Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:39, курсовая работа
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системой является финансовый контроль. В настоящее время сфера финансово-контрольной деятельности государства претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной Республике Беларусь, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка. Наряду с государственным и ведомственным контролем появилась новая организационная форма финансового контроля – аудит.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………......……..7
1.1 Становление и развитие финансового контроля в РБ………………………7
1.2 Понятие и сущность финансового контроля………………………………26
1.3 Функции и значение финансового контроля……………………………...37
ГЛАВА 2 СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ……………..…..44
2.1 Органы государственного финансового контроля……………………….44
2.2 Аудиторский контроль……………………………………………………...63
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ………………………………………...……………….77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………...……..93
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………......……..7
1.1 Становление и развитие финансового контроля в РБ………………………7
1.2 Понятие и сущность финансового контроля………………………………26
1.3 Функции и значение финансового контроля……………………………...37
ГЛАВА 2 СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ……………..…..44
2.1 Органы государственного финансового контроля……………………….44
2.2 Аудиторский контроль……………………………………………………..
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ………………………………………...…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………...……..93
ПУБЛИКАЦИИ
АВТОРА…………………….……………………………..
ВВЕДЕНИЕ
«Экономический контроль неотделим от контроля над всей жизнью людей, ибо, контролируя средства, нельзя не контролировать и цели».
Фридрих Август фон Хайек
Современный этап развития Республики Беларусь характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере.
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системой является финансовый контроль. В настоящее время сфера финансово-контрольной деятельности государства претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной Республике Беларусь, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка. Наряду с государственным и ведомственным контролем появилась новая организационная форма финансового контроля – аудит.
Задача создания эффективной, работоспособной и действенной системы государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством. Более чем десятилетняя практика белорусского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный контроль является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором государственного строительства. Последнее десятилетие XX века стало для нашей страны временем смены производственных отношений, политических и экономических основ белорусской государственности. Возникла необходимость слома прежних принципов хозяйствования, скорейшего создания новой эффективной экономической системы и построения на ее основе процветающего гражданского общества. Это оказалось настолько сложным, что до сих пор не выработан единый подход к реализации экономической стратегии. Бесспорно одно – успешное движение Республики Беларусь по пути прогресса невозможно без наведения должного порядка во всех жизненно важных сферах, и, прежде всего, в финансово-экономической сфере.
Для Республики Беларусь в высшей степени актуальна организация эффективной всеобъемлющей системы финансового контроля. Существовавшая ранее в стране система финансового контроля была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой административно-командными методами. Экономические преобразования вызвали необходимость построения принципиально новой системы финансового контроля – целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны экономической жизни.
Любая отрасль деятельности государства основывается на определенной системе законодательных и нормативных документов и от того, насколько данная система является качественной и полной во многом зависит эффективность деятельности данной отрасли. Не является исключением и сфера нормативно-правового регулирования финансово-контрольной деятельности в Республике Беларусь, нуждающаяся в настоящее время в значительных преобразованиях и систематизации. Все выше изложенное свидетельствует об актуальности тематики дипломной работы.
Главной целью, которая поставлена перед дипломной работой, является комплексный анализ теоретических взглядов на институт финансового контроля и его виды; правовых и организационных проблем в сфере практической реализации финансово-контрольной деятельности государства; выработка предложений и рекомендаций по ее совершенствованию.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является механизм осуществления контроля за финансово-экономической сферой жизни общества и государства.
Предметом исследования являются историческое и современное состояние теоретических, правовых и организационных проблем в сфере реализации финансово-контрольной деятельности в Республике Беларусь.
Методологическую основу исследования, его теоретическую базу составляют общенаучные и частные методы познания:
Нормативную базу работы составили ранее действовавшее и современное законодательство Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь, а также подзаконные нормативные акты.
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Полный объем работы составляет 135 страниц. Список использованных источников представлен 119 наименованиями.
ГЛАВА 1.
СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1.Становление
и развитие финансового
История развития органов финансового контроля Беларуси берет свое начало с 1429 г. – с момента введения в Великом княжестве Литовском (далее - ВКЛ) должности подскарбия, который являлся руководителем государственного монетного двора, контролировал государственный финансы и выпускал в обращение монеты.
С принятием Статута ВКЛ 1529 г. [83, с.184] все финансово-хозяйственные вопросы и государственная казна были переданы в ведение земского подскарбия. Он ведал доходами и расходами государственной казны, сдачей в аренду государственного имущества, осуществлял общее управление всем государственным имуществом.
При создании Речи Посполитой была введена должность великого подскарбия литовского. До 1717 г. подскарбий литовский осуществлял контроль за сбором налогов и податей, поступающих на финансирование вооруженных сил государства, занимался вопросами выдачи военнослужащим жалованья. Единоличное распоряжение государственной казной и имуществом, составляющим государственную собственность, характерное для ВКЛ, в Речи Посполитой было упразднено путем введения института так называемого «общественного финансового контроля» со стороны делегатов, избираемых сеймами для участия в решении вопросов распределения государственных ценностей и доходов.
Данный способ
осуществления финансового
После присоединения Беларуси к России, имперское правительство начало проводить политику, направленную на нивелировку местных особенностей, имевшую конечной целью сближение и слияние с собственно русскими регионами. На присоединенные земли было распространено деление на губернии и уезды. Генерал - губернаторы фактически обладали неограниченными полномочиями во всех сферах государственной жизни и, в первую очередь, в сфере обращения финансов края. Власть генерал-губернаторов опиралась на мощный административный, военно-политический аппарат. Но царское правительство было вынуждено пойти на определенные уступки местному дворянству – шляхте, восстановив в 1796 г. действие Статута 1588 г. [83, с.242], некоторые прежние названия (поветы вместо уездов), должности (поветовый маршал, подкоморий и др.) и судебные органы, внеся лишь незначительные изменения. Это было обусловлено тем, что царские власти не решались проигнорировать коренные отличия государственно-правового положения населения белорусских земель. Белорусская шляхта имела возможность занимать различные административные должности, но ведущую роль в управлении краем, в том числе в сфере контрольно-финансовой деятельности, занимали ставленники имперского центра.
В начале XIX в. огромный вклад в развитие государственного контроля был внесен видным государственным деятелем М.М. Сперанским. В 1810 г. в своей работе «План финансов» [85] он изложил свои взгляды на задачи и организацию государственного финансового контроля, где предлагал поднять смету до уровня закона (в настоящее время – это закон о бюджете на очередной финансовый год). Им подчеркивалась необходимость объединения всех источников государственных доходов и всех расходов в одном управлении. Целью же вышеуказанного управления Сперанский считал обнаружение перед правительством различных злоупотреблений в сфере доходов и в употреблении их в расход [85]. Полный эффект от этой меры можно было достигнуть, согласно плану Сперанского, только распространив ревизионную деятельность на весь государственный аппарат и на всех должностных лиц, включая министров.
28 января 1811 г. Манифестом Александра I [53] образовалось Главное управление ревизии государственных счетов (ГУРГС), которым руководил государственный контролер. Задачи этого управления определялись следующим образом:
ГУРГС состояло из двух департаментов: ревизии гражданских счетов по гражданской части и ревизии государственных счетов по военной части.
Появление контрольного органа, хотя и не вполне еще независимого, чиновники различных ведомств встретили враждебно. Следует отметить, что им удалось на долгое время фактически парализовать работу ГУРГС. Во-первых, ни одно ведомство не передало свои счетные отделения под тем предлогом, что занятые в этих отделениях люди выполняют помимо счетных и другие текущие обязанности. Следовательно, контроль оставался почти без наличного состава работников. Во-вторых, работающие в управлениях люди имели оклады, заметно уступающие в сравнении с другими центральными государственными учреждениями. В-третьих, неблагоприятно влиял на состав контрольного ведомства сам характер работы, трудной, утомительной и психологически весьма напряженной, так как вызывал неприязнь подвергавшейся очередной ревизии. В-четвертых, ГУРГС столкнулось с фактами отказа в предоставлении большого количества документов.
В 1835 г. вводится в действие Свод законов Российской империи [96]. В связи с этим в 1836 г. было утверждено новое положение о Государственном контроле, в соответствии с которым Главное управление ревизии государственных счетов было переименовано в Главное управление государственного контроля (ГУГК). Госконтроль должен был наблюдать за правильностью движения казенных и общественных капиталов (за исключением тех, которые были освобождены от подотчетности ему существовавшими тогда законами и особыми высочайшими повелениями) посредством ревизий генеральных отчетов, перепроверки книг и частных счетов, составления «особых соображений», из которых можно было определить прибыль, приобретенную казной, или убытки, ею понесенные [30, с. 100]. ГУГК состояло из Совета государственного контроля, канцелярии, трех департаментов: гражданских отчетов, военных отчетов, морских отчетов. Совет ГУГК состоял под председательством государственного контролера из 4 лиц, назначенных императором и 3-х генерал-контролеров, руководивших департаментами.
Дела в Совете ГУГК решались большинством голосов, при их равенстве перевес имел голос председателя. Государственный контролер, будучи несогласным с решением большинства Совета, мог перенести то или иной вопрос на обсуждение в Государственный совет, Комитет министров или Правительствующий Сенат.
Таким образом, новый законодательный акт создал более четкую юридическую базу для деятельности государственного финансового контроля, для борьбы с различными злоупотреблениями. Но в своей основе сохранил половинчатость, носил следы компромиссов с многочисленной бюрократией [30, с. 101].
Информация о работе Финансовый контроль в Республике Беларусь