Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:00, шпаргалка
Зарождение философии, ее исторические типы.
Философия-наука о наиболее всеобщих связях и закономерностях бытия.Это так же целостное и сущностное видение мира выступающее в роли науки и мировоззрения.
В начале философия включала все знание о человеке и мире, они не были разделены на о
Материя
Материя- философская категори, обозначающая объективную реальность, данную нам в ощущениях и существующая независимо от нашего сознания.
Деизм- переход от идеализма к материализму
Этапы развития материи:
-наглядно-чувственный (наивно-материалистический)
- вещественно-субстрактный (Ламитрий, Гольбах – философи НВ: атомы, их свойства)
Ламитрий: материя – вечная основа,движущаяся по законам механики
Гегель: материя- инобытие абсолютной идеи
- философско-гносиологический этап (философский аспект материи)
- материя- субстанция, объективная реальность
Структура материи:
1)Неорганическая:
на каждом уровне материя
2) Органическая: доклеточный (ДНК, белки), клеточный, многоклеточный, надорганизменный (виды, популяции)
3)Социальная:
индивид, семья, коллектив,соц.
На разных уровнях материи проявляются различные формы движения материи и разные пространственно-временные отношения.
Свойства материи:
-движение
-наличие пространства, времени
-материя вечна
- материя бесконечна
- материя не уничтожима
- материя не сотворима
-
материя обладает свойство
Роль народонаселения в жизни общества Современная демографическая проблема и будущее человека
Народонаселение - совокупность людей, живущих на Земле (человечество) или в пределах конкретной территории, континента, страны, района, города. В отличие от универсального термина «население», термин «Народонаселение» употребляется большей частью при социально-экономической характеристике населения. Исследованием Н. занимается специальная наука -- Демография.
Вопросу
о роли народонаселения в развитии
общества большое внимание уделяли
домарксистские социологи и экономисты.
В период возникновения и становления
капитализма английские экономисты
и социологи пытались найти в
росте народонаселения главную
причину общественного
Сторонники Мальтуса -- мальтузианцы -- считали, что войны, массовые эпидемии и другие бедствия, ведущие к сокращению населения, являются необходимым средством регулирования прироста народонаселения. Это несоответствие между ростом населения и количеством средств существования, являющееся якобы причиной нищеты, голода, безработицы и других бедствий трудящихся при капитализме, должно, по Мальтусу, регулироваться посредством войн, эпидемий, ограничения браков и других способов сокращения населения.
Роль природной среды в жизни общества. Современная экологическая ситуация и пути выхода из нее
Функции природы в жизни общества:1. Экологическая функция природной среды – ее генеральная функция. Разрушение среды обитания грозит человеческому обществу вырождением и гибелью. Экология – наука о закономерностях взаимосвязей и взаимодействии организмов со средой обитания. 2. Производственная деятельность человека обеспечивается “даровыми силами природы”, от количества и разнообразия которых зависит развитие экономики. Промышленность, обеспеченная собственным сырьем и топливом, находится в лучшем положении, чем при необходимости получать его из других стран. 3. Ассимиляция отходов и загрязнений представляет состояние природной среды, характеризующееся устойчивостью, способностью к саморегуляции, сопротивляемостью нарушениям, восстановлением первоначального состояния, существовавшего до ее нарушения в процессе жизнедеятельности общества. Потеря природой этих свойств ведет к загрязнению среды и влечет за собой экологические катастрофы. 4. Обеспечение людей природными услугами (рекреация, эстетическое удовольствие, оздоровление и т. п.) Г.М. Мкртычан (2000 г.) рассматривает как экономические условия поддержания жизни.
Подходы
Функции природы в жизни общества:1. Экологическая функция природной среды – ее генеральная функция. Разрушение среды обитания грозит человеческому обществу вырождением и гибелью. Экология – наука о закономерностях взаимосвязей и взаимодействии организмов со средой обитания. 2. Производственная деятельность человека обеспечивается “даровыми силами природы”, от количества и разнообразия которых зависит развитие экономики. Промышленность, обеспеченная собственным сырьем и топливом, находится в лучшем положении, чем при необходимости получать его из других стран. 3. Ассимиляция отходов и загрязнений представляет состояние природной среды, характеризующееся устойчивостью, способностью к саморегуляции, сопротивляемостью нарушениям, восстановлением первоначального состояния, существовавшего до ее нарушения в процессе жизнедеятельности общества. Потеря природой этих свойств ведет к загрязнению среды и влечет за собой экологические катастрофы. 4. Обеспечение людей природными услугами (рекреация, эстетическое удовольствие, оздоровление и т. п.) Г.М. Мкртычан (2000 г.) рассматривает как экономические условия поддержания жизни.
Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Формационная и
Формационная концепция общественного
развития.
Термин «формация» Карл Маркс заимствовал
из геологии, где формациями называются
пласты горных пород, у Маркса это – пласты
истории человеческого общества. Экономические
формации следуют друг за другом в строго
определенной хронологической последовательности,
которая обусловлена характером развития
орудий труда: архаическая – рабовладельческая
и феодальная – капиталистическая – коммунистическая.
Переход от одной формации к другой совершается
через социальную революцию. Последовательная
смена формаций выявляет внутреннюю логику
мировой истории, определяемой степенью
овладения человеком силами природы. В
основе формационной теории лежит «линейное»
понимание истории, как прогрессивного
восхождения человечества от дикости
и варварства к высотам цивилизации, и
в итоге к общественному строю, построенному
на началах равенства и справедливости.
В структуру формации входят не только
экономические, но и все социальные отношения,
которые существуют в данном обществе,
а также определенные формы быта, семьи,
образа жизни.
Цивилизационная концепция общественного
развития.
Концепция цивилизационного развития
представлена несколькими теориями: теорией
общественной типологии Н.Я. Данилевского,
согласно которой нет всемирной истории,
а есть лишь история отдельных цивилизаций,
имеющих индивидуальный, замкнутый характер
развития; теорией культуры и цивилизации
О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию
как заключительную стадию развития культуры,
с присущими ей признаками – распространением
индустрии и техники, деградацией искусства
и литературы, превращением народа в безликую
«массу», теорией исторических типов цивилизации
П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал
21 цивилизацию, каждая из которых есть.
живой и сугубо индивидуальный общественный
организм, проходящий один и тот же, неизменный
жизненный цикл, от рождения до смерти.
Все цивилизационные концепции – не линейные,
а циклические, и все они покоятся на далеко
идущей аналогии законов истории общества
с законами биологической эволюции.
В основе линейных концепций лежит идея
внутреннего единства всемирной истории.
Предполагается, что история человечества,
как мировой океан, вбирает в себя реки
«историй» локальных обществ. Авторы циклических
теорий истории доказывают, что никакого
внутреннего единства в истории нет, что
«человечество» – это абстракция, отвлеченное
понятие, а в действительности существуют
лишь отдельные народы, и у каждого свой,
независимый от остальных жизненный цикл
и свое собственное направление развития
Человек, индивид, личность, индивидуальность.
Человек- социально-биологическое существо, воплощающее высшую ступень в эволюции жизни. Человек- субъект общественно-исторической деятельности.
Индивид- единичный представитель человеческого рода
Личность- воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения. Они являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Немов.
Личность- есть человек, обладающий самосознание и мировоззрением, достигший понимания своих социальных функций. Спиркин
Индивидуальность- конкретный человек, отличающийся от других людей уникальным сочетанием психологических, сциальных, физиологических особенностей в деятельности, общении, поведении.
Происхождение человека. Природные, социальные, биологические предпосылки антропогенеза.
Подходы:
Эволюция- процесс развития от простого к сложному.
Линней 1735 –человек-примат
Лемарк –эволюция живой природы
Дарвин указал, что эволюция человека зависит от изменчивости,наследственности и естественного отбора.
3)Трудовая
Труд- физическая или интеллектуальная деятельность, приносящая результатю
Предпосылки антропогенеза:
Биологические изменение скелета человека, появление прямохождения, изменение кисти
Природные: изменение климата, изменение среды обитания
Социальные: труд, речь, мышление, общественный образ жизни.
Природа и сущность человека. Проблема соотношения социального и биологического, ее решения.
В современном понимании
человек предстает не просто как
часть природы, а как высший продукт
ее развития, как природное существо
особого рода, а именно носитель
не только биологической, но и социальной
формы движения материи. Он не просто
"продукт" окружающей среды, но и
творец ее. Посредством осознанно-
Человек - это животное, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве. осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития
Человек – существо биосоциальное, то есть одновременно биологическое и социальное, его не следует рассматривать только как явление социальное. Не следует забывать, что он часть природы, ее продукт и является предметом изучения различных отраслей естественных и общественных наук. Хотя специфически биологические признаки опосредованы социальным бытием, это нельзя понимать как отказ от рассмотрения его биологических характеристик, тем более, что они имеют огромное значение в его социальной жизни. Биологические характеристики человека не включаются в понятие личности. В этом понятии фиксируются специфические общественные характеристики человека. человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух — природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности
Смысл жизни человека.
Смысл жизни – желание понять для чего, ради чего мы живем, критерий того что важно
Концепции:
Способы достижения счастья ставятся в зависимость от их соответствий закономерностям разума.
Сократ: счастье- спокойствие и благоразумие, достигаемое с помощью знаний
Демокрит: внутренний мир человека- истинное счастье
Эпикур: интеллектуальная деятельность
Аристип: стремление к наслаждению заложено природой.
Киники, пифогорийцы.
Основан на идеализме
-религиозный (принесение в жертву земного ради небесного)
- мерзкой (возрождение,
просвещение; отказ от роскоши)
4) Утилитаризм (польза)- философская
концепция, согласно которой
Джон Милль: счастье-общее, человек должен стремиться делать счастливым людей.
Бытие
Формы бытия:
- вещей (бытие природы,