Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".
- законодательство РФ о налогах и сборах;
- законодательство субъектов РФ о налогах и сборах;
- нормативные правовые акты представительных органов муниципального образования о налогах и сборах.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из:
- Налогового кодекса РФ.
Вопрос 46: Субъекты налогового права: понятие, группы, краткая характеристика
Механизм регламентации тех или иных правоотношений предполагает, во-первых, определение статуса лиц, участвующих в этих отношениях; во-вторых, установление объекта этих отношений и, в-третьих, регулирования порядка их осуществления.
Согласно ст.9 Налогового кодекса РФ (НК РФ), участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1. организации физические
лица, признаваемых налоговым
2. организации и физические лица, признаваемые налоговым кодексом налоговыми агентами;
3. Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в РФ;
4. государственный
таможенный комитет РФ и его
подразделение (далее –
5. государственные
органы исполнительной власти
и исполнительные органы
6. Минфин РФ, Минфин
республик, финансовое
7. органы государственных внебюджетных фондов;
8. федеральная служба
налоговой полиции РФ и её
территориальные подразделения
(далее – органы налоговой
полиции) – при решении
Вопрос 47: Налоговые правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекты налоговых правоотношений, их группы, краткая характеристика
Налоговое правоотношение - общественное финансовое отношение, урегулированное нормами финансового права, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими при установлении, введении и взимании налогов и сборов РФ, в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Элементы налогового правоотношения: субъекты, объекты, содержание.
Налогоплательщик (субъект налогообложения) - лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.
Субъекты налоговых правоотношений:
1) организации и
физические лица, признаваемые в
соответствии с НК РФ
2) организации и
физические лица, признаваемые в
соответствии с НК РФ
3) Государственная налоговая служба РФ и ее территориальные подразделения в РФ;
4) Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения;
5) государственные
органы исполнительной власти
и исполнительные органы
6) Министерство
финансов РФ, министерства финансов
республик, финансовые
Права налогоплательщиков - гарантии точной реализации налогового законодательства. В ряде стран вопрос о правах налогоплательщиков поднят на особую высоту.
Налогоплательщики имеют право:
1) получать от
налоговых органов по месту
учета бесплатную информацию
о действующих налогах и
2) получать от
налоговых органов письменные
разъяснения по вопросам
3) использовать
налоговые льготы при наличии
оснований и в порядке,
4) получать отсрочку,
рассрочку, налоговый кредит
Обязанности налогоплательщиков можно условно разделить на две группы:
1) основные - связаны
с формированием налоговой
2) факультативные -
предъявляемые
Вопрос 48: Формы вины в налоговых правоотношениях. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения
Существуют две формы вины лица в совершении налогового правонарушения:
- умысел;
- неосторожность.
Умысел в действиях
лица усматривается в том случае,
если лицо, совершившее правонарушение,
осознавало противоправный характер своих
действий (бездействия) и желало либо
сознательно допускало
Правонарушение признается
совершенным по неосторожности, если
лицо, его совершившее, не осознавало
противоправного характера
Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Вина в форме умысла в качестве квалифицирующего признака предусмотрена лишь в составе одного налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 122 НК РФ - «неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенные умышленно».
В части первой НК РФ (раздел VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение») содержатся иные составы правонарушений, размеры, основания и порядок применения ответственности.
Отсутствие хотя бы одного
из квалифицирующих признаков
Вопрос 57: Понятие государственного и муниципального кредита. Государственный и муниципальный долг: понятие, формы
Государственный кредит - урегулированная нормами финансового права деятельность государства по привлечению временно свободных средств юридических и физических лиц на условиях возмездности, возвратности и срочности.
Значение государственного долга - формирование денежных средств для покрытия дефицита бюджета.
Формы государственного кредита:
1) государственные займы;
2) государственные долговые обязательства;
3) сберегательное дело.
Субъекты государственного кредита:
1) РФ, ее субъекты - заемщик;
2) муниципальные
образования, физические и
Результатом государственного кредита является государственный долг.
Государственный долг России - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
Государственный долг
РФ полностью и без условий
обеспечивается всем находящимся в
федеральной собственности
Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долгаРФ
В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:
1) основная номинальная
сумма долга по
2) объем основного долга по кредитам, полученным РФ;
3) объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней ;
4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
Методы управления государственным долгом:
1) рефинансирование (новация) - замена старых кредитных обязательств новыми путем их выпуска;
2) конверсия - изменение
кредитных отношений путем
3) консолидация - продление сроков действующих займов;
4) унификация займов - объединение нескольких займов в один;
5) отсрочка погашения займов;
6) аннулирование
государственного долга - прекращение
кредитных обязательств
Предельные размеры
внутреннего долга
Правительство РФ вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами России, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий
выпущенного в обращение
Государственные долговые обязательства РФ могут существовать в следующих формах:
1) кредитные соглашения
и договоры, заключенные от имени
России как заемщика с
2) государственные
займы, осуществленные путем
Государственный заем (заимствование) в Бюджетном кодексе РФ - передача в собственность РФ или ее субъекта денежных средств, которые РФ или ее субъект обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.
Порядок эмиссии ценных бумаг закреплен в ФЗ от 29.07.1998 г. № 136 ≪Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг≫;
3) договоры и
соглашения о получении РФ
бюджетных ссуд (заем на срок
до 6 месяцев на условиях