Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 18:29, курс лекций
Термин “инфляция” буквально означает "вздутие".Инфляция – это обесценение денег всвязи с нарушением зак. ден/обращения. Она проявляется в избытке ден, массы в обращении по сравнению с реальными потребностями оборота в них и росте цен. Это вызвано диспропорциями в процессе об щественного воспроизводстваа и курсом эк-ой политики гос-ва. С лат. инфляция – вздутие (т.е. вздувается денежная масса и цены). Инфляция используется как средство перераспределения доходов гос-ва, коммерч. предприятий, банков за счет снижен уровня трудящихся, получающих фиксированные доходы..
9. Фин.рынки. Особенности функцион….
Участники финансового
рынка:Сберегатели – юр. и физ. лица накапливающие ден.
средства .Инвесторы – субъекты
хозяйст-ния и Эмитенты – юр/лица,
которые могут выпускать ц/бум. Фин рынок
(рынок ссудных кап-в) – механизм перераспределения
кап-ла между кредиторами и заемщиками
при помощи посредников на основе спроса
и предложен кап-ла. Структуру фин рынка
можно представить след образом:----------------------
10. Нац. доход страны….
НД- вновь созданная за год ст-ть, характерезующая, что прибавило пр-во данного года к благосостоянию общ-ва. Поэтому при подсчете (в отличии от ВВП) в него не включают суммы амортизации, косвенных налогов и гос субсидий. НД-это чистый «заработанный» доход общества.Различают произведенный а использованный НД. Произведенный - весь объем вновь созданной ст-ти товаров и услуг.Использованный – это произведенный НД за минусом потерь (от стих.будствий, ущерба при хранении) и внешне торгового сальдо. В РФ: фонд потребления и фонд накопления (для развития пр-ва) При распределении НД происходит создание осн.х, или первичных доходов. Их сумма равна НД.Они делятся:1)з/пл рабочих, служ, доходы фермеров, занятых в сфере мат.пр-ва 2) доходы пр-ий сферы мат.пр-ва. Перераспределение НД связано: с межотраслевым и территориальным перераспределением ср-в в интересах наиболее эффективного и рационального использ. доходов и накоплений пр-ий и орг-ий; наличее наряду с производ. и непро изводст сферы, в кот НД не создается (просвещение, здравоохр.);перераспределением доходов между разл соц.групами населения. В рез-те перераспределения образуются вторичные (производные) доходы (доходы,получ в отраслях непроизводственной сферы, налоги),кот служат для формирования конечных пропорций использования НД.Цель распределения и перераспределения НД-развитие произ-ных сил, создание рыночн.стр-р эк-ки, укрепление гос-ва ,обеспечениевысокого кач-ва жизни населения.
11. .Налоговая сист, и ее особенности в совр.отеч.усл.
Совокупность взымаемых в гос-ве налогов,сборов пошлин и др плат-й, а также форм и методов их построения образуют налог.сист.
Налоги-обяз. платежи
в гос.бюджет, производ. ю/л и ф/л.Носят
принудительный и обязат.хар-р. В
рыночн.эк-ке налоги выполняют 3 функции: 1)фискальная(метод пополн.бюджета)
2)инструмент перераспред. НД в пользу
соц.групп. 3)инструмент косвенного
регулир.эк-ки(т.е использование для стимулирован.развития
отраслей. дел. активности) Виды ставок:
1)пропорциональная-действ.в одинак.%%-отношении
к обьекту налога без учета его величены.
2)прогрессивная-средняя ставка налога
увеличивается по мере роста дохода.
3)регрессивная----«---«
Федеральные налоги:– налог на прибыль предприятий; предприятий с иностранными инвестициями; – НДС– налог на внешнеэкономическую деятельность;– акцизы Республиканские налоги:– подоходный налог– налог на пользователей автотранспорта;– транспортный налог;– лесной сбор.Местные налоги (самая многочисленная группа):– сбор за парковку автотранспорта;– сбор на содержание милиции и т.п.Фонды:а). пенсионный фонд;б). фонд социального страхования;в). фонд занятости;г). фонд медицинского страхования. Осн особенности налоговой сист РФ: 1) режим налогового прессинга дла производителей и нвесторов, выступ. как ю/л.2) обложение доходов от трудовой и пред-кой деят-ти , ане ренты имущ-ва и видоа деят-ти 3)налоговый произвол властей нек.регионоа 4)низкая платежная дисциплина 5)низкая собираемость налогов и узкая база налогообложения 6) произвол нал.органов, отсутствие системы специализированных налог.судов.
12. Фин. обязательства гос-ва ….
Разнообразие фин.
об-в гос-ва обусловленно
13.Бюджетное устройство и осн.задачи бюдж.планир..
Бюджетная система – основанная на эк отношениях и юридич нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения.Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Это единство реализуется через единую социально - экономическую, включая налоговую, политику. Бюджетная структура — основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране. Главный документ в построении бюджетной системы – Конституция РФ. По ней существуют 2 вида государств:а). Унитарное;б). Федеративное.Унитарное государство имеет 2 уровня:1). Общий;2). Местный.Российская Федерация — федеративное государство, имеющее 3 звена.Кроме Конституции, существует в РФ закон, который определяет бюджетное устройство страны. I уровень – Центральный бюджет (находится в Москве).II уровень – Региональные бюджеты (республики, области, края, Москва, Санкт - Петербург).III уровень – Местные бюджеты (города, района, сельского населенного пункта и т.п.).2. Бюджетное регулирование – система перераспределения денежных средств, состоящая в передаче части ресурсов вышестоящего бюджета нижестоящему в целях сбалансированности.К механизму регулирования относятся:– субсидии;– субвенции;– регулирующие доходные источники.
СУБСИДИЯ – часть общих государственных налоговых доходов, которые поступают в распоряжение вышестоящих бюджетов и передаваемых нижестоящим бюджетам в порядке перераспределения (особая форма связи между отдельными звеньями федеральной системы).СУБВЕНЦИЯ – часть фиксированного объема государственных средств, которые выделяются нижестоящим бюджетам для финансирования их расходов.Регулирующие доходные источники.Доходы делятся на:1). закрепленные (заранее закреплены);2) регулирующие (прийдут позже).Закрепленные доходы — это доходы, которые полностью или частично передаются в определенный вид бюджета (22 % налога на прибыль направляется в местные органы власти).Регулирующие доходы — это доходы, которые идут для подкрепления нижестоящего бюджета, соблюдая субординацию.Перечень закрепленных и регулирующих доходов фиксируется специальными налоговыми законодательствами и кодексами. Бюджетная система считается сбалансированной по вертикали, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Горизонтальная сбалансированность – общее соответствие доходов и расходов в бюджетах отдельных регионов и территорий на соответствующих уровнях власти.
14. Структура бюджета: проблема формирован. и использ. в совр росс.усл.
СМ. № 13-Бюджетн устр.
Существуют следующие бюджетные методы финансирования народного хозяйства:1. Государственные капитальные вложения (этот метод используется для оживления экономики, создания новых отраслей и т.д.).
2. Государственные закупки (с их помощью устанавливается совокупный спрос; государство способствует своевременной реализации товаров).
3. Субсидии (средства которые даются безвозмездно). Бывают 3 видов:
· дотации (вид субсидий, используемых на покрытие убытков, задолженностей, например, по заработной плате);· субвенции (вид субсидий, используемых на целевые расходы);· экспортная премия (вид субсидий, используемый для снижения цены экспортируемого товара).4. Инвестиции в СП (совместные предприятия).5. Льготное кредитование со стороны государства. В РФ сейчас большое внимание гос-во уделяет проблеме совершенств расходов бюдж системы. В условиях фин-эк и бюджетного кризиса четко обознач процесс сокращения бюджетных расходов с их деформацией. Встает вопрос о разработке системы мер, направл на урегулироав этой проблемы( формироф целостной правовой базы,законод по финансированию бюдж расходов, рациональное распределение расходов на эконом и соц цели гос-ва.)
15.Фин.инструм. гос. регулиров. эк-ки……
Осуществляется следующими методами:
ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНЫМИ |
БЮДЖЕТНЫМИ |
1) регул. учетной ставки; |
1) налоги;(прогрессивн подох налог единый пропорциональный нал на прибыль- усилив алияние рыночной коньюктуры НДС по одинак ставке для всех произ-лей – равномерное распред нал бремени и уровень цен на различ товары) |
2) операции гос. на рынке ц/бумаг (как эмиссия, торговля ГКО и пр.); |
2) амортизационная политика; Ускоренная амортизация – определяется та часть чист прибыли, кот освобождена от налогов и включ в издержки пр-ва) |
3) установление изменения мин резервов. |
3) государственные инвестиции.(структурн перестройка эк-ки и темпов эк роста) |
Бюдж пол-ка
направл на проведение мер
по сокращению бюдж
Функции финансовой политики:
· фискальная; · экономическая.
С т. з. внутреннего содержания фин. пол-ки выделяют 3 составные части:1) выработка научно обоснованной концепции финансов на длительную и ближайшую перспективу.2) определение осн. направлений использования финансов в текущем году и в перспективе.3) осуществление практических действий для достижения поставленных целей.Если отсутствует хотя бы один из элементов, то фин. политика не удовлетворяет современным условиям.Минфин подготавливает несколько вариантов фин. политики..Наиболее оптимальный вариант направляется в правительство. При выработке фин. политики необходимо создать запас фин.ресурсов с их постоянным увеличением, определить наиболее рациональные доли изъятия доходов и предприятий государством. При выработке фин. политики большое значение придается распределению финансовых ресурсов и их концентрации на основных направлениях. Фин система хар-тся неплатежами в гос. бюджет. Из-за систематической неплатежеспособности приходится повышать госу. долг. Финансовая политика стабилизации включает в себя: 1) Остановить инфляцию:2) Снижение дефицита бюджета до 3 %3) Государственный долг – до 1/2 ВНП.
16. Бюджетн.дефицит и основн.напр.его сокращения.
Бюджетный дефицит - это фин. Яв-ие, при кот. наб-ся превышение расходной части бюджета над его доходной частью.
Качество самого дефицита может быть различным:а) дефицит может быть связан с необх-ю осуще-ия крупных гос. вложений в развитие эк-ки. Тогда он отражает не кризисное течение общ. процессов, а гос. регулирование эк-ой конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общ. Пр-ва. б) дефициты возникают в рез-те чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода; в) дефицит может отражать кризисные явления в эк-ке, ее развал, неэффективность финансово - кредитных связей, неспособность правит-тва держать под контролем фин. ситуацию в стране. Явление, требующее принятия не только срочных и действенных эк-их мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих полит. решений.Методы снижения бюджетного дефицита:1. расходы = const, доходы растут;2. доходы = const, расходы падают;3. доходы растут, расходы падают (дефицит снижается быстрее в 2 раза).Пути финансирования бюджетного дефицита:1) Эмиссия денежных знаков. Этот путь ведет к инфляции. Возникают отрицательные социально - экономические последствия.2) Государственные займы. В этом случае в финансировании участвуют компании, банки и т.п., у которых имеются свободные “лишние” денежные средства. Сейчас наиболее практикуемый метод.3) Иностранные займы. Их предоставляет МВФ.4) Использование национального богатства.Для преодоления бюдж.дефицита необходимо "лечение" самой эк-ки.–направлений бюдж. средств в отрасли нар/хоз. с целью повышения фин. отдачи от каждого бюджетного рубля;–широкое использ. фин. льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного пр-ва;– более широкое сокращение сферы гос. эк-ки и гос. финансирования.– снижение военных расходов;
– сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ.
.
17. Внебюджетные фонды: цели и источн. формирован…
Внебюджетные фонды
— специфическая форма