Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 18:05, шпаргалка
1. Понятие, виды и функции финансов.
Финансы - экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.
Признаки финансов:
денежное отношение;
распределительное отношение;
безэквивалентное отношение.
предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Методы финансового контроля.
1. Ревизия - основной метод, который
используется с целью
2. Наблюдение - направлено на ознакомление
с состоянием финансовой
3. Обследование отдельных сторон финансовой деятельности.
4. Проверка - метод, входе которого используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.
5. Анализ - метод, который направлен
на выявление нарушений
12. Аудит как независимая форма финансового контроля.
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) определяется как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
В результате аудиторской проверки составляется аудиторское заключение: официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами). Он содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
В целях гарантирования качества аудиторской деятельности установлена обязательная аттестация — проверка в предусмотренном порядке квалификации физических лиц, желающих заниматься этой деятельностью. Кроме того, проверки ее качества может проводить и уполномоченный федеральный орган.
За нарушение законодательства в сфере аудита установлена ответственность следующих субъектов: аудиторских организаций, их руководителей, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, подлежащих обязательному аудиту. В соответствующих случаях упомянутые субъекты могут нести уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.
Аудиторская деятельность осуществляется при ее государственном регулировании. Таким органом является Министерство финансов РФ. К основным функциям Минфина России отнесены: издание нормативных правовых актов (в пределах своей компетенции), регулирующих аудиторскую деятельность; представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация системы аттестаций, обучения и повышения квалификации аудиторов; контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; ведение государственных реестров аттестованных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; аккредитация профессиональных аудиторских объединений.
Вместе с тем действуют профессиональные аудиторские объединения. Они могут, если это предусмотрено их уставами, вводить для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не должны противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
13. Понятие, значение и цели бюджета по российскому законодательству.
бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
14.Бюджетное право России: понятие, принципы, источники.
бюджетное право РФ — это совокупность финансово правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс.
Принципы:
Принцип федерализма в бюджетном праве означает гарантированность самостоятельности бюджетной деятельности и бюджетов субъектов Федерации как необходимой финансовой основы их компетенции, сочетающейся с единой бюджетной политикой, общими задачами и целями Федерации, реализовать которые призван федеральный бюджет.
Принцип развития местного самоуправления выражается в закреплении полномочий органов местного самоуправления по самостоятельному формированию и исполнению местного бюджета в целях решения задач местного значения в соответствии с законодательством Федерации и субъектов РФ.
Источники:
1.Конституция Российской
2. Бюджетное законодательство, которое,
в свою очередь, включает следующие
элементы: а) федеральное бюджетное
законодательство, включающее: - БК
РФ; - ежегодные федеральные законы
о федеральном бюджете; б) региональное
бюджетное законодательство - законы
о бюджетах субъектов РФ; в) нормативные
правовые акты о местных
3. Подзаконные нормативные
4. Локальные акты, содержащие нормы бюджетного права.
5. Договоры Российской Федерации.
6. Решения Конституционного Суда РФ.
15.Бюджетная система РФ и ее принципы.
Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, регулируемую нормами права.
Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса РФ в состав бюджетной системы РФ включаются: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты, в том числе:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
бюджеты городских и сельских поселений.
Основные принципы бюджетной системы:
1.принцип единства бюджетной
системы – единство бюджетного
законодательства РФ, принципов
организации и
2.принцип разграничения
3.принцип самостоятельности
4.принцип полноты отражения доходов и расходов – все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме (ст. 32 БК РФ);
5.принцип сбалансированности
принцип гласности – бюджеты и отчеты об их исполнении подлежат обязательному опубликованию в открытой печати (ст. 36 Бюджетного кодекса РФ);
6.принцип достоверности
7.принцип адресности и целевого характера бюджетных средств – бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств на конкретно определенные цели (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ).
16.Бюджетные полномочия РФ и регионов.
Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти изложены в ст. 7 Бюджетного кодекса РФ.
Бюджетные полномочия РФ можно разделить на две группы:
полномочия, связанные с определением общих принципов и основ организации и функционирования бюджетной системы на всех ее уровнях;
полномочия, относящиеся непосредственно к федеральному уровню власти.
К первой группе полномочий относятся, в частности:
установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти бюджетной отчетности;
установление порядка разграничения расходных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
определение порядка установления нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ;
определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
установление порядка осуществления заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, управления долгом РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного долга РФ;
установление бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения.
Ко второй группе полномочий относятся:
установление порядка:
а) составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
б) утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
в) осуществления контроля за их исполнением;
г) утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
д) составления отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;
определение порядка установления и исполнения расходных обязательств РФ;
установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ;
предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
осуществление государственных заимствований РФ и предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом РФ и др.
Характер бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ определяется федеративным устройством России. Основные бюджетные полномочия субъектов РФ определены в ст. 8 Бюджетного кодекса РФ, детально они регламентируются нормативными правовыми актами соответствующих субъектов РФ.
Полномочия субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений состоят из двух групп:
полномочия, которые касаются всей бюджетной системы субъекта РФ, включающей в себя собственно бюджет этого субъекта и местные бюджеты;
полномочия, которые относятся исключительно к бюджету субъекта РФ непосредственно.
К первой группе можно отнести следующие полномочия:
установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности;
определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;
установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
установление нормативов отчислений в местные
бюджеты от федеральных или региональных налогов и сборов;
временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления.
Ко второй группе можно отнести следующие полномочия:установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ, утверждения и исполнения бюджета субъекта РФ, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении;
установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;
предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ; детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта РФ;
осуществление государственных заимствований субъекта РФ, управление государственным долгом субъекта РФ.
Несколько расширены бюджетные полномочия городов федерального значения – Москвы и Санкт—Петербурга. Помимо перечисленных, органы государственной власти указанных субъектов РФ вправе: определять источники доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований; устанавливать нормативы отчислений в бюджеты внутригородских муниципальных образований от федеральных, региональных или местных налогов и сборов; определять объем и порядок предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований и т. п.