Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 17:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".
Финансы предприятий являются звеном финансовой системы РФ. Специфика финансов предприятия заключается в их распределительном характере, ибо основная часть финансовых отношений предприятия возникает в результате распределения выручки от реализации продукции, работ, услуг, валового и чистого дохода предприятия. Финансы гос и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования представляют собой отношения (не только денежные), связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами ФП, они являются правоотношениями. Гос и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, а также уставу, утвержденному собственником, самостоятельно распоряжаются полученной прибылью. Финансы гос и муниципальных унитарных предприятий с точки зрения системы права представляют собой комплексный финансово-правовой институт, т.е. такой, который, являясь относительно самостоятельным, в то же время входит некоторыми частями в иные финансово-правовые институты. Таким образом, институт финансов гос и муниципальных унитарных предприятий представляет собой вторичное образование в системе ФП
Прямые налоги, в отличие от косвенных, непосредственно обращены к налогоплательщику — его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения.
Косвенное налогообложение отличается
от этой формы своей
Гос пошлина относится к числу наиболее распространенных платежей, используемых гос в качестве источника доходов своего бюджета и в определенной мере для регулирования общественных отношений. под государственной пошлиной понимается установленный законом и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Плательщиками государственной пошлины выступают ФЛ (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства) и организации в тех случаях, когда они обращаются за совершением юридически значимых действий или выдачей документов. Уплачивается наличными деньгами в рублях в банки (их филиалы), а также путем перечисления требуемой суммы со счета плательщика через банки. Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Плательщиком таможенной пошлины является декларант, т.е. лицо, заявляющее от собственного имени перемещаемые через границу товары и транспортные средства. Объектом взимания таможенной пошлины могут быть таможенная стоимость товаров или количественные показатели перемещаемых через таможенную границу товаров, либо сочетание того и другого.
Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного, управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности гос и (или) муниципальных образований. Основная роль налогов — фискальная, они используются как источник доходов гос казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и гос. Налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны гос проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, за получением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием имущества, в том числе земли. Только всесторонний учет всех этих функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны. В РФ, как и в других странах СНГ, проведена и продолжает развиваться кардинальная реформа налогообложения с тем, чтобы привести его в соответствие с задачами перехода к рыночным отношениям. Налогам свойственна регулярность уплаты: при наличии у налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения (имущества, дохода и т.п.), налоги подлежат систематическому внесению в казну в предусмотренные сроки.
Общественные отношения, возникающие в связи с установлением и взиманием налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности представляют один из его институтов — налоговое право.
Таким образом, налоговое право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные целевые фонды.
Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу взимания налогов с юридических и физических лиц, других категорий налогоплательщиков.
Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов — обеспечить уплату налогов. Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, ограничивает его возможности по реализации функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение этих обязанностей.
В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, органы государственной налоговой службы и кредитные органы — банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т. е. субъектами налогового права.
Главными источниками налогового права являются Налоговый кодекс РФ, законодательные акты Российской Федерации, принятые на их основе законы республик в составе Российской Федерации, акты представительных органов государственной власти краев, областей, автономных образований, органов местного самоуправления. Все они базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права. Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения на территории субъектов РФ к сфере их совместного с федеральными органами государственной власти ведения. Вопросы федеральных налогов и сборов относятся к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации. Органы местного самоуправления регулируют вопросы налогообложения на своей территории в пределах, предусмотренных законодательством РФ.
1. Определение круга плательщиков (налогоплательщиков), их основных признаков. К ним относятся юридические лица, другие категории плательщиков (например, филиалы юридических лиц) и физические лица, на которые в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налог.
2. Определение объекта налогообложения, т. е. того предмета, на который начисляется налог. Это могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, имущество и другие объекты.
3. В определенных случаях требуется указать единицу налогообложения, т. е. часть объекта налогообложения, при помощи которой исчисляется налог.
4. Ставка, т. е. размер налога, который взимается с единицы налогообложения или объекта налогообложения в целом.
5. Определение сроков уплаты налогов в течение года. Они предусматриваются по каждому из видов налогов особо.
6. Установление льгот, т. е. полного или частичного освобождения от уплаты налогов каких-либо категорий налогоплательщиков.
Налогоплательщики обязаны: — уплачивать налоги своевременно и в полном объеме; — вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет; — представлять налоговым органам необходимые для исчис-•ления и уплаты налогов документы и сведения; и пр. Условиями прекращения таких обязанностей для юридического лица являются: уплата налога или отмена налога. Налогоплательщики имеют следующие права, которые направлены на то, чтобы обеспечить им возможность защиты своих прав и интересов: — представлять документы, подтверждающие право на льготы по налогам; — пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в порядке, установленном законодательными актами; — знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами; и пр.
По законодательству РФ налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Эта часть стоимости определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Плательщиками налога являются предприятия (филиалы, отделения) независимо от форм собственности, производящие и реализующие продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, платные работы и услуги. Сроки уплаты налога. Налог уплачивается ежемесячно, исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц, не позднее 20 числа следующего месяца. Налоговые ставки различаются в зависимости от видов товаров:
10% — по продовольственным товарам и товарам для детей; по зерну, сахару-сырцу, рыбной муке, рыбе и морепродуктам, реализуемым для использования в технических целях, кормопроизводства и производства лекарственных препаратов; 20% - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.
Акцизы. По Закону РФ акцизы — это также косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. В Законе дается конкретный перечень товаров, подлежащих обложению акцизами. Объектом налогообложения по акцизам является оборот по реализации указанных товаров собственного производства, включая их реализацию государствам СНГ", по товарам, ввозимым на территорию РФ,— таможенная стоимость, определяемая в соответствии с таможенным законодательством". Ставки акцизов установлены в рублях за единицу измерения товара.
Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени для категории налогоплательщиков отвечающим определенным Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) требованиям. ЕСХН регулируется главой 26.1 НК РФ. Принцип данной системы налогообложения заключается в том, что сельскохозяйственным товаропроизводителям дается возможность вместо определенного набора федеральных налогов (для индивидуальных предпринимателей еще и местный налог - налог на имущество физических лиц) уплачивать единый, обладающий своим набором элементов, налог. Целью введения единого сельскохозяйственного налога является упрощение налоговых взаимоотношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями и налоговыми органами государства.
Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Налоговый период - 1 год. Отчетный период - полугодие. Срок предоставления налоговой декларации за отчетный период - 25 июля текущего года, по налоговому периоду - до 31 марта следующего за истекшим года.
Плательщиками налога являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Объект налогообложения — валовая прибыль предприятия, полученная от реализации продукции (работ, услуг), имущества предприятия, в том числе основных фондов, и доходов от внереализационных операций, В состав последних входят доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятию, и другие доходы, непосредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией. Сюда же входят суммы, полученные в виде санкций и в возмещение ущерба. Из валовой прибыли для определения облагаемой прибыли Закон предусматривает ряд вычетов (рентные платежи в бюджет, доходы по ценным бумагам, прибыль от посреднических операций и иные доходы, подлежащие налогообложению в другом порядке). Из валовой прибыли вычитаются также отчисления в резервный фонд до установленных размеров. Сроки уплаты налога. Налог уплачивается поквартально с авансовыми взносами не позднее 15 числа каждого месяца.