Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:00, шпаргалка
Зарождение философии, ее исторические типы.
Философия-наука о наиболее всеобщих связях и закономерностях бытия.Это так же целостное и сущностное видение мира выступающее в роли науки и мировоззрения.
В начале философия включала все знание о человеке и мире, они не были разделены на о
Значение языка в познании огромно. Язык представляет собой результат аккумуляции, обобщения предшествующего чел опыта. “ Всякое слово - уже обобщает”. Данный факт сущ образом влияет на специфически-челов функционирование органов чувств. В то же время он днмонстрирует несостоятельность представл метафизического мат-ма о чувств опыте как совершенно самостоятельном и обособленном этапе, урове познав деятельности человека.
Рациональное познание и его основные формы.
Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел. Следовательно речь идет о зав-ти чувств опыта и восприятия от языка, от понятийного аппар, используемого чел в его практ деятеьности. Однако эта зав не явл односторонней.
Понятие явл рез-том истор опыта человечества. Усвоение конкр людьми уже сущ понятий, роль этих понятий в их созн и деятельности - все это зав. от непоср контакта людей с объект реальностью. В ходе таких конт понятия многокр проверяются, обогащаются, дополняются нов смыслом.
Т.о. чувств и рац мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа деятельности: 1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят , специально направл на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деят как особый вид умственного труда.
Понятия- это такие воплощенные в словах продукты социально-истор проц познания, кот выделяют и фиксируют общие существенныесвойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый чел в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкр вещь, факт, явление.
Обратим внимание на действия, кот имеют место в проц. образовуания чувств понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставл, выделение того общего св-ва, кот присуще необозр множеству предметов и целым классам предм, в фил именуется абстрагированием, а р-ты абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. Тут сущ 2 важных момента: При абстр чел исходит из объект, действит свойств объектов и явлений и из их реальных отнош друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от созн существующее единство.. Но при этом деятельность отвлечения и объедин свидетельствует о активности чел познания, о возникнов особого типа деятельности, особого типа познания, направл на фиксирование отношений.
Оптимизм, скептицизм, агностицизм – о возможности познания мира.
Оптимизм: познание вместе с результатами и объектомпознания неравноерно связано с практической деятельностью человека. Через практику задается объект познания, на практике реализуется результаты познания, мир познаваем, необходимо получить достоверные знания о нем. (платон, Аристотель, Декарт, Маркс). Истина постяжима всесте с познанием мира, получением знаний о нем.
Агностицизм: познание не дает достоверных сведений об окружающей нас действительности и отрицает саму возможность получения истинного знания. Знания о мире не позволяют сказать какой мир на самом деле. (Кант, Юм). Достигнуть истины невозможно весте с познанием объективного мира.
Скептицизм: Не отрицают возможности познания объективизма мира, они выражают сомнение в том что все знания в этом мире имеет достоверный характер. *Паррон). Видимость единственный критерий истины.
Сущность и свойства сознания.
Сознание-высшая, свойственная лишь человеку форма отражения обьективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком обьективного мира и своего собственного бытия.С самого рождения человек попадает в мир предметов ,созданных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процесе
обучения целенаправленому их использользованию, которое происходит лишь в процессе общения. Имено потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление.С другой стороны
нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процесе общественно-производственной деятельности человека
и неразрывно связанно с языком.Сознание существует в 2 формах - общественном и индивидуальном.Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон:тело человека - вместилище бесмертной души и ее раб, бестелесная душа
управляет всем во вселенной. Христианство:разум человека,его мышление- искорка божественного разума.Именно он мыслит,желает,чувствует в человеческом сознании. Декарт:сознание- внепространственная субстанция, впервые расматривает проблему самосознания. Гегель:С. - одно из воплощений всемирного разума.Впервые расматривает социально - историческую природу сознания,говорит о принципе
историзма. В ХХ веке
возникает теория отражения.