- членам семейств трудящихся
по найму в случае смерти
или безвестного отсутствия их кормильца;
- оказание лечебной
помощи.
С переходом СССР к НЭПу в
системе социального страхования значительное
внимание стали уделять санаторно-курортному
лечению и отдыху застрахованных. 19 декабря
1924 года Наркомтруда СССР (НКТ) принял
Циркуляр, который определял порядок расходования
средств на организацию домов отдыха и
санаторно-курортной помощи. 15 марта 1925
года была утверждена инструкция Центрального
управления соцстраха Наркомтруда СССР
«Об отборе и направлении больных в санатории
Цусстраха на курортах».
До 1929 года существовали губернские
фонды социального страхования. Остатки
средств, не использованные в губерниях,
перечислялись на «Текущий счет бронированных
средств Главсоцстраха РСФСР». Постановлением
ЦИК и СНК СССР от 20 февраля 1929 года «О едином бюджете социального
страхования СССР» был введен единый бюджет
социального страхования СССР, который
включал в себя:
- бюджеты социального
страхования по отдельным союзным
республикам;
- бюджет социального
страхования на железнодорожном
и водном транспорте;
-смету Центрального
управления социального страхования
НКТ СССР.
Постановлением ЦИК и СНК
СССР от 23 мая 1930 года «О едином финансовом
плане» предусматривалось сведение в
общий баланс государственного бюджета,
финансового плана промышленности, кредитные планы и поступления
по государственному социальному страхованию,
таким образом, средства социального страхования
влились в государственный финансовый
план.
Постановлением ЦИК и Совнаркома
СССР от 23 июня 1931 года «О социальном страховании» отмечалось скопление огромных
средств социального страхования. 8 июля
1931 года в развитие указанного постановления
было утверждено «Положение об органах
социального страхования», которым предусматривались
следующие органы социального страхования:
- выплатные пункты касс социального
страхования;
- территориальные кассы
социального страхования (районные,
городские, областные, краевые, республиканские
в союзных республиках);
- отраслевые кассы социального
страхования (также по территориям);
Центральное управление социального страхования
(Цусстрах) и Союзный совет социального
страхования (СССС).
В 1933 году произошла реорганизация
управления средствами социального страхования.
Наркомтруда СССР был ликвидирован, его
функции были переданы Всесоюзному Центральному Совету профессиональных
союзов (ВЦСПС).С 1933 года средства социального
страхования в СССР находились под управлением
советских профсоюзов. В ВЦСПС организацией
управления средствами социального страхования
занимался отдел по государственному
социальному страхованию, который был
подотчетен Президиуму ВЦСПС.
В краях, областях, автономных
республиках СССР были созданы аналогичные
структуры управления: при областных и
краевых советах профсоюзов также работали
отделы по государственному социальному
страхованию, которыми управляли
областные, краевые советы профсоюзов.
В 1971 году введено социальное
страхование колхозников, для чего был
создан Централизованный Фонд социального
страхования колхозников наряду с бюджетом
государственного социального страхования рабочих и служащих.
Страховой тариф был установлен в размере
2,4% от начисленной оплаты труда.
С введением социального
страхования колхозников государство
завершило свои конституционные обязанности
по выполнению социальных обязательств
для всех категорий трудящихся страны, уравняв
тружеников села с рабочими и служащими.
20 лет просуществовала
эта система, претерпевая значительные
изменения, и в 1991 г. слилась с
системой государственного социального
страхования рабочих и служащих.
Совместным Постановлением Совета Министров
РСФСР и Федерации независимых профсоюзов
РСФСР от 25.12.1990 года № 600 «О совершенствовании
управления и порядка финансирования
расходов на социальное страхование трудящихся
РСФСР» с 1 января 1991 года был образован
Фонд социального страхования Российской
Федерации. Управление Фондом было возложено
на Совет Федерации независимых профсоюзов
РСФСР (ФНПР).
Этим же постановлением Совету
Федерации независимых профсоюзов РСФСР
предлагалось в 2-х недельный срок разработать
и утвердить Положение о Фонде социального
страхования РСФСР.
Однако только 29.05.1991 года
совместным постановлением СФНПР, согласованным
с Минфином РСФСР и Министерством юстиции
РСФСР, были утверждены «Временное положение
о Фонде социального страхования РСФСР»
и «Временная Инструкция о порядке
начисления, уплаты и расходования средств
Фонда социального страхования РСФСР».
Была создана структура управления
Фондом. Высшим органом стало Правление
Фонда в составе 150 представителей Центральных
и региональных отраслевых комитетов профсоюзов и Исполнительная
дирекция, подотчетная Совету Федерации
независимых профсоюзов России.
В конце 1990-х г.г. взамен ранее
существовавших гражданско-правовых институтов
возмещения ущерба, причиненного жизни
и здоровью работника, которые не гарантировали возмещение
вреда пострадавшим в случае тяжелого
финансового положения работодателя или
его ликвидации, была создана новая система
обязательного социального страхования
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний.
Работа по введению обязательного
социального страхования от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний началась еще в 1996г. в соответствии
с распоряжением Правительства РФ от 18.07.1996г.
№ 1149-р. Указанным распоряжением был утвержден
план подготовительной работы по введению
данного вида страхования, а также определено,
что ответственным за разработку федерального
закона «О страховых тарифах на обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний» является Фонд социального
страхования РФ. Фонд начал работу по сбору
и анализу полученной от работодателей
информации о числе пострадавших и затратах
на возмещение им вреда, чтобы получить
необходимые данные для установления
размера страховых тарифов; проводил работу
по предварительной регистрации страхователей,
учету лиц, которым должно быть предоставлено
право на получение обеспечения по страхованию.
С 2000 года Фонд социального
страхования РФ осуществляет в соответствии
с Федеральным законом от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об
обязательном социальном страховании
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний» обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний. Согласно указанному закону
в случае утраты застрахованным профессиональной
трудоспособности, Фондом ему предоставляются
такие виды обеспечения, как единовременная
страховая выплата, ежемесячные страховые
выплаты, оплата дополнительных расходов,
связанных с медицинской, социальной и
профессиональной реабилитацией.
В 2005 году на Фонд социального
страхования РФ возложена работа по обеспечению
инвалидов техническими средствами реабилитации,
отдельных категорий граждан из числа
ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, а также по
санаторно-курортному лечению льготных
категорий граждан.
С 1 января 2006 года Фонду социального
страхования переданы дополнительные
функции по ведению женщин в период беременности
государственными и муниципальными учреждениями
в виде выдачи родового сертификата
в рамках Национального проекта «Здоровье».
С 1 января 2007 года Фонд социального
страхования финансирует пособия по уходу
за ребенком до 1,5 лет неработающим гражданам.
Как государственное социальное
внебюджетное учреждение, Оренбургское региональное
отделение Фонда социального страхования
РФ в 2011 году на территории области осуществляет
два вида страхования:
- обязательное социальное
страхования на случай временной
нетрудоспособности и в связи
с материнством;
- обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний.
С 1 января 2010 года за Фондом
социального страхования закреплены функции
по администрированию страховых взносов
на обязательное социальное страхование
на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством. Функции по администрированию
страховых взносов по страхованию от несчастных
случаев на производстве и профзаболеваний
Фонд исполнял и ранее.
Выполняет обязательства
государства в области социального обеспечения отдельных
категорий граждан в части санаторно-курортного
лечения и обеспечения техническими средствами
реабилитации.
Основные функции Фонда социального
страхования составляют организации системы
аккумуляции денежных поступлений в фонд
и распределение их согласно
социальной политики государства.
Формирование доходов ФСС осуществляется
за счет платежей организаций, осуществляющих
выплату работников и добровольные взносы
физических лиц. Структура доходов и расходов
ФСС представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Структура доходов и расходов
ФСС
ДОХОДЫ |
РАСХОДЫ |
Страховые
взносы от несчастных случаев на производстве
|
Пособие
при временной нетрудоспособности |
Страховые
взносы на обязательное социальное страхование
|
Дополнительные
пособия (на кормление ребенка, предметы
ухода, погребение) |
Прочие
доходы |
Оказание
лечебной помощи инвалидам и пособие по
инвалидности |
Средства
Федерального бюджета |
|
Средства
ФОМС |
|
Таким образом, отметим, что большого различия в функциях
учреждений, выполняющих работу по социальному
страхованию, на протяжении рассмотренного
периода (1903 – 2014 г.) нет. Но наблюдается
развитие в организационной структуре
деятельности учреждения Фонда социального
страхования.
- Нормативно-правовое
регулирование деятельности Фонда социального страхования
Российской Федерации
Действия органов государственной власти
с целью решения проблем системы социального
страхования в 1992–1993 годах все отчетливее
были связаны с отказом от наследия ранее
действовавшей советской системы государственного социального страхования.
В итоге наметилась выраженная тенденция
придания государственным внебюджетным
социальным фондам, в том числе и Фонду
социального страхования, статуса государственных
учреждений. В целях обеспечения государственных
гарантий в системе социального страхования
и повышения контроля за правильным и
эффективным расходованием средств социального
страхования Указом Президента от 07.08.1992г.
№822 «О Фонде социального страхования
Российской Федерации» (который должен
был действовать до принятия так и не принятого
Закона «О социальном страховании граждан
в Российской Федерации») Фонд позиционировался
как самостоятельное государственное
финансово-кредитное учреждение. Указом
было подчеркнуто, что денежные средства
Фонда не входят в состав республиканского
и местных бюджетов, бюджетов других фондов
и изъятию не подлежат. При этом было подчеркнуто,
что средства Фонда – финансовые средства
– являются государственной собственностью
и лишь находятся в оперативном управлении
Фонда. Были изменены подведомственность
Фонда и порядок формирования его руководящих
органов. Данным Указом управление Фондом
было возложено на Правительство при участии
общероссийских объединений профсоюзов.
Принятый в 1995 году в трех чтениях Государственной
Думой, но отклоненный Советом Федерации
Федеральный закон «О государственном
социальном страховании в Российской
Федерации» так и не вступил в силу из-за
того, что по его принципиальным положениям
не было достигнуто согласие между Правительством
и профсоюзами. Функции данного закона
фактически исполняло принятое на время
его подготовки постановление Правительства
Российской Федерации от 12.02.1994г. №101, которым
утверждалось Положение о Фонде социального
страхования Российской Федерации. Это
Положение стало основным нормативным
документом, определяющем организационную
структуру Фонда и основные направления
его деятельности. В Положение о Фонде
несколько раз вносились дополнения и
изменения: 24 июля 1995 года, 19 февраля, 15
апреля, 23 декабря 1996 года, 22 ноября 1997
года, 23 декабря 1999 года, 19 июля 2002 года
и т.д.