. Генезис нынешних вульгарно-техницистских концепций общественного развития связан с зарождением буржуазного прогрессизма. Исследователи-марксисты характеризуют возникшие еще в эпоху Просвещения буржуазные представления о прогрессе, который возможен якобы лишь на базе расцвета науки и техники путем упрочения капиталистических общественных отношений. Пафос разума, знания и основанного на них прогресса наиболее полно и последовательно выразился в идеологии Просвещения. Прогресс осмысливался ими внеисторически, как результат распространения истинных, рациональных «вечных» идей, которые постепенно устраняют загадки и чудеса мира, пропитывая его светом разумности. Этот подход к оценке общественного развития в дальнейшем, по мере утраты буржуазией ее прогрессивной исторической роли, начал вырождаться в апологетическую по своей сути «прогрессистскую» концепцию с характерным для нее представлением о науке (а затем и о технике) как единственном и всесильном средстве разрешения любых человеческих проблем и достижения социальной гармонии на путях рационально спроектированного миропорядка.

Научно-техническая революция, начавшаяся в середине нашего столетия, породила на Западе иллюзии, будто развитие техники может спасти капитализм от его исторической судьбы, предначертанной  объективными законами развития общества, устранить присущие ему социальные язвы и противоречия. Рост экономики  в крупных буржуазных странах, вызванный  временной стабилизацией хозяйства, укреплял это представление в  сознании некоторых слоев капиталистического общества. Постепенно в 50 е и 60 е гг. сложились так наз. технократические утопии.

Гносеологические корни  идеологии технократизма связаны с философией позитивизма, который строит свои выводы лишь на базе эмпирических данных, полученных естественными и техническими дисциплинами. Технократические концепции выражают в наши дни интересы господствующей буржуазии, а также широкого слоя «капитанов и штурманов промышленности», т. е. менеджеров, специалистов и т. д. Эти социальные группы и составили базу нового идеологического курса.

Основываясь на таком понимании  закономерностей социального развития, буржуазные авторы выделяют в истории  человеческого общества три стадии: «традиционное, аграрное» общество (так обозначают они феодализм), «индустриальное  общество» (этим понятием они объединяют капитализм и социализм) и «постиндустриальное  общество» (фактически речь идет о некоем «обновленном» капитализме). Последняя  стадия рассматривается как непосредственное продолжение предыдущей, как его новая фаза. Она, по утверждению западных авторов, не подлежит замене, ибо вбирает в себя наиболее существенные достижения общественного прогресса.

44.Аграрная, индустриальная, постиндустриальная цивилизации. Аграрная цивилизация – это все ранние цивилизации: греческие, китайские, индийские, цивилизации степняков, но не кочевых, частично тюркская цивилизация.

Аграрные цивилизации  стали появляться 7-9 тысяч лет  назад, когда произошёл переход  от охоты к скотоводству и земледелию.

Основой такой цивилизации  оставались традиционные консервативные общества, развивающие сельскохозяйственное и ремесленное производство. В  таком типе цивилизации промышленность остаются вторичной.

Общества Аграрной цивилизации  предпочитают вовлекать в свой оборот всё большего количества рабочей  силы и ресурсов.

Часто исследователи под  Аграрной цивилизацией подразумевают  все доиндустриальные цивилизации.

Аграрная цивилизация  складывается в результате революции  производительных сил. Земледелие стало  преобладающим видом деятельности, что повлекло за собой становление  поселений и центров поселений.

Оседлый образ жизни ведет  к развитию ремесла. Земледельческие  поселения становятся более богатыми, чем скотоводческие племена.

Земледельческие общины знают  частную собственность, но не выделяет ее, люди живут дружно и общиной, что определило устойчивость цивилизации.

Особенности аграрной цивилизации:

В экономике:

1.         господство сельского натурального  хозяйства и примитивного ремесла  (господствующий технологический  способ производства – аграрно-ремесленный)

2.         преобладание экономики пропитания

3.         преобладание экстенсивной технологии  и ручных орудий труда (разнообразие  орудий труда на основе мускульной  энергии человека и животных), углубление разделения труда

4.         основная хозяйственная единица  – семья

5.         зависимость от природно-климатических  условий → максимальное приспособление  к окружающей среде и ритмам  природы

6.         господство общинной, корпоративной,  условной, государственной форм  собственности

7.         частная собственность на средства  производства (ЧС не являлась  ни священной, ни неприкосновенной)

8.         резко ограничены технический прогресс и внедрение инноваций

9.         распределение продуктов согласно  социальной иерархии

В социальной сфере:

1.         жесткая иерархичная структура  общества – сословность (социальная  структура общества сословно  корпоративна, стабильна и неподвижна)

2.         отсутствие социальной мобильности  (человек рождался и умирал  в одной и той же социальной  группе; положение личности зависит  от социального статуса))

3.         основные социальные ячейки –  община и семья

4.         большинство проживает в сельской  местности; города – центры  политической, духовной жизни; военно-административные  и торгово-ремесленные центры

В политике:

1.         подчинение государством общества, государство – носитель политической  власти в обществе

2.         форма правления – деспотия (неограниченная  власть)

3.         господство церкви и армии

4.         власть – большая ценность, чем  право и закон

5.         человек отчужден от политики, политика – занятие узкого  слоя элиты; подавление личности  государством

6.         геронтократия – «власть старцев» («чем старше, тем умнее»), власть  передается по наследству, её  источник – Божья воля

В духовной сфере:

1.         регуляция общественных отношений,  главным образом, с помощью  традиций и обычаев, верований  и неписаных законов

2.         первичны не экономические, а  религиозные и культурные ценности

3.         отражение религиозных догматов, устоявшихся отношений в культуре

4.         образование – удел тонкого  слоя общества, элиты

Для аграрной цивилизации  характерно примитивное сельскохозяйственное производство, власть собственников  земли, доминирование армии и  церкви.

Индустриальная цивилизация  связана с ростом и развитием  городов, научно-техническим прогрессом, развитием тяжелой промышленности и изменением социальной структуры  общества.

Постиндустриальная цивилизация  порождает культ потребления, поэтому  приоритетными отраслями здесь  становятся производство товаров массового  потребления и услуг.

Индустриальная цивилизация

Индустриальной цивилизацией обозначают цивилизацию, сложившуюся  в новое время. Именно тогда стали  складываться рыночные отношения, политическое и социальное равенство, правовое государство, прогресс, толерантность, фундаментальные  права человека, универсальные ценности. Спорадические в прошлом встречи  между носителями разного рода культур, в Новое время станут постоянными  контактами цивилизаций, а истории  различных регионов мира превратятся  во всемирную историю. Западные страны, где началась модернизация, распространят  этот процесс на все континенты, экстраполируя не только свои технологии, но и свои ценностные ориентации. В XX в. необычно развившиеся средства транспорта и орудия уничтожения принесут в души людей удивительное ощущение единства мира, а средства связи (включая Интернет) сделают это ощущение простой повседневностью.

В исторической науке принято  говорить о двух этапах, в ходе которых  шло становление современного мира и современного человека: XVI-XVIII в. –  период постепенного вытеснения старых отношений новыми ( Ф.Бродель, Р.Гривс, Р.Цаллер) и XIX-XX в. – период развития установившихся отношений и порядков.

Постиндустриа́льное о́бщество — общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественых и инновационных услуг. И с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"