Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:39, курсовая работа
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системой является финансовый контроль. В настоящее время сфера финансово-контрольной деятельности государства претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной Республике Беларусь, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка. Наряду с государственным и ведомственным контролем появилась новая организационная форма финансового контроля – аудит.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………......……..7
1.1 Становление и развитие финансового контроля в РБ………………………7
1.2 Понятие и сущность финансового контроля………………………………26
1.3 Функции и значение финансового контроля……………………………...37
ГЛАВА 2 СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ……………..…..44
2.1 Органы государственного финансового контроля……………………….44
2.2 Аудиторский контроль……………………………………………………...63
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ………………………………………...……………….77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………...……..93
Таким образом, в юридической литературе нет однозначного понимания финансового контроля. По нашему мнению, при рассмотрении понятия финансового контроля необходимо учитывать два аспекта его проявления: 1) финансовый контроль как экономическая категория; 2) финансовый контроль как юридическая категория.
Как экономическая категория финансовый контроль представляет собой неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Как юридическая категория финансовый контроль – это строго регламентированная деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов.
К сожалению, белорусский
законодатель не дает конкретного определения
финансового контроля, и соответственно,
порядка и принципов его
Существуют выработанные мировой практикой общие принципы финансового контроля: законность, объективность, независимость, гласность, ответственность, профессиональная компетентность, действенность и т.п.
Полагаем необходимым, проведение систематизации нормативно-правовых актов различной юридической силы в сфере регулирования финансово-контрольной деятельности путем принятия закона о финансово-контрольной деятельности в Республике Беларусь, устанавливающего понятие, цели, задачи и принципы финансового контроля, его виды, систему органов, его осуществляющих и их полномочия, механизм проведения, регламентацию независимого и внутреннего контроля, проводимого субъектами хозяйствования Республики Беларусь.
1.3. Функции и значение финансового контроля
Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную. Контрольная функция финансов проявляется в финансовом контроле, одном из важнейших в системе государственного контроля. Необходимость в финансовом контроле вытекает из управления финансами государства. Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы одновременно являются и объектом, и субъектом контроля [21, с. 86].
В самом общем плане реализация контрольной функции финансов состоит в выявлении отклонений от заданных экономической и финансовой политикой нормативных предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и финансовых отношений [21, с. 87]. В более узком значении контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства, трудовых коллективов и большинства населения [21, с. 88].
Финансовый контроль реализуется относительно всех стадий финансовой деятельности: мобилизации, распределения и использования государственных денежных средств. Исходя из этого основными задачами финансового контроля является проверка: выполнения финансовых обязательств перед государством, законности распределения финансовых ресурсов, целевого характера и эффективного использования государственных средств, правильности совершения финансовых операций, соблюдения государственной финансовой дисциплины [13, с.55].
Особенностями финансового контроля является его всеобъемлющий и универсальный характер и то, что его объекты – это не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные отношения имеют стоимостную форму.
В сфере финансового контроля находятся практически все органы государственной власти и государственного управления, организации, независимо от форм собственности, та часть населения, которая является участником финансовых отношений. Что касается государственных органов, то они одновременно являются субъектами и объектами финансового контроля. Универсальность заключается в том, что, не смотря на специфику всех субъектов финансового контроля, последние используют практически одни и те же приемы и способы [11, с. 43].
Финансовый контроль, особенно в сфере материального производства, имеет кроме чисто контрольного и большое аналитическое значение. Сопоставление результатов и затрат, использование таких категорий, как выручка, рентабельность, прибыль, цена, налоги и т. д. позволяют делать выводы и принимать необходимые меры по более эффективному использованию всех факторов производства, улучшению организации работы. Это обстоятельство позволяет говорить о «контроле рублем» как своеобразном проявлении финансового контроля. Термин «контроль рублем» широко использовался в экономической и юридической литературе советского времени, но не потерял своего смысла и в нынешнее время [16, с. 57].
Финансовый
контроль – неотъемлемый элемент
государственного управления, т. е. он
универсален по сущности, однако содержание
финансового контроля обусловлено
особенностями формационного
Накладывается
определенный отпечаток на финансовый
контроль, который во всех отношениях
(правовом, институциональном и инструмент
Рыночные реформы в Республике Беларусь в первую очередь коснулись ее бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем. Если раньше в сфере финансового контроля находились операции, связанные с движением денежных средств внутри одной союзной финансовой системы, то в новых условиях значительная часть финансовых операций осуществляется между субъектами-резидентами разных финансовых систем [18, с. 30]. Если в прошлом операции совершались посредством советских денег, то в настоящее время финансовые и хозяйственные сделки могут осуществляться посредством как национальной, так и иностранной валюты.
Усложнение
финансового контроля в Республике
Беларусь обусловлено и тем
Усложнение, причем значительное, произошло и вследствие того, что кроме денег и материальных ценностей в сфере финансового контроля оказываются и операции с квазиденьгами, денежными обязательствами, электронными деньгами и другими финансовыми инструментами. Если еще в совсем недавнем прошлом должностные лица, осуществляющие контрольные действия, работали исключительно с бумажными носителями информации о совершенных финансовых и хозяйственных операциях, то сейчас есть и иные более современные информационные источники [18, с. 32].
Таким образом, усложнение финансовых отношений при переходе к рыночной экономике обуславливает необходимость финансового контроля в стране, совершенствования методов финансового контроля [18, с. 33].
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами, и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществления образований.[22, с. 67] Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Финансовый
контроль не следует сводить только
к способу обеспечения
Основными направлениями (функциями) финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:
Необходимым условием функционирования финансового контроля является четкая правовая регламентация всех аспектов контрольной деятельности: определения ее границ, методов, форм осуществления, установления правового статуса контрольных органов, объема их прав и обязанностей. Эффективность финансового контроля предполагает разработку контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций, необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности [6, с. 47].
В современной Беларуси необходимость усиления контроля государства в финансовой сфере определяется недостаточным уровнем финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины, многочисленными фактами нецелевого использования средств республиканского бюджета. Институт финансового контроля представляет собой часть общей структуры контрольных органов государства, и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансового механизма.
Главным назначением финансового контроля является обеспечение проведения в жизнь единой финансовой политики государства.
Таким образом, одной из главных функций финансового контроля является соблюдение законности в процессе финансовой деятельности, т.е. точное и неуклонное соблюдение всеми субъектами финансовой деятельности действующего законодательства в области бюджетной деятельности, налогообложения, валютных операций, регулирования внешнеэкономической деятельности и др.
Требование соблюдения законности в финансовой деятельности Республики Беларусь имеет конституционную основу: все государственные органы, местные органы управления и самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь [43].
Соблюдение финансовой дисциплины, включает:
Информация о работе Финансовый контроль в Республике Беларусь