Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 17:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".
Налоговое правонарушение — это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), которое выражается в неисполнении либо ненадлежащем исполнении налогоплательщиком финансовых обязательств перед бюджетом либо в нарушении органом (должностными лицами) Государственной налоговой службы прав и законных интересов налогоплательщика и за которое установлена юридическая ответственность.
Отдельные виды правонарушений могут одновременно повлечь и различную ответственность как юридических, так и физических лиц. Так, за сокрытие объекта налогообложения может быть наложено взыскание на предприятие и административный штраф на виновное в этом должностное лицо данного предприятия, что не исключает также наложения на него дисциплинарного взыскания за невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей.
Нарушение юридическими, физическими и должностными лицами налогового законодательства является общим основанием для привлечения нарушителей к финансовой, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.
Виды нарушений налогового законодательства могут быть сгруппированы в зависимости от конкретного объекта, на который направлены противоправные деяния: 1) сокрытие дохода (прибыли) (сокрытие объекта налогообложения); уголовное законодательство устанавливает в качестве состава преступления сокрытие объекта налогообложения в крупных и особо крупных размерах; 2) занижение дохода (прибыли); 3) отсутствие учета объекта налогообложения (неучет объекта налогообложения); 4) ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка; 5) непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган необходимых для исчисления и уплаты налогов документов; 6) несвоевременная уплата налогов (задержка уплаты налога); 7) непредставление или представление искаженной декларации о доходах (уклонение от подачи декларации о доходах или включение в нее заведомо искаженных данных); 8) нарушение установленной формы составления бухгалтерского отчета, баланса (представление их по неустановленной форме); 9) внесение в бухгалтерский отчет заведомо неправильных сведений (искажение бухгалтерского отчета); 10) уклонение от явки в органы Государственной налоговой инспекции для дачи пояснений; 11) отказ от дачи органам Государственной налоговой службы пояснений об источниках доходов (прибыли) и фактическом их объеме; и т.д.
Деятельность Счетной палаты направлена на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных гос расходов. К ее задачам относятся: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов и др. В отношении гос собственности Счетная палата контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения гос имуществом. Осуществляя контрольную деятельность, Счетная палата вправе проводить ревизии и тематические проверки, о результатах которых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу; при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).
Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, гос управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью гос собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы. В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями. Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование и обеспечение полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Аудиторский финансовый
контроль.— это независимый
Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают, приемы или способы, средства его осуществления. Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. Основной метод финансового контроля — ревизия, т.е. наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансовые, а также органы гос управления в отношении подведомственных организаций. Результаты ревизии оформляются актом, имеющим важное юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба; разрабатываются предложения по предупреждению нарушений гос дисциплины; виновные привлекаются к ответственности. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по ее результатам.
Бюджет — необходимый атрибут гос и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего гос или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов гос власти и МСУ. В бюджетах концентрируется наиболее крупная часть финансовых ресурсов гос. Роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования гос и муниципальных образований, выполнения ими своих задач. В то же время и государственный аппарат, и органы МСУ содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особые, в связи с таким гос устройством, стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в РФ. Среди основных целей региональной политики определены следующие: создание единого экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Таким образом, в бюджетной системе концентрируется часть национального дохода, которая направляется на потребности общего значения: экономические и социальные программы, обеспечение обороны и безопасности страны. Говоря о важной роли бюджета, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике и расстроенность финансовой системы не позволяют государственным и местным бюджетам выполнить в полной мере свое предназначение.
Гос. Бюджет: доходы примерно 11 000 млрд. руб., расходы – 9 000 млрд. руб.
Вступая в общественные
отношения для реализации своих
прав и выполнения обязанностей, субъекты
бюджетного права становятся участниками
(субъектами) бюджетных правоотношений. Этим правоотношениям
свойственны следующие особенности, касающиеся
их содержания и субъектного состава:
а) они возникают в связи с образованием,
распределением и использованием централизованного
гос или муниципального денежного фонда
соответствующей территории; б)права и
обязанности субъектов правоотношений
обусловлены формированием и исполнением
бюджета как основного финансового плана
гос, гос или муниципального образования;
в) в бюджетных правоотношениях обязательно
участвуют гос, государственные или муниципальные
образования или соответствующие органы
гос власти и МСУ, представляющие их интересы.
В круг субъектов бюджетного права РФ
входят: гос и его территориальные
подразделения — РФ в целом; субъекты
РФ (республики, края, области, автономная
область, автономные округа, города Москва
и Санкт-Петербург; муниципальные образования;
закрытые административно-
Все действующие на территории РФ бюджеты представляют в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой. Каждое гос имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство.
В бюджетную систему
России как федеративного гос
входят бюджеты трех уровней, являясь
ее самостоятельными частями. К ним относятся
государственные бюджеты двух уровней:
а) федеральный бюджет; б) бюджеты субъектов
Федерации — республиканские бюджеты
республик в составе РФ; краевые, областные
бюджеты краев и областей, городские бюджеты
городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной
бюджет автономной области и окружные
бюджеты автономных округов. Третий уровень
— местные бюджеты, к которым относятся
бюджеты муниципальных образований (бюджеты
районов, городов и других административно-
Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом самостоятельного утверждения каждого уровня бюджета соответствующими представительными органами власти, правом определять направления использования и расходования бюджетных средств.
Все предусмотренные законодательством доходы по социально-экономическому признаку можно подразделить на несколько групп: а) доходы от предприятий и других организаций различных форм собственности; б) доходы от гос и муниципального имущества и угодий; в) доходы от гос внешнеэкономической и другой деятельности; г) поступления от личных доходов граждан. Закрепленные доходы бюджетной системы — это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Дотация в бюджетных отношениях — это определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению соответствующего представительного органа власти в нижестоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направлением средств. Субвенция в бюджетных отношениях — это денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты для конкретных целей на безвозмездной и безвозвратной основах. За нарушение условий предоставления и использования субвенций законом установлена ответственность. Субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу в бесспорном порядке в трехмесячный срок после принятия об этом решения за счет средств получателя субвенции.
Расходная часть бюджетной системы включает следующие основные направления: содержание органов гос власти и МСУ, судов и правоохранительных органов; финансирование отраслей народного хозяйства; охрану окружающей природной среды; социально-культурную сферу; науку; международную деятельность. К текущим относятся расходы, обеспечивающие текущее финансирование органов гос власти и МСУ, бюджетных учреждений, оказание гос поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций и субвенций на текущее финансирование, а также другие расходы, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, расширенное воспроизводство, проведение капитального (восстановительного) ремонта. Расходы распределяются между бюджетами, исходя из основных принципов: а) соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов Федерации или органов МСУ (по принадлежности); б) учет подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета; в) учет значения определенных мероприятий, учреждений, масштабов и последствий их влияния на развитие общества, в связи с чем они могут быть включены в вышестоящий бюджет.