Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 22:23, курсовая работа
Возвращение системы социального страхования от налоговых принципов к страховым, отказ от единого социального налога и восстановление роли и значения страховых платежей в качестве источника финансирования системы социального страхования в стране повысили интерес и внимание к истории российского социального страхования. Тем более что эта история обременена многими мифами. Один из них – представление о том, будто в России никогда не было настоящей системы социального страхования. И хотя так считает, как свидетельствуют данные социологических опросов, большинство современных россиян, подобные представления не имеют ничего общего с историей.
Содержание
Введение
Социальное обеспечение населения является одной из важных задач функционирования государства.
Возвращение системы социального страхования от налоговых принципов к страховым, отказ от единого социального налога и восстановление роли и значения страховых платежей в качестве источника финансирования системы социального страхования в стране повысили интерес и внимание к истории российского социального страхования. Тем более что эта история обременена многими мифами. Один из них – представление о том, будто в России никогда не было настоящей системы социального страхования. И хотя так считает, как свидетельствуют данные социологических опросов, большинство современных россиян, подобные представления не имеют ничего общего с историей.
Начиная с последней трети ХIХ века в нашей стране активно шло формирование системы социального страхования, которая, во многом копируя зарубежные образцы, ничуть не уступала им. Процесс этот был прерван социальным переворотом в 1917 году и последующим периодом социальных преобразований, в ходе которых социальное страхование в значительной мере было подменено социальным обеспечением. В этом смысле созидание новой системы социального страхование, которое началось в Российской Федерации с 90-х годов прошлого века, является возвратом к хорошо забытому старому. И вспомнить о нем не мешает хотя бы для того, чтобы не повторять в будущем прежних ошибок.
Система социального страхования, какой сложилась она в современном мире, исторически образовалась вместе с появлением в XIX веке многомиллионных масс наемных работников, или лиц наемного труда. А это, в свою очередь, связано с возникновением капиталистического производства и капиталистического рынка.
Таким образом, основой начала формирования системы социального страхования в России является с понимания необходимости социальной защиты, которое начало четко формироваться, как сказано выше, в начале 19 века.При этом следует иметь в виду, что обязательное социальное страхование рабочих является одной из форм их социальной защиты – наряду с социальной помощью, социальным обеспечением, взаимопомощью и т.д. Эти формы различаются между собой. Социальное страхование, в частности, отличается от других форм социальной защиты следующими отличительными признаками:
- наличием страховщика, через которого осуществляется сбор и расходование средств, и застрахованного;
- зависимостью размера социальных выплат от уровня заработной платы застрахованного (а не от уровня жизни);
- обязательный (принудительный) характер страховых выплат;
- тем, что осуществление выплат производится лишь в связи с наступлением страхового случая.
Таким образом, исходя из столь длительного периода формирования системы социального страхования, для обеспечения понимания будущих ее изменений, необходимо изучить настоящее положение в системе социального страхования.
Таким образом, целью курсовой работы является – изучение современной ситуации в системе социального страхования.
Основным учреждением осуществляющим управление системой социального страхования является – Фонд социального страхования.
Для достижения цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
Объектом исследования являются – нормативно-правовые акты регулирующие систему социального страхования в России.
Предметом исследования является – деятельность Фонда социального страхования РФ.
Методической базой написания курсовой работы являются нормативно-правовые акты РФ, а так же научные труды современных российских ученых.
1.1.Необходимость и содержание формирования Фонда социального страхования РФ
Возвращение системы социального страхования от налоговых принципов к страховым, отказ от единого социального налога и восстановление роли и значения страховых платежей в качестве источника финансирования системы социального страхования в стране повысили интерес и внимание к истории российского социального страхования. Тем более что эта история обременена многими мифами. Один из них – представление о том, будто в России никогда не было настоящей системы социального страхования. И хотя так считает, как свидетельствуют данные социологических опросов, большинство современных россиян, подобные представления не имеют ничего общего с историей.
Начиная с последней трети ХIХ века в нашей стране активно шло формирование системы социального страхования, которая, во многом копируя зарубежные образцы, ничуть не уступала им. Процесс этот был прерван социальным переворотом в 1917 году и последующим периодом социальных преобразований, в ходе которых социальное страхование в значительной мере было подменено социальным обеспечением. В этом смысле созидание новой системы социального страхование, которое началось в Российской Федерации с 90-х годов прошлого века, является возвратом к хорошо забытому старому. И вспомнить о нем не мешает хотя бы для того, чтобы не повторять в будущем прежних ошибок.
Система социального страхования, какой сложилась она в современном мире, исторически образовалась вместе с появлением в XIX веке многомиллионных масс наемных работников, или лиц наемного труда. А это, в свою очередь, связано с возникновением капиталистического производства и капиталистического рынка.
Подобным же образом и в России система социального страхования начала формироваться только после того, как страна вступила на путь капиталистического развития, или, как сегодня чаще говорят, рыночной экономики. А на этот путь Россия встала только после реформ начала 60-х годов ХIX века, когда с принятием манифеста 19 марта 1861 года наконец-то пало крепостное право и начал формироваться открытый рынок труда. Именно с этого момента можно говорить об истоках обязательного социального страхования рабочих в нашей стране.
При этом следует иметь в виду, что обязательное социальное страхование рабочих является одной из форм их социальной защиты – наряду с социальной помощью, социальным обеспечением, взаимопомощью и т.д. Эти формы различаются между собой. Социальное страхование, в частности, отличается от других форм социальной защиты следующими отличительными признаками:
- наличием страховщика, через которого осуществляется сбор и расходование средств, и застрахованного;
- зависимостью размера социальных выплат от уровня заработной платы застрахованного (а не от уровня жизни);
- обязательный (принудительный) характер страховых выплат;
- тем, что осуществление выплат производится лишь в связи с наступлением страхового случая.
Впервые идея об обязательном страховании рабочих в России начала реализоваться на практике в 1889 году. Тогда в Государственный совет был представлен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих – первый документ, предполагающий социальную ответственность работодателя и меры по социальному страхованию рабочих. Однако от этой первой попытки до практической реализации идеи социального страхования понадобилось целых 14 лет. Первый общероссийский закон, который фактически вводил в России обязательное страхование рабочих, был принят только 2 июня 1903 года. Он назывался «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» (далее – Закон). Данный закон вступил в силу с 1 января 1904 года. С этого времени следует вести отсчет истории обязательного страхования рабочих в России.
При этом сам Закон не требовал от работодателя введения на его предприятии обязательного социального страхования – статья 52 давала ему право выбора одного из двух способов обеспечения рабочих: через их обязательное страхование в частных страховых обществах или через прямую ответственность предпринимателей по правилам принятого закона.
Однако дальнейшая практика его реализации показала, что работодатели предпочитали использовать представленную возможность страхования рабочих в частных страховых обществах. Таким образом, социальное страхование было внедрено в трудовые отношения в тогдашней России самой практикой.
Социальное страхование в качестве пути обеспечения социальной защиты работника было признано предпочтительным в силу ряда обстоятельств:
во-первых, при страховании рабочих в частных страховых обществах и учреждениях за увечья, полученные ими на производстве, расчеты производил не сам работодатель, а страховое общество;
во-вторых, значительно сокращались издержки производства, так как в этом случае работодатель уходил от расходов, связанных с устранением причин несчастных случаев и экономил средства на создании безопасных условий труда;
в-третьих, при страховании рабочих в обществах взаимного страхования, если наступал страховой случай, то вместо индивидуального имело место коллективное несение риска работодателями. Для работодателей страхование рабочих в обществах взаимного страхования становилось более предпочтительным, так как в этом случае рабочие предъявляли свои требования уже не к конкретному работодателю, а к обществу взаимного страхования, объединяющему группу работодателей;
в-четвертых, социальное страхование было привлекательным для работодателей и по чисто экономическим соображениям, так как они заключали при этом соглашения со страховыми организациями об участии в прибыли. При чем работодатели освобождались от выполнения правил закона 1903 года.
В статье 52 Закона говорилось, что владельцы предприятий, страхующие рабочих и служащих от последствий несчастных случаев в действующих в России страховых обществах и учреждениях, освобождаются от возложенных на них данным законом обязанностей. Обязанности эти переносились в таких случаях на страховые общества и учреждения, к которым применялись соответствующие иски. Тем самым в систему обеспечения рабочих фактически вводился новый социальный институт в лице страховщика.