Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 10:12, курсовая работа
Сущность финансовой безопасности государства в целом можно определить как состояние экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций. Федеральный закон закрепляет статус Счетной палаты как постоянно действующего органа государственного финансового контроля, образуемого Федеральным Собранием РФ и подотчетного ему.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Счетная палата как высший орган государственного
финансового контроля……..…………………………………………………..5
1. 1. История формирования и правовой статус Счетной палаты РФ…….5
1.2. Состав и структура Счетной палаты РФ………………………………10
1.3. Задачи и функции Счетной палаты РФ…………………………………15
Глава 2. Основные направления и анализ деятельности
Счетной палаты РФ…………………………………………………………..20
2.1. Основные направления деятельности Счетной палаты РФ…………..20
2.2. Анализ деятельности Счетной палаты РФ…………………………….23
Глава 3. Оценка и управление эффективностью деятельности
Счетной палаты РФ…………………………………………………………..39
3.1. Выявление положительных и отрицательных моментов деятельности Счетной палаты РФ…………………………………………………………..39
3.2. Рекомендации по совершенствованию деятельности Счетной палаты РФ………………………………………………………………………………42
Заключение…………………………………………………………………….45
Список использованных источников и литературы……………………….
По-прежнему имеют место низкий
уровень погашения
Установлены факты нецелевого использования средств федерального бюджета, допущенные главными распорядителями средств федерального бюджета, на сумму 4,8 млн. рублей.
В 2012 году Счетной палатой осуществлен комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов (далее – ПНП) «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», общий объем которых согласно Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями) составляет 404,5 млрд. рублей (расчетно).
В 2012 году объем расходов на реализацию ПНП «Образование» согласно Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями) составляет 41,6 млрд. рублей (расчетно). Реализация мероприятий ПНП «Образование» продолжалась по 4 направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования; достижение стратегических ориентиров, заявленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»; развитие инновационного характера профессионального образования как основы становления экономики знаний; развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Расходы по отдельным мероприятиям
ПНП «Образование»
Бюджетные ассигнования для выплаты вознаграждения за классное руководство перечислены Минобрнауки России субъектам Российской Федерации в полном объеме (11,5 млрд. рублей). Также в полном объеме (0,2 млрд. рублей) перечислены субсидии на поощрение лучших учителей.
Субсидии на развитие дистанционного
образования детей-инвалидов
В 2012 году объем расходов на реализацию ПНП «Здоровье» согласно Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями) составляет 143,3 млрд. рублей (расчетно). Реализация ПНП «Здоровье» осуществлялась в рамках 4 направлений: формирование здорового образа жизни; развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний; повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; совершенствование медицинской помощи матерям и детям, в том числе продолжение программы «Родовый сертификат».
В общей структуре расходов ПНП «Здоровье» наибольшую долю составляли расходы на обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью – 36,1 %, денежные выплаты медицинскому персоналу – 21,9 %, финансовое обеспечение закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, – 12,9 %.На финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 51,8 млрд. рублей.
Субсидии на указанные цели выделялись региональным медицинским организациям по наиболее востребованным профилям (нейрохирургия, онкология, сердечно-сосудистая хирургия, травматология). Средняя стоимость лечения одного больного в 2012 году составила 146,2 тыс. рублей.
В 2012 году объем расходов на реализацию ПНП «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» согласно Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями) составляет 219,6 млрд. рублей (расчетно).
В рамках ПНП «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» продолжилась реализация 3 направлений: стимулирование развития жилищного строительства; поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, включая молодые семьи.
На мероприятия по строительству и приобретению жилых помещений для постоянного проживания военнослужащих федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, бюджетные ассигнования определены в сумме 28,2 млрд. рублей, на мероприятия по обеспечению военнослужащих федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, служебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях – 82,8 млрд. рублей.
На реализацию в 2012 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы (далее – Госпрограмма) Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями) предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 132,2 млрд. рублей (без учета средств ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года», предусмотренных на осуществление мероприятий по обеспечению жильем граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, – 5,4 млрд. рублей).
В 2012 году расходы федерального бюджета на Госпрограмму осуществлялись по следующим направлениям: «Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства», «Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», «Устойчивое развитие сельских территорий», «Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства», «Создание общих условий функционирования сельского хозяйства».
Наибольшую долю (более 65 %) в общем объеме бюджетных ассигнований на поддержку агропромышленного комплекса в 2012 году составили субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, как одна из наиболее эффективных форм государственной поддержки сельского хозяйства, а также субсидии на проведение закупочных и товарных интервенций сельскохозяйственной продукции и залоговых операций.
Для поддержки приоритетных подотраслей сельского хозяйства в связи с аномальными погодными условиями сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим от аномально высоких температур в 2012 году, по решению Правительства Российской Федерации из федерального бюджета дополнительно выделены дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в объеме 6,0 млрд. рублей, в том числе 4,0 млрд. рублей – на закупку и заготовку кормов, необходимых для производства мяса птицы, свинины и сохранения поголовья крупного рогатого скота; 0,4 млрд. рублей и 1,6 млрд. рублей – на приобретение семян и минеральных удобрений соответственно.
Субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ предоставлены 60 субъектам Российской Федерации для оказания финансовой поддержки исполнения расходных обязательств субъектов РФ.20
Глава 3. Оценка и управление эффективностью деятельности
Счетной палаты РФ
3.1. Выявление положительных и отрицательных моментов деятельности Счетной палаты РФ
Итоги деятельности Счетной палаты РФ, свидетельствуют об эффективности ее работы по выявлению потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно израсходованных средств, подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков. Это позволяет сделать вывод о том, что Счетная палата стала инструментом, с помощью которого общество реально осуществляет пристрастный аудит своего государства.
В отчетном году Счетной палатой обеспечена реализация целей и задач,
возложенных на нее Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
За 2012 год Счетной палатой проведено 502 контрольных и экспертно-
аналитических мероприятия, в том числе 33 – по поручениям и обращениям палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Результаты контрольных
и экспертно-аналитических
По итогам проведенных
мероприятий Правительству
В ходе контрольных мероприятий выявлены нарушения и недостатки при поступлении и использовании средств бюджетной системы, распоряжении и управлении государственной собственностью на общую сумму 781,4 млрд. рублей.
Повысилось качество взаимодействия Счетной палаты с органами прокуратуры и другими правоохранительными органами, а также контрольными органами Российской Федерации.
Динамично развивалась международная деятельность Счетной палаты, способствующая ее активному позиционированию в среде государственных органов финансового контроля и позволяющая использовать лучшие инициативы, опыт и идеи зарубежного аудита в повседневной работе в целях повышения ее эффективности.21
Последовательно реализовывался принцип информационной открытости Счетной палаты для граждан, организаций и средств массовой информации. Результаты проделанной Счетной палатой работы в области информационной политики были второй год подряд отмечены Золотым дипломом «За информационную открытость и профессионализм» Национального конкурса «Золотой диплом-2012», учрежденного Финансовым пресс-клубом России.
Осуществлялось системное совершенствование научно-методологического обеспечения деятельности Счетной палаты. Продолжена работа по расширению внедрения в практику Счетной палаты аудита эффективности и стратегического аудита.
Совершенствовалась
Реализация целей и задач, возложенных на Счетную палату, осуществлялась сформированным и профессионально подготовленным составом ее гражданских служащих.
Результаты контрольных
и экспертно-аналитических
ществленных Счетной палатой в 2012 году, позволяют сделать следующие выводы об основных тенденциях и проблемах развития экономики, бюджетной системы и бюджетного процесса в Российской Федерации.
Исполнение федерального бюджета в 2012 году происходило в условиях сохраняющегося экономического роста, дальнейшего сокращения численности безработных при нестабильном состоянии мировой экономики, обусловливающем продолжение значительного оттока капитала из страны, высокую волатильность курсовой динамики рубля по отношению к доллару США с общей тенденцией к его ослаблению, а также снижения темпов роста в отдельных секторах экономики и ускорения роста потребительских цен во второй половине 2012 года.
В 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличились количество изменений сводной бюджетной росписи и общая сумма внесенных изменений, которая остается значительной.
В течение 2012 года кассовое исполнение расходов на реализацию ряда ФЦП находилось на низком уровне. ФЦП не в полном объеме выполняют роль катализатора развития производственной и социальной инфраструктуры, стимулирования инновационной и инвестиционной активности. Отсутствие системного подхода к формированию комплекса программных мероприятий препятствует полномасштабному внедрению программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления.
Неравномерное исполнение расходов по отдельным мероприятиям ПНП обусловлено в основном графиком поставки материальных ценностей, а также оплатой государственных контрактов по факту поставки, длительностью подготовки и проведения конкурсных процедур.
Значительное увеличение государственного долга Российской Федерации в основном за счет роста внутреннего долга обусловило увеличение расходов на его обслуживание, сопоставимых с общей суммой расходов федерального бюджета по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Охрана окружающей среды», «Культура, кинематография», «Физическая культура и спорт» и «Средства массовой информации».
3.2. Рекомендации по совершенствованию деятельности Счетной палаты РФ
Развитие бюджетного законодательства, мобилизация механизмов частного государственного партнерства при реализации крупнейших инвестиционных и инновационных проектов требуют дальнейшего совершенствования правового регулирования деятельности Счетной палаты, а от самой Счетной палаты – использования форм и методов контроля на основании опыта, накопленного за прошедшие годы, поиска и применения всех имеющихся резервов повышения качества контрольной и экспертно-аналитической работы.
Необходимо продолжить работу по дальнейшему укреплению и развитию единой системы контроля формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, совершенствованию научно-исследовательского, правового и методологического обеспечения государственного и муниципального финансового контроля.
Разработанные и принятые Государственной Думой в первом чтении проекты федеральных законов «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс РФ об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации» и «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» являются логическим продолжением работы по созданию системы государственного финансового контроля, основы которой заложены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», а также Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований».