Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 22:23, курсовая работа
Возвращение системы социального страхования от налоговых принципов к страховым, отказ от единого социального налога и восстановление роли и значения страховых платежей в качестве источника финансирования системы социального страхования в стране повысили интерес и внимание к истории российского социального страхования. Тем более что эта история обременена многими мифами. Один из них – представление о том, будто в России никогда не было настоящей системы социального страхования. И хотя так считает, как свидетельствуют данные социологических опросов, большинство современных россиян, подобные представления не имеют ничего общего с историей.
В 1999–2000 годах в действующем законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы социального страхования, произошли существенные изменения. В силу изменения политических и экономических реалий государство усиливало вмешательство в управление социальным страхованием. Шло дальнейшее огосударствление системы социального страхования, причем в условиях перехода к рынку оно воспринималось как объективно необходимый процесс, позволяющий обеспечить соблюдение конституционных гарантий социальных прав граждан Российской Федерации.
Очередной нормативный скачок в становлении системы государственного социального страхования произошел в конце прошлого – начале нынешнего столетий. Так, 16 июня 1999 года был принят Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». А с 18 августа 1999 года вступил в силу Федеральный закон от 09.07.1999 г. «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», наделивший ФСС и его исполнительные органы полномочиями налоговых органов в пределах компетенции и изменивший срок подачи заявления о регистрации в Фонде социального страхования Российской Федерации. Впервые эта норма была практически реализована в январе 2000 года с вступлением в силу Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год», в котором как действующие нормы были включены изменения в сроке подачи заявления о регистрации в качестве страхователя. Этим же законом также впервые было подтверждено право исполнительных органов Фонда социального страхования применять в отношении страхователей финансовые санкции за нарушения в области социального страхования в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации. С 07.01.2000 г. вступил в силу и федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Этим законом в Российской Федерации вводился новый самостоятельный вид социального страхования. Страховщиком по данному виду страхования был признан Фонд социального страхования Российской Федерации. С вступлением в силу данного закона был запущен механизм регистрации и уплата страховых взносов и выплат по новому виду страхования – обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В то же время в других видах социального страхования произошла замена страховых принципов финансирования доходной части бюджета на налоговые. С 1 января 2001 года, в связи с принятием и введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, контроль поступления страховых взносов по государственному социальному страхованию (в виде единого социального налога) стали осуществлять налоговые органы, а контроль за расходованием этих средств продолжает осуществлять ФСС.
С начала 2001 года Фонд социального страхования и его исполнительные органы осуществляют страхование по двум видам:
- по государственному социальному страхованию;
- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
С 1 января 2001 года, в связи с введением в действие части II Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) ФСС и его исполнительные органы осуществляют регистрацию только по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По государственному социальному страхованию (страховые взносы вошли составной частью в единый социальный налог) Фонд и его исполнительные органы осуществляли до января 2010 года лишь контроль расходования и целевого использования средств социального страхования (ст. 9 Федерального закона «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 05.08.2000г.).
С 1 января 2001 года по 1 января 2010 года доходная часть бюджета Фонда социального страхования формировалась путем сбора единого социального налога (ЕСН), которым законодатель заменил страховые взносы, ранее уплачивавшиеся страхователями в органы ФСС. При переходе к ЕСН произошло и снижение тарифа – с 5,4 (сохранялся неизменным с 1991 до 2001 г.) до 2,9% от фонда оплаты труда (ФОТ), на который производилось начисление налога. Администрирование платежей в связи с изменением их природы со страховой на налоговую было передано от органов Фонда к органам федеральной налоговой службы. От перехода к ЕСН ожидались массовый вывод заработных плат и других облагаемых доходов населения в «белую зону», увеличение налогооблагаемой базы и, как результат этого, существенный рост доходов государственных внебюджетных фондов, в том числе и ФСС. Однако результат «десятилетия ЕСН» оказался прямо противоположным – бюджеты фондов стали испытывать трудности с формированием доходной части и, как следствие, исполнялись с нарастающим дефицитом. В частности, бюджет ФСС в 2009 году (даже с учетом многократного увеличения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на покрытие дефицита доходов Фонда) имел дефицит в размере 73,0 млрд. рублей. Возвращение с 1 января 2010 года к уплате страховых взносов призвано не только восстановить утраченную за предшествующий период сбалансированность бюджетов государственных внебюджетных фондов, в том числе и ФСС, но и укрепить, усилить страховую природу системы социального страхования, создав предпосылки для ее дальнейшей модернизации. Целью принятия закона № 212-ФЗ, которым это возвращение было законодательно реализовано, было обеспечение нормативного и методологического единства функционирования системы обязательного социального страхования, увеличение сбора средств на социальные выплаты гражданам России. При переходе с 1 января 2010 года к сбору страховых взносов была сохранена ранее действовавшая ставка платежа в рамках ЕСН на нужды социального страхования – 2,9%. При этом в отличие от налогооблагаемой базы в 2009 году (где «отсечка» вводилась, начиная с 600 тыс. руб.) совокупный размер заработка, на который производится начисление страховых взносов, с 1 января 2010 года устанавливается в размере до 415 тыс. руб. в год. Она включает в себя все суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком страховых взносов за отчетный период (календарный год) в пользу застрахованного лица нарастающим итогом с начала года. Все доходы, превышающие 415 тыс. руб. в год, от обложения страховыми взносами были освобождены. Порядок осуществления платежа не изменен: он должен производиться страхователем не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, на соответствующие счета Федерального казначейства. Платежи производятся платежными поручениями страхователей с указанием соответствующих кодов отчетности и заносятся в сводный реестр поступления и выбытия за операционный день. При возвращении к страховым взносам в качестве источника формирования доходной части бюджета ФСС было принято решение о поэтапном отказе от льготных режимов обложения, которыми до 2011 года пользуются некоторые категории плательщиков (в 2010 г. ставки тарифов для них не изменялись). Однако начиная уже с 2011 года ставки тарифов для тех, кто был освобожден от платежей или платил меньше 2,9%, будут поэтапно изменяться. Так, сельхозпроизводители будут платить страховые взносы в размере 1,9% от облагаемой базы до 31 декабря 2012 года. На переходный период – 2013-2014 годы – размер тарифной ставки платежа для них установлен законодателем в размере 2,4%. А уже с 2015 года – в размере 2,9%. С начала 2011 года практически все организации, ранее освобожденные в 2010 году от взносов по соцстраху, будут выплачивать их в размере 1,9% от облагаемой базы. Исключение составят только организации, применяющие единый налог на вмененный доход от отдельных видов деятельности и упрощенную систему налогообложения. Для них уже с 2011 года предусмотрен размер страхового платежа 2,9%. Для остальных же законодателем предусмотрено поэтапное повышение тарифных ставок от 1,9 до 2,9%. Ставка 1,9% будет действовать в 2011-2012 годах для организаций:1) имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны;2) использующих труд инвалидов; 3) уплачивающих единый сельскохозяйственный налог. В 2013-2014 годах ставка страхового платежа для них составит 2,4%. А с 2015 года будет введена общая ставка – 2,9%.В связи с возвращением к страховым платежам Фонду социального страхования была возвращена и функция администрирования страховых платежей. Впрочем, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонд выполнял функции администрирования платежей и на протяжении всего «десятилетия ЕСН». Основанием для этого был Федеральный закона от 14.07.1998г. № 125-ФЗ, который выделил данный вид страхования в особое направление деятельности Фонда, сохранив в качестве источника его финансирования страховые платежи в размере от 0,2 до 8,5% (ранее – 10,7%) от ФОТ в зависимости от класса профессионального риска производства. Что же касается остальных направлений деятельности Фонда, то функции администрирования страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством возложены на ФСС РФ и его территориальные органы с 1 января 2010 года, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ.
Таким образом, рассмотрим основные законодательные акты регулирующие деятельность Фонда социального страхования:
Формирование бюджета Фонда социального страхования РФ основано на положениях Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
Основными положениями, прописанными в ФЗ№ 322 являются:
Данный закон устанавливается на 3 года и имеет своей целью реализацию прогнозной и нормативной функции управления в сфере реализации социального страхования населения.
Тарифы выплат в фонд социального страхования установлены согласно Письмам, разъясняющим применение тарифов, а именно:
- письмо ПФ РФ от 30.12.2013 N НП-30-26/20622 «О дополнительных тарифах страховых взносов»;
- информация ПФ РФ об
- информация ПФ РФ «Выбор вариантов пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования»;
- информация ПФ РФ «Вопросы и ответы о выборе варианта пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования в 2014 - 2015 годах».
Все тарифные планы и их изменение и применение прописаны в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
Таким образом, основными нормативно правовыми актами регулирующими деятельность государственного учреждения Фонда социального страхования являются:
1. Федеральный закон 02.12.2013 г. №322-Ф3
«0 бюджете Фонда социального
страхования Российской
Как было сказано выше, данный закон регулирует объем дохода и расхода бюджетных средств ФСС, а так же направления социального обеспечения населения.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации.
Трудовой кодекс РФ регулирует направление социального обеспечения, касающееся работников организаций, а именно:
- обеспечение безопасности
- обеспечение дополнительными оп
Таким образом, Трудовой кодекс является правоустанавливающим документом регулирующим взаимоотношения работников и работодателей.
3.Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ
«О страховых взносах в
ФЗ №212 определяет размер уплаты страховых взносов в ПФ (пенсионный фонд), ФСС (фонд социального страхования), ФОМС (фонд медицинского страхования) и ответственность в случае нарушения. Так же данный закон регулирует порядок их уплаты, и нормирует льготные условия для некоторых категорий работодателей.
4.Федеральный закон от 24.07.1998 г.
№ 125-ФЗ «Об обязательном
ФЗ№125 устанавливает правовые, организационные и экономические факторы обоснования обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а так же определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Таким образом, ФЗ№125 является дополняющим нормативн6ым документом к положениям Трудового кодекса.
Положение №286 формирует методику расчета и обоснование сумм при определении необходимости дополнительных выплат на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Подробное описание нормативно-правовых актов расходов представлены в таблице 2 (см. приложение).
Вывод по материалу главы 1:
Исходя из рассмотренного материала выделим основные тезисы:
Фонд социального страхования является управляющей организацией, регулирующей формирование и развитие системы социального страхования населения.
Основной функцией создания и развития системы социального страхования являются – обеспечение социально-экономической поддержкой населения.
2.Анализ доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
2.1. Состав и структура доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
Запланированный и фактический объем доходов ФСС в ч 2009 по 2015 годы представим на рис.1.
Рис. 1 – Объем доходов ФСС 2009 – 2015
Рассмотрим подробнее структуру доходов ФСС
Структура доходов согласно кодам бюджетной классификации представлена в приложении.
Проанализируем динамику структуры доходов за 2008 – 2013 годы (рис. 2)
Данные представлены согласно таблице 2.
Таблица 2 – Данные по динамике структуры доходов фонда социального страхования
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
налоги, страховые взносы |
292021 |
291579 |
316979 |
390364 |
426221 |
826461 |
из федерального бюджета |
49850 |
131099 |
109082 |
145910 |
180660 |
130554 |
Средств ФОМС |
16661 |
17000 |
17500 |
18000 |
17639 |
19030 |
Таким образом, можно отметить рост налоговых поступлений, как основного источника доходов фонда социального страхования.
Проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации сформирован по доходам:
- в 2011 году в сумме – 458 819 504,7 тыс. рублей, или 107,8% к уровню2010 года;
- в 2012 году – 500 984 772,1 тыс. рублей, или 109,2% к уровню 2011 года;