Финансовый контроль в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системой является финансовый контроль. В настоящее время сфера финансово-контрольной деятельности государства претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной Республике Беларусь, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка. Наряду с государственным и ведомственным контролем появилась новая организационная форма финансового контроля – аудит.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………......……..7
1.1 Становление и развитие финансового контроля в РБ………………………7
1.2 Понятие и сущность финансового контроля………………………………26
1.3 Функции и значение финансового контроля……………………………...37
ГЛАВА 2 СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ……………..…..44
2.1 Органы государственного финансового контроля……………………….44
2.2 Аудиторский контроль……………………………………………………...63
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ………………………………………...……………….77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………...……..93

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом - Финансовый контроль исправленный.doc

— 462.00 Кб (Скачать файл)

А.А. Ялбулганов под финансовым контролем понимает осуществляемую с использованием специальных организационных форм и методов деятельность государственных органов, а в ряде случаев и негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности [10, с. 44].

С.Г. Чаадаев предполагает, что в качестве одной из форм контроля, реализуемых в рамках деятельности по управлению, финансовый контроль может рассматриваться как стадия реализации управленческого решения [101, с. 126]. По нашему мнению, такой подход правомерен в связи с тем, что принятие решения и его реализация предполагают сравнение результата с планом, выяснение есть ли отклонения, и внесение соответствующих корректировок, направленных на достижение планируемого результата.

В литературе распространена точка зрения, что финансовый контроль представляет собой синтез практического опыта и данных бухгалтерского учета финансов, анализа хозяйственной деятельности и др. [13, с. 56]. Сторонники этой концепции, по существу, ставят знак равенства между контролем как функцией управления и спецификой деятельности отдельных управленческих звеньев. Такой подход вызывает возражение, так как любая функция управления выступает как общая категория для всех его звеньев независимо от конкретной структуры управленческого аппарата. Поэтому одну и ту же функцию (планирование, учет, анализ и контроль) могут выполнять различные подразделения аппарата управления и, наоборот, одно подразделение часто осуществляет несколько функций.

Вопрос о  соотношении финансового контроля и бухгалтерского учета заслуживает  особого рассмотрения в связи  с тем, что теория бухгалтерского учета, в отличие от теории финансового контроля, имеет богатую литературу и прочные традиции. Некоторые экономисты отрицают правомерность отпочкования финансового контроля от бухгалтерского учета [16, с. 104]. При этом обычно приводится такой аргумент, что у бухгалтерского учета и финансового контроля общий предмет – состояние и использование средств предприятий, организаций и учреждений в процессе расширенного воспроизводства. С подобной позицией, на наш взгляд, согласиться нельзя, поскольку она уходит своими корнями в необоснованную трактовку содержания и предмета двух взаимосвязанных, но различных отраслей экономической и юридической науки, из которых каждая изучает хозяйственные процессы и явления в своем аспекте.

Бухгалтерский учет служит основным источником информационного обеспечения для выполнения разных функций управления, в том числе и контроля [48, с. 97]. Одновременно, в процессе учета осуществляется контроль за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности. Контрольные функции выполняются бухгалтерским учетом через все элементы его метода: документацию и инвентаризацию, оценку и калькуляцию, систему счетов и двойной записи, балансовое обобщение и отчетность. Но при всей важности бухгалтерского контроля – предварительного, текущего и последующего – теоретическое обоснование и разработка всей совокупности вопросов методологии и организации финансового контроля и ревизии остаются вне бухгалтерского учета [79, с. 31].

С нашей точки  зрения, нельзя отождествлять понятие  контрольной функции бухгалтерского учета с понятием финансового  контроля, также как нельзя ставить  знак равенства между внутренним свойством предмета или явления  и его практическим использованием. Если бы бухгалтерский учет не обладал объективно присущим ему свойством – контрольной функцией, то государство не могло бы использовать учет в качестве средства (орудия) контроля. Финансовый контроль выступает как результат практического использования государством контрольных функций бухгалтерского учета, финансов, кредита, хозрасчета и других категорий экономики [21, с. 86].

Сама постановка бухгалтерского учета должна стать  объектом постоянного надзора со стороны органов, осуществляющих финансовый контроль. В его сферу входит также изучение степени напряженности и обоснованности плановых показателей и нормативов производственных затрат, выявление внутрихозяйственных резервов.

Бесспорно, финансовый контроль имеет общие во многом цели и задачи с бухгалтерским учетом, поскольку у них единый объект – финансово-хозяйственная деятельность предприятий и объединений. Отличие состоит в целевой направленности каждой из этих отраслей экономических и юридических знаний. Главное направление финансового контроля и ревизии – изучение хозяйственных процессов и операций с позиций законности, достоверности, хозяйственной целесообразности, обеспечения сохранности собственности, эффективности использования финансовых средств.

Как система  специальных знаний, финансовый контроль в отраслях народного хозяйства возник в недрах бухгалтерского учета. Однако, вобрав в себя и синтезировав его достижения в области контроля экономической деятельности предприятий, объединений и отраслей, финансовый контроль выступает как отдельная отрасль знаний, имеющая свой предмет, метод и специфические методические приемы, исследования [11, с. 48]. Достижение своих целей финансовый контроль обеспечивает только ему присущими способами. Он пользуется учетной информацией, приемами экономического анализа, отнюдь не ограничиваясь ими. Например, в предварительном контроле, последующем фактическом контроле нередко применяются специальные источники данных и методики, выходящие за пределы учетной информации и инструментария бухгалтерского учета (специальные приемы логического контроля, обратного счета, встречных проверок и др.).

Бухгалтерский учет основан на непрерывной, сплошной и документальной регистрации всех хозяйственных операций, связанных  с движением товарно-материальных ценностей и денежных средств [13, с. 55]. Финансовый контроль, в отличие от бухгалтерского учета, часто основывается на данных несплошного (выборочного) наблюдения или однократного действия (контрольные обмеры, экспертные оценки и т. д.). Субъектами контроля являются не только бухгалтерия, но и другие функциональные службы предприятия (объединения), а также специальный контрольно-ревизионный аппарат вышестоящих звеньев управления и органов вневедомственного контроля.

Финансовый  контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства [3, с. 64].

Таким образом, объектом финансового контроля выступает комплекс хозяйственных процессов и денежных отношений сферы материального производства и непроизводственной сферы. Как представляется, в финансовом контроле в таком его понимании на первый план выдвигаются два аспекта его осуществления: во-первых, обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, достоверности учетных и отчетных данных, соблюдение государственной финансовой дисциплины; во-вторых, объективная оценка деятельности предприятий, выявление резервов интенсификации производства и повышение эффективности хозяйствования.

Учитывая особенность  денег как всеобщего эквивалента  и наиболее ликвидного актива, можно утверждать, что финансовый контроль осуществляется не только за движением собственно финансовых средств в наличной и безналичной форме, но и за движением иных материальных ценностей, дебиторской и кредиторской задолженностью [73, с. 83].

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды [101, с. 67]. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.). Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый  контроль включает проверку:

- соблюдения  требований экономических законов,  оптимальности пропорций распределения  и перераспределения стоимости  валового общественного продукта  и национального дохода;

- составления  и исполнения бюджета (бюджетный контроль);

- финансового  состояния и эффективного использования  трудовых, материальных и финансовых  ресурсов предприятий и организаций,  бюджетных учреждений, а также  налоговый контроль и др. [6, с. 41-42].

Сущность финансового контроля проявляется в выполняемых им задачах, к которым можно отнести следующие:

  1. оказание взаимодействия на процесс сбалансированности между потребностями в денежных средствах и доходами денежных средств, имеющимися в государстве. В этом случае финансовый контроль призван обеспечить соблюдение действующего законодательства в области налогообложения, валютных операций, регулирования внешнеэкономической деятельности и т.д.;
  2. рациональное использование государственных финансовых ресурсов.
  3. выявление возможностей увеличения резерва роста финансовых ресурсов (трудовых, материальных, денежных);
  4. оказание содействия хозяйствующим субъектам в более эффективном расходовании денежных средств, а также обеспечение исполнения финансовых норм и соблюдение финансовой дисциплины [34, с. 207].

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется  государственная финансовая дисциплина.

Государственная финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных средств [19, с. 27]. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений.

Система финансового  контроля в целом состоит из следующих  элементов:

1) субъект контроля (кто контролирует);

2) объект контроля (кого контролируют);

3) предмет контроля (что контролируют);

4) принципы контроля;

5) метод (методика) контроля;

6) техника и  технология контроля;

7) принятие решения  по результатам контроля;

8) оценка эффективности контроля [7, с. 95].

Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности механизм финансового  контроля, который должен регламентироваться нормативными юридическими актами, которые  в совокупности образуют финансовое (бюджетное) право.

Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной  деятельности, разработки контролирующими  органами предложений по улучшению  качества работы проверяемых организаций. В условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственной самостоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливается значение повседневного внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников. Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти. В их системе создаются специальные контрольные органы. Законодательство определяет формы взаимодействия органов, осуществляющих финансовый контроль с правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.

В научной литературе можно встретить упоминание экономического, хозяйственного, административного, технического (технологического, процедурного) и финансового контроля [16, с. 116].

Экономический контроль изучает факты потерь и нерационального использования ресурсов, незаконного расходования средств и условий, способствующих этим явлениям [16, с. 117].

Хозяйственный контроль есть система наблюдения и проверки хозяйственной деятельности, необходимая для решения поставленных задач и устранения негативных условий, препятствующих достижению целей [16, с. 119].

Административный  контроль состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятыми и закрепленными в законодательных нормативных актах правилами, только уполномоченными на то лицами, в соответствии с определенными руководством полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций [16, с. 119-120].

Технический (технологический, процедурный) контроль обеспечивает соблюдение технологии производства продукции, работ и услуг, внутрипроизводственных операций в соответствии с требованиями технических условий, нормативов, лимитов и др. [16, с. 122].

Многие современные  исследователи финансового контроля рассматривают его как способ обеспечения законности в финансовой сфере и достоверности данных, представленных в бухгалтерской  отчетности хозяйствующих субъектов, что близко к трактованию финансового контроля как формы регулирования определенных финансово-производственных отношений [18, с. 31]. При этом упускается из виду тот факт, что контроль является и способом организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о результатах оказанного им на объект воздействия.

Информация о работе Финансовый контроль в Республике Беларусь