Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 14:19, доклад
Финансово-правовая ответственность является разновидностью юридической ответственности и содержит все признаки, ей присущей.
В то же время, к числу специфики финансово-правовой ответственности следует отнести:
1. Она наступает за финансовое правонарушение.
2. Устанавливается государством в финансово-правовых нормах.
3. Влечет для нарушителя финансовые последствия, лишения имущественного характера.
4. Реализуется в специфической процессуальной форме.
Как уже указывалось выше, санкции бывают правовосстановительные (пеня) и карательные (штраф).
При применении правовосстановительных санкций существенным является определение уже существующих обязанностей нарушителя и их, в случае необходимости, принудительное осуществление. При применении карательных санкций – правильная квалификация правонарушения, индивидуализация примененных к правонарушителю мер финансового принуждения.
Финансово-правовая санкция имеет имущественный характер. Она либо устанавливается в каком-то количественном отношении к сумме доходов, выручки и т.п., подлежащих изъятию у нарушителей финансовой дисциплины, либо выражается в принудительных действиях, реализация которых ограничивает финансовую базу определенных субъектов или ужесточает режим ее использования.
Чаще всего в качестве финансово-правовых санкций применяются пени и штраф, которые являются одним из способов воздействия на субъектов в случае нарушения ими своих обязательств. Пеня, рассматриваемая в гражданских правоотношениях как один из видов неустойки, в финансовых правоотношениях служит способом принуждения к исполнению в срок финансового обязательства. В отличие от пени, штраф преследует цель гарантировать осуществление обязанными лицами установленного порядка и действующих правил в области государственных финансов.
Пеня обычно устанавливается в виде процента от суммы просроченного обязательства и начисляется за каждый день просрочки в течение определенного периода, после которого взыскивается разовый штраф.
Штраф как денежная санкция уплачивается в твердой сумме по шкале нарушений или в процентах, в доле от стоимости невыполненного обязательства.
Характерным признаком финансово-правовых санкций является то, что они не находят своего применения (кроме штрафа и пени) в какой-либо другой отрасли права. К специфическим видам финансово-правовых санкций можно отнести, например, прекращение финансирования, отказ в принятии к финансированию, досрочное взыскание ссуд, ограничение кредитования, повышение размера ставки за пользование кредитом, перевод на предварительный акцепт и др.
Финансово-правовые санкции применяются к субъектам финансовых правоотношений, которые являются реальными участниками конкретных правоотношений. В теории финансового права данный круг субъектов разделяется на три основные группы: общественно-территориальные образования, коллективные субъекты, индивидуальные субъекты.
Таким образом, основными признаками финансово-правовых санкций являются следующие:
- они применяются в сфере финансовой деятельности государства за нарушение финансовой дисциплины;
- они являются мерой финансово-правовой ответственности;
- они предусмотрены нормами финансового права;
- для них характерно совпадение правовосстановительной и карательной функций;
- они носят имущественный характер;
- они характеризуются наличием специфических видов принуждения;
- они применяются как к физическим, так и к юридическим лицам;
- для них характерен специальный порядок применения и круг органов, их применяющих;
- они зачисляются в государственные и местные (муниципальные) денежные фонды.
Исходя из этого, финансово-правовые санкции – это применяемые уполномоченными на то государственными органами к физическим и юридическим лицам за нарушение финансовой дисциплины меры экономической ответственности, выраженные в денежной форме и зачисляемые в государственные и местные (муниципальные) денежные фонды.
Рассмотрим более подробно санкции за налоговые правонарушения.
С принятием Налогового кодекса РФ к налогоплательщикам и иным обязанным лицам применяются меры налоговой ответственности, которыми являются налоговые санкции.
Под налоговой санкцией понимаются меры экономического воздействия, применяемые государством к виновным в нарушении налогового законодательства и призванные обеспечивать исполнение ими обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Налоговая санкция является разновидностью финансово-правовой санкции, ей присущи все признаки последней, и отличается она только сферой своего применения.
Так, налоговая санкция является правовым средством воздействия на нарушителя налогового законодательства. Она – есть мера государственного принуждения, предусмотренная нормами налогового права, возлагающая на правонарушителя дополнительные обременения имущественного характера.
Применение налоговых санкций преследуют определенные цели. Это, прежде всего, обеспечение исполнения обязанностей налогоплательщиком и другими субъектами налоговых правоотношений.
От налоговых санкций, являющихся мерами налоговой ответственности, необходимо отличать иные меры государственного принуждения, применяемые налоговыми органами в сфере налоговой деятельности государства.
С помощью мер государственного принуждения обеспечивается необходимое упорядочивающее воздействие на реализуемые налоговые отношения, то есть обеспечивается и охраняется правопорядок в налоговой сфере.
Меры государственного принуждения применяются, как правило, в несудебном порядке специальными уполномоченными органами и также уполномоченными на осуществление правоохранительных функций.
В отличие от мер налоговой ответственности, направленных на устранение вреда, причиненного налоговым правонарушением, и наказание правонарушителя, иные меры государственного принуждения в сфере налоговой деятельности государства направлены на то, чтобы предупредить возможные неправомерные действия субъектов налоговых правонарушений, а в случае необходимости пресечь противоправные действия и обеспечить привлечение правонарушителя к налоговой ответственности.
Таким образом, меры государственного принуждения, применяемые к субъектам налоговых правоотношений, как правило, предшествуют мерам налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, то есть опережают реализацию налоговых санкций.
Для обеспечения справедливого привлечения нарушителей к налоговой ответственности большое значение имеет анализ основания применения налоговых санкций, поэтому остановимся на вопросах понятия и признаков налогового правонарушения.
Программа стабилизации финансовой системы РФ содержит комплекс мер, которые должны привести к росту доходов, налоговых и других платежей. В связи с этим большая роль отводится вопросам квалификации налоговых правонарушений и ответственности за них. Поэтому целесообразно рассмотреть вопросы налогового правонарушения.
Одним из признаков юридической ответственности, позволяющим выделить ее в самостоятельный вид, является ее основание – правонарушение, проступок, преступление, нарушение обязательства.
Нарушение налогового законодательства может служить основанием для привлечения физического или юридического лица к различным видам правовой ответственности.
Существует целый комплекс правовых актов, устанавливающих финансово-правовую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность за нарушение законодательства в сфере налогообложения.
К ним, прежде всего, можно отнести:
- Налоговый кодекс РФ;
- Кодекс об административных правонарушениях РФ;
- Уголовный кодекс РФ;
- Таможенный кодекс РФ.
Единственным фактическим основанием налоговой ответственности является налоговое правонарушение.
Важным принципиальным моментом для налогоплательщиков, правоприменительной практики и в целом налоговой системы является закрепление в Налоговом кодексе РФ понятия налогового правонарушения.
Понятие налогового правонарушения было выработано и в теории финансового права, сущность которого сводилась к тому, что налоговое правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие), которым не исполняются или не надлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений, и за которое установлена юридическая ответственность.
Согласно ст.106 Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
Налоговый кодекс РФ не относит к налоговым правонарушениям действия (бездействие) налоговых органов, противоречащие налоговому законодательству.
Налоговое правонарушение характеризуется следующими признаками, являющимися общими для всех видов правонарушений:
- антиобщественность. По своей социальной значимости деяния являются антиобщественными, то есть причиняющими вред интересам граждан, государства и общества;
- виновность. Она заключается в психологическом отношении нарушителя к совершаемому деянию. Наличие вины является обязательным признаком налогового правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния налоговым правонарушением, в том числе при его формальной противоправности;
- противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы налогового права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами налоговой ответственности. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать налогового правонарушения и повлечь налоговую ответственность;
- наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившими отрицательными последствиями в виде причинения вреда интересам государства, общества, в частности, невнесением в бюджет причитающихся ему сумм налога. Но следует отметить, что существует ряд налоговых правонарушений, признаваемых таковыми и без наличия имущественных последствий, то есть в силу общественной опасности их совершения;
- наказуемость деяния, то есть наличие установленной законом ответственности за совершение данного правонарушения.
Признаки налогового правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаков может отсутствовать состав налогового правонарушения, что исключает законность привлечения к налоговой ответственности.
Под составом правонарушения понимается установленная законодательством о налогах и сборах совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние считается налоговым правонарушением. Отсутствие хотя бы одного из признаков не позволяет рассматривать деяние как правонарушение и поэтому исключает возможность привлечения лица к налоговой ответственности.
Выделяют четыре признака состава правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объект – это общественные отношения, на которые посягает налоговое правонарушение. Так как основным содержанием налоговых правоотношений является обязанность налогоплательщика своевременно и в полном размере в установленные сроки платить налоги и сборы в бюджет или внебюджетные государственные фонды, объектом налогового правонарушения выступают «финансовые интересы государства, выражающиеся в отношениях по взиманию налогов и сборов, возможность осуществления налогового контроля, а также иные блага, охраняемые законодательством и налогах и сборах».
В зависимости от объекта, можно выделить несколько видов налоговых правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ:
- нарушения, которые посягают на общественные отношения, обеспечивающие проведение налогового контроля;
- нарушение установленных правил ведения и предоставления налоговой отчетности;
- нарушения, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие уплату налога;
- правонарушения, совершаемые в ходе процесса по делу о налоговых правонарушениях.
Объективная сторона – это система признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения, она заключается в действии или бездействии, запрещенном налоговым правом.
Действие – это активное невыполнение своих обязанностей (например, неполная уплата сумм налога).
Бездействие – это пассивное невыполнение своих обязанностей (например, непредставление налоговой декларации).
Противоправное деяние является выражением воли субъекта налогового правонарушения, его решимости на совершение определенного поступка. Поэтому действия или бездействие не могут быть признаны противоправными, если они совершены не по собственной воле лица, а под влиянием непреодолимой силы.
В систему признаков, образующих объективную сторону, также относят: время, место, характер совершенного деяния, наступившие вредные последствия, повторность, момент совершения (окончания) правонарушения, его систематичность.
Немаловажным признаком объективной стороны являются последствия совершенного деяния. Налоговые правонарушения всегда влекут за собой негативные последствия (вред). В качестве таких вредных последствий для государства признается недополучение в бюджет конкретных сумм налогов, ущемление финансовых интересов государства.
Информация о работе Финансово-правовая ответственность при нарушении налогового законодательства