Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:00, шпаргалка
Зарождение философии, ее исторические типы.
Философия-наука о наиболее всеобщих связях и закономерностях бытия.Это так же целостное и сущностное видение мира выступающее в роли науки и мировоззрения.
В начале философия включала все знание о человеке и мире, они не были разделены на о
Зарождение философии, ее исторические типы.
Философия-наука о наиболее всеобщих связях и закономерностях бытия.Это так же целостное и сущностное видение мира выступающее в роли науки и мировоззрения.
В начале философия включала все знание о человеке и мире, они не были разделены на отросли и дисциплины. Знания были едины. Аристотель первый разделил знания на дисциплины.
Самые древние философские учения появились в Египте, Вавилоне, Асиирии.
Человек духовно развивался
и ему нужно было как-то объяснить
и осмыслить появившиеся
Вопрос о возникновении философии спорный: в Китае:25-23 в до н.э. Нов большинстве в 7-6 веках до н.э.( Древняя Греция, Индия)
Существует несколько типов философии:
- Античная (6 век до н.э.) –Древняя Греция, Древний Рим В эту эпоху в древних Индии и Китае, в Греции и Риме и других регионах стали появляться первые философские учения
- Средневековая (5-15 век) Средневековая философия вошла в историю человечества под именем схоластики, которая с давних пор выступает как символ оторванного от реальности, пустого словопрения.
-философия Нового времени (16-17) По мере того как в недрах феодализма постепенно развиваются товарно-денежные отношения и складываются зачатки капиталистического производства, назревает потребность в новом видении мира. Феодальные привилегии, сословные границы, как и многочисленные барьеры между феодальными королевствами и княжествами, обнаруживают свою несовместимость с развитием капиталистической промышленности и торговли. Освобождаясь от пут феодальных отношений, человек стремится к самоутверждению, к осознанию самого себя, к более верному пониманию своего места в мире.
-немецкая классическая философия (18-19) Родоначальник классической немецкой философии Иммануил Кант (1724-18О4) в ранний период своей деятельности много занимался вопросами естествознания и выдвинул свою гипотезу происхождения и развития солнечной системы. Для философской системы Канта характерен компромисс между материализмом и идеализмом.
- марксистская философия (19-20) Диалектико-материалистическая философия, основы которой были заложены К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (182О-1895), вобрала в себя существенные достижения предшествующей философской мысли, начиная с идейного наследия философов Древней Греции и кончая трудами мыслителей XVIII - начала XIX в. Особенно большое влияние на формирование их философских взглядов оказали Г.Гегель и Л.Фейербах, что они сами неоднократно подчеркивали. Однако созданная ими философская теория существенно отличается от всех предшествующих учений прежде всего тем, что в ней очень тесно связаны между собой философские идеи с политико-экономической и научно-социальной сторонами мировоззрения. Эта целостность, взаимообоснованность составных частей мировоззрения (философии, политэкономии, теории социализма) во многом объясняет то значительное влияние, которое оказывало это учение на развитие общественных процессов в мире.
- русская философия (19-20) Повышенный интерес к человеку, поиск правды, будущее россии. Славянофильство и западничество.
Мировоззрение, его сущность, структура и уровни.
Мировоззрение- совокупность взглядов, норм, оценок, установок, которые определяют отношение человека к миру и его место в нем.
Структура мировоззрения:
Уровни :
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
• мифология;• религия;• философия.
Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, возможное и не возможное, фантастическое и реальное.
Мифология объясняет реальность, дает ответы на глоб.вопросы, но ответы вымышленные. Основной вопрос: как? Мифология не объясняет причины явлений.
Предназначение: упорядочивание мира
Свойства мифа:
Виды мифов:
Космогонические (происхождение мира: кто кого породил), Космологические (устройство природы), Мифы рассказывающие об испытаниях человека, О достижениях людей
Характерные
особенность мифологического
-эмоционально-образное худ. Представление
- очеловечивание природы
- отсутствие рефлексии
-практическая направленность философии
Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъетественное (вера в культ,обряды)
Философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.Она возникает как попытка решить все проблемы разумом
Отличие философии от религии:
РМ скалывается стихийно, ФМ теоретически обосновано.
ФМ- доказательность, системность, последовательность, РМ нет такого
ФМ – язык не догмы и образы, а понятия, категории, теории, суждения.
РМ основана на вере в сверхъестественное, ФМ на разуме, мышлении
Философия как особый тип мировоззрения
Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:• основано на знании (а не на вере либо вымысле);• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);• опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
• космоцентризм;• теоцентризм;• антропоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
Основной вопрос философии. Его две стороны, материализм и идеализм.
Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.
В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:
• материализм - убеждение, согласно которому признается первичность материи, мир существует объективно, не зависимо от сознания (линия Демокрита)
• идеализм - убеждение, согласно которому признается первичность сознания, идея первична, а природа вещи- производны от сознания (линия Платона)
Формы материализма:
- м.Древней Греции (фалес-вода, Димокрит- атом, Гераклит- огонь).Этой форме соответствует рассмотрение природы, человека с точки зрения механики. В основе сузествования природы общества находится механическая форма движения материи. Человек- машина с душой и разумом. Отрицание качественного разнообразия мира.
Ламитрий (человек-машина)
- диалектический материализм (энгельс)- материалистический взгляд на мир, согласно которому сознание зависит от материи
- антропологический материализм (фейербах): человек- биологическое существо. Идеализм- рационализированная религия. Человек-бог
- непоследовательный
материализм (Ломоносов,
- вульгарный материализм (ФОХТ, Машот). Сознание=материя. Сознание- вещественное видение мира.
Формы деализма:
- объективный (Платон, Гегель, Аквинский): независимость идеи Бога, духа от материи и сознания. Основатель- Платон* идеи «мира вещей», «Мир идей Гиперурания», идея «добра» и «блага»
- субъективный (Юм, Беркли). Зависимость физического мира от сознания человека.
Моннизм- фил. Концепция, согласно которой мир имеет одно начало
Дуализм- концепция, утверждающая равноправие материи и начала
Плюрализм- многоначалие.
Гносиологическая сторона:
Скептицизм- философское учение, которое выражало сомнения познания человека (Паррон)
Агностицизм- отрицание достоверного познания
Оптимизм- подтверждающая способность человека получать знания.
Предмет философии. Ее структура и функции.
Ф. - особая система знаний предназнач для решения целого ряда взаимосвяз-х проблем, возник-х и в естественно научном исследов-ии и в историч познании, и в повседневной производст-ой и политич деятель-ти. . Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
• космоцентризм;• теоцентризм;
• антропоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека
Осн черты:
1) синтез знаний и создание единой картины мира, соотв-щей опред-му уровню развития науки, культуры и историч опыта;
2) обоснование, опра-вдание и анализ мировоз-я;
3) разработка общей методологии познания и деятель-ти Ч в окружающ мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабат-ет собственные понятия, к-рые примен-ся в строго опред-ой области для более или менее огранич-ого круга явлений.
Осн ф-ции:
1)Мировоз-ая-исследование мира в целом и места человечества в мире
2)Методолог-ая устанав-ет принципы и нормы, выявляет эффек-ть способов познания мира 3)Педогогическая
4) Гносиологическая (познавательная)- философия разрабатывает теории, вскрывает закономерности развития общества
5)Интегративная – интегрирует сознание многих знаний
6) Прогностическая – фил.создает теоретическую базу, которая позволяет делать прогнозы о развитии общества, человека
7) Социальная (практическая)
– теории меняют жизнь
Структура фил.знания:
Философия, изучает фунтаментальные вопросы, в том числе касается и системы «человек-мир»
- онтология (учение о бытие)
- гносиология (ф. познания)
- аксиология(ф.ценностей)
- этика (учение о добре и зле)
- эстетика (наука о красоте)
Методы философии. Диалектика и метафизика.
Диалектика - метод философского исследования, основанный на принципе единство бытия (материального и идеального). Принцип единства бытия является основным в диалектике, он раскрывается в принципах:
Принцип совершенства: совокупность совершенств, встраивающихся друг в друга. Каждый уровень бытия- движение к более совершенному.Формы совершенства: духовно-нравственное, социальное, природо-эстетическое
Принцип всеобщей связи явлений: все взаимосвязано.
Принцип системности: мир-система
Принцип детерменизма: все в мире имеет свою причину и следствие.
Принцип развития: все развивается. Развитие как процесс протеворечив, т.к. развитие- единство и борьба противоположностей.
Главная проблема диалектики — что такое развитие?
Выделяются три базовых закона диалектики:
• единства и борьбы противоположностей;
• переход количества в качество;
• отрицания отрицания.
. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).
Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
К основным категориям диалектики относятся:
• сущность и явление;• форма и содержание;• причина и следствие;
• единичное, особенное, всеобщее;
• возможность и действительность;
• необходимость и случайность.
Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ;• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).