Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 10:12, курсовая работа
Сущность финансовой безопасности государства в целом можно определить как состояние экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций. Федеральный закон закрепляет статус Счетной палаты как постоянно действующего органа государственного финансового контроля, образуемого Федеральным Собранием РФ и подотчетного ему.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Счетная палата как высший орган государственного
финансового контроля……..…………………………………………………..5
1. 1. История формирования и правовой статус Счетной палаты РФ…….5
1.2. Состав и структура Счетной палаты РФ………………………………10
1.3. Задачи и функции Счетной палаты РФ…………………………………15
Глава 2. Основные направления и анализ деятельности
Счетной палаты РФ…………………………………………………………..20
2.1. Основные направления деятельности Счетной палаты РФ…………..20
2.2. Анализ деятельности Счетной палаты РФ…………………………….23
Глава 3. Оценка и управление эффективностью деятельности
Счетной палаты РФ…………………………………………………………..39
3.1. Выявление положительных и отрицательных моментов деятельности Счетной палаты РФ…………………………………………………………..39
3.2. Рекомендации по совершенствованию деятельности Счетной палаты РФ………………………………………………………………………………42
Заключение…………………………………………………………………….45
Список использованных источников и литературы……………………….
В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» и Бюджетным кодексом Российской Федерации данная система контроля интегрирована в основные составляющие бюджетного процесса и предполагает непрерывный трехлетний цикл контроля за исполнением бюджетов каждого финансового года, реализуемый на трех последовательных стадиях – стадии предварительного контроля проектов бюджетов на очередной финансовый год, стадии оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджетов текущего финансового года и стадии последующего контроля уже исполненных бюджетов за отчетный финансовый год.
В 2012 году Счетная палата одновременно осуществляла контроль федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов: на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (на стадии формирования), на 2012 год (текущее исполнение) и за 2011 год (исполнение за отчетный финансовый год) (см. рис. 2).
Рис. 2. Основные составляющие бюджетного процесса
Комплекс контрольных и
Глава 2. Основные направления и анализ деятельности Счетной палаты РФ
2.1. Основные направления деятельности Счетной палаты РФ
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата в процессе реализации возложенных на нее задач осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности.
В числе главных задач, на решении которых были сконцентрированы внимание и усилия Счетной палаты в 2012 году, – обеспечение и дальнейшее развитие единой системы предварительного, оперативного и последующего контроля за формированием и исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Усилен контроль за использованием государственных средств, направляемых на финансирование мер по обеспечению реализации стратегических целей и приоритетных задач, определенных в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Бюджетном послании Президента Российской Федерации.
В соответствии с задачами, поставленными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года, Счетная палата в 2012 году осуществляла комплекс контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, результаты которых позволили оценить действенность мер, принимаемых органами исполнительной власти, по реализации:12
В 2012 году Счетная палата сосредоточила усилия на:
Приоритетными также были анализ выполнения программ, мер и мероприятий, принимаемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации Национального плана противодействия коррупции, профилактика и пресечение коррупционных проявлений в бюджетной сфере и сфере управления государственными ресурсами.
Одним из приоритетов оставалось осуществление контроля за реализацией таких важнейших международных проектов, как подготовка и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в г. Владивостоке в 2012 году, региональная интеграция России в экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона, а также комплекс мероприятий по контролю за реализацией Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010–2020 годы».13
В сфере межбюджетных отношений Счетная палата сконцентрировала усилия на контроле за реализацией Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, выработке рекомендаций по укреплению доходной базы региональных и местных бюджетов.
Достижение намеченных целей неразрывно связано с повышением эффективности деятельности Счетной палаты за счет:
2.2. Анализ деятельности Счетной палаты РФ
За 2012 год Счетная палата провела
502 контрольных и экспертно-
В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», Регламентом Счетной палаты Российской Федерации в отчетном году результаты всех контрольных и экспертно-аналитических мероприятий рассматривались на заседаниях Коллегии Счетной палаты. Всего в 2012 году проведено 58 заседаний Коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрено 874 вопроса. О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата информировала палаты Федерального Собрания Российской Федерации, доводила их до сведения руководителей соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций.14
На повышении результативности деятельности Счетной палаты положительно сказывается возможность регулярного информирования Президента Российской Федерации об основных итогах проведенной работы.
Особо важные результаты контрольных
и экспертно-аналитических
об эффективном использовании федеральной собственности в процессе создания открытого акционерного общества «Оборонсервис» и о влиянии проводимых мероприятий на ресурсное обеспечение национальной обороны в 2009–2011 годах. Общая сумма выявленных нарушений составила 10 722,1 млн. рублей.
10 октября 2012 года Главным военным
следственным управлением
Объем выявленных нарушений законодательства в бюджетной сфере, устранение которых потребовало возмещения бюджетных средств в 2012 году, составил 4.5 млрд. рублей. Возмещены средства бюджетной системы в сумме 2,1 млрд. рублей. Объем нецелевого использования бюджетных средств составил 1,2 млрд. рублей. Вскрыты нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации на сумму 187,2 млрд. рублей, законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд – на сумму 130,7 млрд. рублей.
Всего выявлено нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы, распоряжении и управлении государственной собственностью на общую сумму 781,4 млрд. рублей, из которых 389,8 млрд. рублей – нарушения в части несвоевременной передачи средств пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям и в негосударственные пенсионные фонды; выявлены также факты несвоевременного возврата налогоплательщикам сумм излишне уплаченных налогов и сборов. (см. рисунок 3).
Рис. 3. Нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере
Являясь органом государственного финансового контроля, действующим от имени общества, Счетная палата прикладывает все усилия к недопущению нарушения федеральных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы как государственных структур, так и иных участников бюджетного процесса, включая институты гражданского общества, широкие слои населения.
Основные показатели, характеризующие работу Счетной палаты в 2012 году, приведены в таблице 1 (см. приложение 2).
Важным фактором, влияющим на положительную динамику исполнения представлений Счетной палаты, послужило усиление взаимодействия Счетной палаты с органами прокуратуры и другими правоохранительными органами.15
В отчетном периоде в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, другие правоохранительные органы было направлено 164 материала по результатам проведенных контрольных мероприятий.
По материалам Счетной палаты возбуждено 78 уголовных дел. Привлечены к уголовной ответственности и осуждены по приговору суда, вступившему в законную силу, 8 человек.
В отчетном периоде к ответственным работникам проверенных организаций были применены меры административного воздействия, такие, как предупреждение, выговор, лишение премии и увольнение. По представлениям Счетной палаты за отчетный период было применено 716 административных взысканий, 59 человек уволены.