Финансово-правовая ответственность при нарушении налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 14:19, доклад

Краткое описание

Финансово-правовая ответственность является разновидностью юридической ответственности и содержит все признаки, ей присущей.
В то же время, к числу специфики финансово-правовой ответственности следует отнести:
1. Она наступает за финансовое правонарушение.
2. Устанавливается государством в финансово-правовых нормах.
3. Влечет для нарушителя финансовые последствия, лишения имущественного характера.
4. Реализуется в специфической процессуальной форме.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад финансовое право.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

В Налоговом кодексе РФ вина в форме умысла предусмотрена в случае неуплаты или неполной уплаты налогов.

Умысел прослеживается и в случае включения в бухгалтерские или иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и предоставление в налоговые органы заведомо искаженных данных об объектах налогообложения, а также расходах либо в случае отсутствия данных об объектах (сокрытие объектов, которое привело к занижению налогооблагаемой базы) в документах, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Заведомо искаженные данные – это неверные данные, о которых налогоплательщик достоверно знает, что они искажают или скрывают истинное положение вещей, искажают смысл и содержание представленной информации, в результате чего сделаны неверные оценки. Искажение данных о расходах происходит в результате составления фиктивных документов, фальсификации договоров, искажения сведений, связанных с доходами и расходами и т.д.

В нормах Налогового кодекса РФ не всегда указывается вина в форме умысла, но сам характер действия может подразумевать, что действия совершены только в умышленной форме.

Неосторожное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, но должно было и могло их предвидеть.

Налоговые правонарушения чаще всего совершаются по неосторожности из-за счетных ошибок, пренебрежительного отношения к своим профессиональным и налоговым обязательствам, невнимательности и т.д.

Исходя из принципа презумпции невиновности налогоплательщика (ч.2 ст.108 НК РФ), вина в форме умысла или неосторожности устанавливается в суде.

Правоприменительная практика арбитражных судов и судов общей юрисдикции исходит, в основном, из того, что правонарушение в налоговой сфере, совершенное налогоплательщиком по неосторожности, должно влечь меньший размер ответственности. И, наоборот, умышленное уклонение от уплаты налогов должно увеличивать размер такой ответственности.

Вина налогоплательщика – организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц (руководителя, зам. руководителя, гл. бухгалтера) либо ее представителей (лиц, уполномоченных представлять организацию на основании закона или учредительных документов), действия (бездействия) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п.4 ст.110 НК РФ).

Одной из разновидностей мер финансово-правовой ответственности являются налоговые санкции, предусмотренные за нарушение налогового законодательства.

Как уже было сказано выше, под налоговой санкцией понимается мера государственного принуждения, предусмотренная нормами налогового права, возлагающая на правонарушителя дополнительные обременения  имущественного характера. Иначе говоря, налоговые санкции – это мера налоговой ответственности.

Конкретные виды и размеры финансово-правовой ответственности участников налоговых отношений устанавливаются в НК РФ.

Рассмотрим конкретные виды правонарушений.

1. Правонарушения против прав  и свобод налогоплательщиков.

Очевидно, что никто не работает лишь для того, чтобы уплачивать налоги. Предприятия, прежде всего – производители товаров (работ, услуг), а затем уже налогоплательщики.

Налогообложение не должно подрывать свою собственную основу – бизнес. Это правило должно применяться не только на уровне налоговой политики государства, но и на уровне практической реализации налогового законодательства.

В связи с этим имеется ряд специфических правонарушений, которые целесообразно выделить в отдельные составы:

- незаконное воспрепятствование хозяйственной деятельности налогоплательщика, то есть незаконный отказ должностным лицом налогового органа в постановке на налоговый учет, незаконное приостановление операций налогоплательщика но счетам в банках или иных кредитных учреждениях или незаконное наложение ареста на имущество налогоплательщика, а также незаконное проведение должностным лицом налогового органа контрольных действий приемами и способами, существенно затрудняющими выполнение налогоплательщиком его обычных деловых операций, незаконное требование к расширению видов и объемов учетных действий и отчетных документов;

- отказ от консультирования или непредставление консультаций, то есть отказ должностного лица налогового органа предоставить налогоплательщику или другому участнику налоговых отношений бесплатную письменную информацию о порядке и условиях налогообложения, о его правах и обязанностях либо непредоставление такой информации в установленный срок;

- разглашение налоговой тайны, то есть незаконное использование или передача другому лицу сведений, составляющих в соответствии с законодательством налоговую тайну, ставших известными должностному лицу налогового органа или иному лицу в связи с выполнением им своих профессиональных или должностных обязанностей.

2. Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика.

Исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов гарантируется не только установлением ответственности за нарушения налогового законодательства, но и системой мер, направленных на предотвращение правонарушений, создание условий, препятствующих или затрудняющих совершение правонарушений.

Это специальные требования к учету налогоплательщиков, к открытию банковских счетов, ограничение в использовании наличных денег, запрет на совершение определенных юридически значимых действий до уплаты налога, установление обязанности представлять косвенную декларацию о доходах и т.п.

Выполнение различными лицами этих обязанностей также должно обеспечиваться мерами ответственности.

Из предусмотренных НК РФ составов правонарушений к указанной группе можно отнести следующие:

- нарушение налогоплательщиком и должностным лицом организации-налогоплательщика установленного законом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе;

- уклонение от постановки на учет в налоговом органе, то есть ведение организацией или предпринимателем деятельности без постановки на налоговый учет;

- нарушение сроков представления сведений об открытии и закрытии счета в банке.

3. Правонарушения против исполнения доходной части бюджетов.

Поступления средств в бюджеты зависят не только от выполнения обязанностей налогоплательщиками. Существуют и другие лица, которые принимают непосредственное участие в процессе начисления, сбора и перечисления в бюджет налогов. Это, прежде всего, налоговые агенты, а также юридические лица, ведущие кассовое исполнение доходной части бюджетов (банки). Как показывает практика, далеко не всегда эти участники налоговых отношений строго придерживаются требований законодательства. Допускаемые ими правонарушения достаточно серьезны и требуют установления специальных мер ответственности.

Налоговые органы выявили многочисленные факты задержки банками исполнения платежных поручений на уплату налогов предприятий и граждан. Соответствующие суммы списывались банками со счетов налогоплательщиков, но не перечислялись на бюджетные счета, а использовались в качестве кредитных ресурсов. Так же некоторые банки поступали и с платежными требованиями налоговых органов о списании в бесспорном порядке со счета налогоплательщика сумм недоимок. Такая практика, безусловно, незаконна.

НК РФ установил ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных Кодексом на банки (ст.86). О важности установления такой ответственности свидетельствует тот факт, что указанные вопросы выделены в отдельную главу Кодекса (гл.18 «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение»).

4. Правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности.

Ст.120 НК РФ установлена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов, других объектов налогообложения. Под таким нарушением Кодекс понимает отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или отсутствие регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщиков.

То есть, использованное в НК РФ понятие «грубое нарушение правил учета» объемлет как нарушение порядка организации бухгалтерского учета (отсутствие системы отражения на счетах бухгалтерского учета проводимых налогоплательщиком хозяйственных операций в соответствии с общими методологическими принципами бухгалтерского учета), так и нарушение порядка ведения учета (нарушение правил отражения хозяйственных операций в бухгалтерских регистрах), нарушение порядка обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета (невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по документированию хозяйственных операций и хранению бухгалтерских документов), нарушение порядка составления отчетности.

Размер санкций за эти правонарушения зависит от повторяемости деяний и их последствий.

5. Правонарушения против обязанности по уплате налогов.

Основная обязанность налогоплательщика – полная и своевременная уплата налогов. Способы уклонения от уплаты налогов различны и по отношению к каждому конкретному налогу специфичны.

Уклонения от уплаты налогов - наиболее часто встречающаяся и наиболее опасная группа налоговых правонарушений. Суть этих правонарушений состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком обязательств перед бюджетом. Общественная опасность уклонения от налогообложения, однако, не сводится только к недополучению бюджетом средств и росту его дефицита. Уклонение от налогообложения подрывает основы рыночной конкуренции, ставит недоимщика в более выгодное положение по сравнению с добросовестным налогоплательщиком. Кроме того, недоплата налога одним лицом компенсируется другими налогоплательщиками: государству приходится увеличивать ставки или прибегать к новым видам налогообложения.

Существуют различные причины, побуждающие налогоплательщика уклониться от налога.

Так, выделяются моральные, политические, экономические и технические причины.

Ослаблению моральных критериев в отношениях налогоплательщика и государства нередко способствует сам законодатель. Налоговые законы не всегда соответствуют основным принципам законодательства – всеобщности, постоянству и беспристрастности, что снижает их престиж и авторитет. Кроме того, в случае установления высокой ставки налога налогоплательщик воспринимает ее как выражение подавления и считает себя вправе ей сопротивляться. Эти обстоятельства приводят к тому, что «для многих украсть у казны не значит украсть».

Политические причины уклонения от налога связаны с регулирующей функцией налогов: посредством их государство проводит социальную и экономическую политику. Лица, против которых направлена такая политика, уклонением от уплаты налогов оказывают определенное противодействие намерениям государства.

Экономические стимулы уклонения от налогообложения, как правило, являются определяющими. Налогоплательщик сравнивает экономические последствия уплаты налога и применения санкций. Естественно, чем выше ставка налога и меньше размер санкций, тем выше экономический эффект от уклонения.

 И, наконец, технические причины уклонения от налогообложения связаны прежде всего с несовершенством форм и методов контроля. Налоговые органы не в состоянии проконтролировать каждую хозяйственную операцию, проверить достоверность каждого бухгалтерского документа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

 

 

 

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года. – М.: 2004.

 

2. Гражданский кодекс  Российской Федерации, часть первая, от 30 ноября 1994 года//Справочно-правовая  система «Консультант Плюс».

 

3. Налоговый кодекс РФ, часть первая, № 146-ФЗ от 31 июля 1998 года//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

 

4. Письмо Министерства по налогам и сборам РФ от 28 сентября 2001 г. N ШС-6-14/734 (с изменениями от 12 мая 2004 г.)//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

 

5. Брызгалин А.В. Комментарий основных положений Налогового кодекса РФ (Часть 1)//Хозяйство и право. 1999. № 9.

 

6. Брызгалин А.В. Налоговая ответственность: штрафы, пени, недоимки. – Екатеринбург, 1998.

 

7. Крохина Ю.А. Налоговое  право России. – М.: Издательство  «НОРМА», 2005.

 

8. Мудрых В.С. Налоговая ответственность. – М.: Издательство «Норма», 2004.

 

9. Пепеляев С.Г. Налоги: реформы  и практика. – М.: Издательство  «Статут», 2005.

 

10. Пепеляев С.Г. Налоговое  право. – М.: Издательство «Юристъ», 2004.

 

11. Химичева Н.И. Налоговое право: Учебник. – М.: 1997.

1 Налоговый кодекс РФ, часть первая, № 146-ФЗ от 31 июля 1998 года//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2 Брызгалин А.В. Налоговая ответственность: штрафы, пени, недоимки. – Екатеринбург, 1998. – С.37.


Информация о работе Финансово-правовая ответственность при нарушении налогового законодательства