Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО.docx

— 184.55 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос 47: Понятие налога, сбора. Их функции. Принципы установления и взимания

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Порядок установления налогов и сборов:

Для того чтобы каждое лицо в РФ уплачивало какой-либо налог, он должен быть законно установлен. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

Установление новых  видов налогов, их отмена или изменение  возможны только путем внесения соответствующих  изменений в налоговое законодательство РФ.

Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты  до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной  финансовый год.

Внесение изменений  и дополнений в налоговое законодательство РФ, если они вступают в силу в  течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и  дополнений в федеральный закон  о федеральном бюджете на текущий  финансовый год.

Налоги и сборы  должны иметь экономическое основание  и не могут быть произвольными.

Не допускается  устанавливать налоги и сборы, если они:

1) препятствуют  реализации гражданами своих  конституционных прав;

2) нарушают единое  экономическое пространство РФ  и, в частности, прямо или  косвенно ограничивают свободное  перемещение в пределах территории  РФ товаров (работ, услуг) или  финансовых средств;

3) иначе ограничивают  или создают препятствия не  запрещенной законом экономической  деятельности физических лиц  и организаций.

При установлении налогов  должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы  каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке  он должен уплачивать.

Налог считается  установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики  и элементы налогообложения, а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления  налога;

6) порядок и сроки  уплаты налога.

При установлении сборов их плательщики и элементы обложения  определяются применительно к конкретным сборам.

В необходимых случаях  при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования  налогоплательщиком.

Налоги и сборы  не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, поэтому не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, налоговые льготы в зависимости  от формы собственности, гражданства  физических лиц или места происхождения  капитала.

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в  зависимости от страны происхождения  товара в соответствии с Налоговым  кодексом РФ и таможенным законодательством  РФ.

Методы  взимания налогов:

1) равное  налогообложение - сумма налога и сбора, взимаемого с юридического или физического лица, равна для любого налогоплательщика;

2) пропорциональное налогообложение – для каждого налогоплательщика устанавливается одинаковая ставка налога, сумма налога при этом может не совпадать (например, налог на прибыль организаций);

3) прогрессивное налогообложение - ставка налога растет вместе с ростом налогооблагаемой базы. Выделяют несколько подвидов прогрессивного налогообложения:

а) простая поразрядная  прогрессия - сумма налога равна  при налогооблагаемой базе от одного предела до другого. Например, налог  в размере 100 рублей устанавливается  при доходе от 100 000 до 500 000 рублей. При  доходе от 500 000 до 800 000 рублей налог  составит 200 рублей и т. д.;

б) простая относительная  прогрессия - вместе с увеличением  налоговой базы растет не сумма налога, а его ставка. Например, при доходе от 100 000 до 500 000 рублей ставка налога 5 % от налоговой базы, при доходе от 500 000 до 800 000 рублей - 10 %. При этом виде прогрессии применяется наиболее высокая  ставка: если доход 600 000 - 10 % взыскивается со всех 600 000;

в) сложная прогрессия - в отличие от простой относительной  для каждой категории налоговой  базы существует одна ставка. До 100 000 рублей, например, по ставке 5 %, с того, что  свыше 100 000, налог взыскивается по ставке 10 %;

4) регрессивное налогообложение - с увеличением налоговой базы уменьшается ставка налога.

 

Вопрос 42: Система налогов и сборов: понятие, основания их классификации

Состав  налоговой системы РФрации:

1) федеральные  налоги и сборы – федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ (Налоговым кодексом РФ) и взимаются на всей ее территории.

К федеральным  налогам и сборам относятся:

а) налог на добавленную  стоимость;

б) акцизы;

в) налог на доходы физических лиц;

г) единый социальный налог;

д) налог на операции с ценными бумагами;

е) таможенная пошлина;

ж) платежи за пользование  природными ресурсами, зачисляемые  в федеральный бюджет, в республиканский  бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты  краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты  автономных округов и районные бюджеты  районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РФ;

з) налог на прибыль  организаций;

и) государственная  пошлина;

к) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

л) сбор за использование  наименований ≪Россия≫, ≪Российская Федерация≫ и образованных на их основе слов и словосочетаний;

м) плата за пользование  водными объектами;

н) сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

о) налог на добычу полезных ископаемых;

п) сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических  ресурсов;

2) налоги и сборы субъекта Федерации. Налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.

В состав налогов и сборов субъектов РФ входят:

а) лесной доход;

б) транспортный налог;

в) налог на игорный  бизнес;

г) налог на имущество  организаций;

3) местные налоги и сборы. Суммы платежей по местным налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

К местным  налогам и сборам относятся:

а) налог на имущество  физических лиц - сумма платежей по налогу зачисляется в местный  бюджет по местонахождению (регистрации) объекта налогообложения;

б) земельный налог - порядок зачисления поступлений  по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о  земле;

в) регистрационный  сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью - сумма сбора зачисляется в  бюджет по месту их регистрации;

г) налог на рекламу - уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5 % стоимости  услуг по рекламе.

 

 

Вопрос 43: Понятие налогового права. Его система

Налоговое право РФ как отрасль права - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Структура налогового права:

1) Общая часть  - закреплены нормы, регулирующие  общие вопросы налогообложения:  правовой статус налогоплательщиков  и налоговых органов, состав  налоговой системы, способы обеспечение  исполнения налоговых обязательств, налоговую ответственность участников  налоговых правоотношений, основные  элементы налогов и сборов  и т. д.;

2) Особая часть  - характеризует отдельные виды  налогов и сборов.

 

Вопрос 44: Источники налогового права: понятие, основания классификации

Источники налогового права:

1) международные  договоры РФ. Если международным  договором РФ установлены иные  правила и нормы, чем предусмотренные  Налоговым кодексом РФ и принятые  в соответствии с ним нормативными  правовыми актами о налогах  и (или) сборах, то применяются  правила и нормы международных  договоров РФ;

2) Конституция РФ;

3) Налоговый кодекс  РФ - устанавливает систему налогов  и сборов, взимаемых в федеральный  бюджет, а также общие принципы  налогообложения и сборов в  РФ, в том числе:

а) виды налогов  и сборов, взимаемых в РФ;

б) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок  исполнения обязанностей по уплате налогов  и сборов;

в) принципы установления, введения в действие и прекращения  действия ранее введенных налогов  и сборов субъектов РФ и местных  налогов и сборов;

г) права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых органов  и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах  и сборах;

д) формы и методы налогового контроля;

е) ответственность  за совершение налоговых правонарушений;

ж) порядок обжалования  актов налоговых органов и  действий (бездействия) их должностных  лиц;

4) принятые в  соответствии с ним федеральные  законы о налогах и сборах;

5) нормативно-правовые  акты Президента РФ (указы и  распоряжения);

6) нормативно-правовые  акты Правительства РФ (постановления  и распоряжения);

7) нормативно-правовые  акты федеральных органов исполнительной  власти, уполномоченных осуществлять  функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере налогов  и сборов и в сфере таможенного  дела. Указанные правовые акты  не могут изменять или дополнять  законодательство о налогах и  сборах. Федеральные органы исполнительной  власти, уполномоченные осуществлять  функции по контролю и надзору  в области налогообложения, и  их территориальные органы не  имеют права издавать нормативные  правовые акты по вопросам  налогов и сборов;

8) законы и иные  нормативно-правовые акты о налогах  и сборах субъектов РФ, принятые  в соответствии с Налоговым  кодексом РФ;

9) нормативные правовые  акты органов местного самоуправления  о местных налогах и сборах, принимаемые представительными  органами местного самоуправления  в соответствии с Налоговым  кодексом РФ.

 

Вопрос 45: Законодательство о налогах  и сборах: понятие, состав

Статья 1. Законодательство РФ о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований  о налогах и сборах

Статья 1 НК РФ определяет состав законодательства о налогах и  сборах, которое действуют на территории РФ, и включает в себя:

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"