Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:11, шпаргалка
Иссторико-филосовский процесс не представляет собой единое движение, которое могло бы быть представлено как развитие от низших форм человеческой мысли к высшим. Однако в различные исторические эпохи возникали специфические для конкретного общественного состояния системы мысли, являющиеся во многом продуктом предшествующих и, в свою очередь оказывающие влияние на последующие. Поэтому имеет смысл говорить о своего рода исторических формах философии, для каждой из которых специфическими являются понятия, цели, методология и круг основных вопросов.
Карл Ясперс (1883–1969) — выдающийся немецкий философ, психолог и психиатр, один из основателей экзистенциализма. Подлинной философией он считал сам процесс философствования, которому свойственна жизненность «экзистенциального высветления» проблем бегущего времени, осмысление нашего бедственного существования. «Существование есть сознание, — писал Ясперс, — и я существую как сознание... Анализировать существование значит анализировать сознание». Философия призвана «осветить» экзистенцию и приблизить человека к трансценденции, т.е. помочь совершить скачок к «безусловному бытию», которое непостижимо для научного познания, но присуще сознанию. Ясперс разделил бытие на три уровня. Первым является предметное бытие («бытие-в-мире») или «существование», открывающееся человеку в критические моменты жизни (страдания, смертельной болезни и т.д.). Именно тогда человек может открыть для себя трансцендентный мир, его существование, таинственным образом связанное со своим собственным, который освещает новым смыслом и человеческую экзистенцию. Второй уровень бытия — это озарение, прояснение экзистенции, осознание души. Третий уровень — чтение шифров трансценденции являет собой глубинную задачу философствования, связанную с осознанием Бога. Итогом философствования выступает философская вера, и если религиозная вера основана на откровении, то философская является результатом размышления.
Жан Поль Сартр (1905–1980) —
французский философ и
Возможно, понимая всю относительность такого шага, выявить основные идеи экзистенциализма. Человек не имеет устойчивой сущности, его духовная составляющая не может быть опредмечена, то есть его развитие не может быть предсказано однозначно как любой другой предмет, человеческое бытие уникально и невыразимо на языке понятий. Жизнь лишена смысла, в том виде как его понимала классическая философия, то есть однозначно найденного и распространяемого на всех. Смерть уравнивает все способы жизни. Следовательно, человек полностью свободен, вернее он является результатом собственного выбора.
41.Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Формационная концепция общественного развития.
Термин «формация» Карл Маркс
заимствовал из геологии, где формациями
называются пласты горных пород, у Маркса
это - пласты истории человеческого
общества. Экономические формации следуют
друг за другом в строго определенной
хронологической
В структуру формации входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни.
Цивилизационная концепция общественного развития.
Концепция цивилизационного развития представлена несколькими теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно которой нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть. живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции.
В основе линейных концепций лежит идея внутреннего единства всемирной истории. Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» - это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.
42.Натуралистические модели общества. натуралистическая (или виталистическая) – объясняет социум «снизу», из природы, из физических, географических, биологических закономерностей; согласно этой точке зрения человечество – рядовой биологический вид среди биологических видов; его биологические потребности остаются базовыми, а культура, отличающая человека, – лишь их модификация;
43.Технократические модели общества. Технократические теории общества —
концепции, в которых с
позиций буржуазного
Научно-техническая революция,
начавшаяся в середине нашего столетия,
породила на Западе иллюзии, будто развитие
техники может спасти капитализм
от его исторической судьбы, предначертанной
объективными законами развития общества,
устранить присущие ему социальные
язвы и противоречия. Рост экономики
в крупных буржуазных странах, вызванный
временной стабилизацией
Гносеологические корни идеологии технократизма связаны с философией позитивизма, который строит свои выводы лишь на базе эмпирических данных, полученных естественными и техническими дисциплинами. Технократические концепции выражают в наши дни интересы господствующей буржуазии, а также широкого слоя «капитанов и штурманов промышленности», т. е. менеджеров, специалистов и т. д. Эти социальные группы и составили базу нового идеологического курса.
Основываясь на таком понимании
закономерностей социального
44.Аграрная, индустриальная,
постиндустриальная цивилизации
Аграрные цивилизации стали появляться 7-9 тысяч лет назад, когда произошёл переход от охоты к скотоводству и земледелию.
Основой такой цивилизации
оставались традиционные консервативные
общества, развивающие
Общества Аграрной цивилизации предпочитают вовлекать в свой оборот всё большего количества рабочей силы и ресурсов.
Часто исследователи под Аграрной цивилизацией подразумевают все доиндустриальные цивилизации.
Аграрная цивилизация
складывается в результате революции
производительных сил. Земледелие стало
преобладающим видом
Оседлый образ жизни ведет к развитию ремесла. Земледельческие поселения становятся более богатыми, чем скотоводческие племена.
Земледельческие общины знают частную собственность, но не выделяет ее, люди живут дружно и общиной, что определило устойчивость цивилизации.
Особенности аграрной цивилизации:
В экономике:
1.
господство сельского
2.
преобладание экономики
3.
преобладание экстенсивной
4.
основная хозяйственная
5.
зависимость от природно-
6. господство общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности
7.
частная собственность на
8. резко ограничены технический прогресс и внедрение инноваций
9.
распределение продуктов
В социальной сфере:
1.
жесткая иерархичная структура
общества – сословность (
2.
отсутствие социальной
3. основные социальные ячейки – община и семья
4.
большинство проживает в
В политике:
1.
подчинение государством
2. форма правления – деспотия (неограниченная власть)
3. господство церкви и армии
4. власть – большая ценность, чем право и закон
5.
человек отчужден от политики,
политика – занятие узкого
слоя элиты; подавление
6.
геронтократия – «власть
В духовной сфере:
1.
регуляция общественных
2.
первичны не экономические, а
религиозные и культурные
3.
отражение религиозных
4. образование – удел тонкого слоя общества, элиты
Для аграрной цивилизации
характерно примитивное
Индустриальная цивилизация
связана с ростом и развитием
городов, научно-техническим прогрессом,
развитием тяжелой
Постиндустриальная
Индустриальная цивилизация
Индустриальной цивилизацией
обозначают цивилизацию, сложившуюся
в новое время. Именно тогда стали
складываться рыночные отношения, политическое
и социальное равенство, правовое государство,
прогресс, толерантность, фундаментальные
права человека, универсальные ценности.
Спорадические в прошлом
В исторической науке принято говорить о двух этапах, в ходе которых шло становление современного мира и современного человека: XVI-XVIII в. – период постепенного вытеснения старых отношений новыми ( Ф.Бродель, Р.Гривс, Р.Цаллер) и XIX-XX в. – период развития установившихся отношений и порядков.
Постиндустриа́льное о́бщество — общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественых и инновационных услуг. И с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности.