Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:39, курсовая работа
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системой является финансовый контроль. В настоящее время сфера финансово-контрольной деятельности государства претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной Республике Беларусь, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка. Наряду с государственным и ведомственным контролем появилась новая организационная форма финансового контроля – аудит.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………......……..7
1.1 Становление и развитие финансового контроля в РБ………………………7
1.2 Понятие и сущность финансового контроля………………………………26
1.3 Функции и значение финансового контроля……………………………...37
ГЛАВА 2 СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ……………..…..44
2.1 Органы государственного финансового контроля……………………….44
2.2 Аудиторский контроль……………………………………………………...63
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ………………………………………...……………….77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………...……..93
А.А. Ялбулганов под финансовым контролем понимает осуществляемую с использованием специальных организационных форм и методов деятельность государственных органов, а в ряде случаев и негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности [10, с. 44].
С.Г. Чаадаев предполагает, что в качестве одной из форм контроля, реализуемых в рамках деятельности по управлению, финансовый контроль может рассматриваться как стадия реализации управленческого решения [101, с. 126]. По нашему мнению, такой подход правомерен в связи с тем, что принятие решения и его реализация предполагают сравнение результата с планом, выяснение есть ли отклонения, и внесение соответствующих корректировок, направленных на достижение планируемого результата.
В литературе распространена точка зрения, что финансовый контроль представляет собой синтез практического опыта и данных бухгалтерского учета финансов, анализа хозяйственной деятельности и др. [13, с. 56]. Сторонники этой концепции, по существу, ставят знак равенства между контролем как функцией управления и спецификой деятельности отдельных управленческих звеньев. Такой подход вызывает возражение, так как любая функция управления выступает как общая категория для всех его звеньев независимо от конкретной структуры управленческого аппарата. Поэтому одну и ту же функцию (планирование, учет, анализ и контроль) могут выполнять различные подразделения аппарата управления и, наоборот, одно подразделение часто осуществляет несколько функций.
Вопрос о
соотношении финансового
Бухгалтерский учет служит основным источником информационного обеспечения для выполнения разных функций управления, в том числе и контроля [48, с. 97]. Одновременно, в процессе учета осуществляется контроль за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности. Контрольные функции выполняются бухгалтерским учетом через все элементы его метода: документацию и инвентаризацию, оценку и калькуляцию, систему счетов и двойной записи, балансовое обобщение и отчетность. Но при всей важности бухгалтерского контроля – предварительного, текущего и последующего – теоретическое обоснование и разработка всей совокупности вопросов методологии и организации финансового контроля и ревизии остаются вне бухгалтерского учета [79, с. 31].
С нашей точки
зрения, нельзя отождествлять понятие
контрольной функции
Сама постановка бухгалтерского учета должна стать объектом постоянного надзора со стороны органов, осуществляющих финансовый контроль. В его сферу входит также изучение степени напряженности и обоснованности плановых показателей и нормативов производственных затрат, выявление внутрихозяйственных резервов.
Бесспорно, финансовый контроль имеет общие во многом цели и задачи с бухгалтерским учетом, поскольку у них единый объект – финансово-хозяйственная деятельность предприятий и объединений. Отличие состоит в целевой направленности каждой из этих отраслей экономических и юридических знаний. Главное направление финансового контроля и ревизии – изучение хозяйственных процессов и операций с позиций законности, достоверности, хозяйственной целесообразности, обеспечения сохранности собственности, эффективности использования финансовых средств.
Как система специальных знаний, финансовый контроль в отраслях народного хозяйства возник в недрах бухгалтерского учета. Однако, вобрав в себя и синтезировав его достижения в области контроля экономической деятельности предприятий, объединений и отраслей, финансовый контроль выступает как отдельная отрасль знаний, имеющая свой предмет, метод и специфические методические приемы, исследования [11, с. 48]. Достижение своих целей финансовый контроль обеспечивает только ему присущими способами. Он пользуется учетной информацией, приемами экономического анализа, отнюдь не ограничиваясь ими. Например, в предварительном контроле, последующем фактическом контроле нередко применяются специальные источники данных и методики, выходящие за пределы учетной информации и инструментария бухгалтерского учета (специальные приемы логического контроля, обратного счета, встречных проверок и др.).
Бухгалтерский
учет основан на непрерывной, сплошной
и документальной регистрации всех
хозяйственных операций, связанных
с движением товарно-
Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства [3, с. 64].
Таким образом, объектом финансового контроля выступает комплекс хозяйственных процессов и денежных отношений сферы материального производства и непроизводственной сферы. Как представляется, в финансовом контроле в таком его понимании на первый план выдвигаются два аспекта его осуществления: во-первых, обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, достоверности учетных и отчетных данных, соблюдение государственной финансовой дисциплины; во-вторых, объективная оценка деятельности предприятий, выявление резервов интенсификации производства и повышение эффективности хозяйствования.
Учитывая особенность
денег как всеобщего
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды [101, с. 67]. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.). Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.
Финансовый контроль включает проверку:
- соблюдения
требований экономических
- составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);
- финансового
состояния и эффективного
Сущность финансового контроля проявляется в выполняемых им задачах, к которым можно отнести следующие:
В результате реализации задач финансового контроля укрепляется государственная финансовая дисциплина.
Государственная финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных средств [19, с. 27]. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений.
Система финансового контроля в целом состоит из следующих элементов:
1) субъект контроля (кто контролирует);
2) объект контроля (кого контролируют);
3) предмет контроля (что контролируют);
4) принципы контроля;
5) метод (методика) контроля;
6) техника и технология контроля;
7) принятие решения по результатам контроля;
8) оценка эффективности контроля [7, с. 95].
Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности механизм финансового контроля, который должен регламентироваться нормативными юридическими актами, которые в совокупности образуют финансовое (бюджетное) право.
Эффективность
финансового контроля предполагает
необходимость глубокого
В научной литературе можно встретить упоминание экономического, хозяйственного, административного, технического (технологического, процедурного) и финансового контроля [16, с. 116].
Экономический контроль изучает факты потерь и нерационального использования ресурсов, незаконного расходования средств и условий, способствующих этим явлениям [16, с. 117].
Хозяйственный контроль есть система наблюдения и проверки хозяйственной деятельности, необходимая для решения поставленных задач и устранения негативных условий, препятствующих достижению целей [16, с. 119].
Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятыми и закрепленными в законодательных нормативных актах правилами, только уполномоченными на то лицами, в соответствии с определенными руководством полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций [16, с. 119-120].
Технический (технологический, процедурный) контроль обеспечивает соблюдение технологии производства продукции, работ и услуг, внутрипроизводственных операций в соответствии с требованиями технических условий, нормативов, лимитов и др. [16, с. 122].
Многие современные
исследователи финансового
Информация о работе Финансовый контроль в Республике Беларусь