Потребительское кредитование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является исследование функционирования рынка потребительского кредитования в России и формирование адекватной условиям развития рынка потребительского кредитования.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- исследовать основы развития рынка потребительского кредитования в России, выявив его сущность, структуру, особенности оказания услуг на рынке, факторы и условия развития;
- выявить особенность реализации потребительского кредитования на примере Банка «ВТБ 24» (ЗАО) и обосновать необходимость совершенствования потребительского кредитования в банке;

Содержание

Введение 4
1. Основы развития рынка потребительского кредитования в России 6
1.1. Рынок потребительского кредитования: его сущность и структура 6
1.2. Особенности оказания услуг на рынке потребительского кредитования 17
1.3. Факторы и условия развития рынка потребительского кредитования в России 26
2. Особенности реализации потребительского кредитования в банке ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.1. Анализ и оценка финансового состояния Банка ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности Банка ВТБ 24 (ЗАО) в области потребительского кредитования 47
3. Совершенствование потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.1. Обоснование необходимости совершенствования потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.2. Рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 68
3.3. Экономическое обоснование предложенных мероприятий 75
Заключение 81
Список использованной литературы 85

Вложенные файлы: 1 файл

Потребительское кредитование в Коммерческом Банке МНВ - копия без рис. 2.6.doc

— 3.39 Мб (Скачать файл)

В-третьих, этому способствует обострение здоровой конкуренции между финансовыми  посредниками за наиболее прибыльные сегменты рынка банковских услуг. Известно, что, несмотря на достаточно высокие издержки по налаживанию технологий предоставления ссуд гражданам, доходность по этим операциям заметно выше, чем по другим видам кредитования.

Дополнительным стимулом развития потребительского кредитования для  российских банков служит и то, что  заметную активность в данном бизнесе начали проявлять дочерние структуры иностранных банков.

Наконец, следует упомянуть еще  один психологический фактор, проявляющийся  на практике. Все большее количество россиян начинают стремиться жить лучше  «здесь и сейчас». Розничное кредитование в этом случае становится важным побудительным моментом в реальном рыночном, потребительском поведении граждан.

Можно надеяться, что указанные  факторы в ближайшие годы приведут к созданию в России стабильного  рынка потребительского кредита.

2. Особенности реализации потребительского  кредитования  в банке ВТБ 24 (ЗАО)

2.1. Анализ и оценка финансового состояния Банка ВТБ 24 (ЗАО)

 

Коммерческий банк «ВТБ 24» (ЗАО) был  зарегистрирован 13.07.2000 г. в качестве правопреемника КБ «ГУТА-БАНК» (ООО) по всем его правам т обязанностям. В настоящее время «ВТБ 24» является одним из крупнейших участников российского рынка банковских услуг, входящим в международную банковскую группу «ВТБ» и специализирующимся на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса.

Банк является коммерческой организацией, входит в единую банковскую систему  Российской Федерации и имеет  своей целью извлечение прибыли  за счет оказания услуг юридическим  и физическим лицам.

Банк имеет генеральную лицензию, выданную Центральным банком Российской Федерации на проведение банковских операций в рублях и в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами от 17.11.2006 г. № 1623, выданную бессрочно; лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами; лицензию дилера на рынке ценных бумаг; лицензию брокера на рынке фьючерсов и опционов и т.д.

Банк включен в реестр банков-участников системы обязательного страхования вкладов.

Банк «ВТБ 24» предлагает клиентам основные банковские продукты, принятые в международной финансовой практике. В числе предоставляемых банком услуг: выпуск банковских карт, ипотечное и потребительское кредитование, автокредитование, услуги дистанционного управления счетами, кредитные карты с льготным периодом, срочные вклады, аренда сейфовых ячеек, денежные переводы. Часть услуг доступна клиентам банка в круглосуточном режиме, для чего используются современные телекоммуникационные технологии.

Банк «ВТБ 24» является принципиальным членом международной платёжных  систем Visa International и MasterCard, ассоциированным членом международной платёжной системы Europay и сублицензиатом Diners Club.

Объективной оценкой работы «ВТБ 24»  служат высокие позиции в рейтингах  ведущих деловых изданий. Так, «ВТБ 24» занимает 2-ю позицию в рейтинге самых розничных банков России по версии газеты «Коммерсантъ»28; по версии РА «Коммерсантъ. Деньги» «ВТБ 24» занимает 12-ю позицию в рейтинге самых кредитных банков России29, а также 6-ю позицию в ТОП-200 крупнейших банков по размеру собственного капитала30 и 3-ю позицию в рейтинге банков по объему выданных потребительских кредитов31.

По версии РА журнала «Профиль»  банк «ВТБ 24» занимает 2-ю позицию  по объему привлеченных депозитов физических лиц32 и 3-ю позицию в рейтинге банков, выдавших больше всего кредитов частным лицам.

В рейтинге агентства «РосБизнесКонсалтинг»  «ВТБ 24» входит в ТОП-10 российских банков с самой развитой филиальной сетью. В настоящее время «ВТБ 24» присутствует почти в 50 регионах России, имеет 48 филиалов на территории РФ, 275 дополнительных офисов и 8 операционных касс вне кассового узла.

Рейтинги РБК также демонстрируют, что по итогам деятельности в 2007 году банк значительно упрочил свои позиции  на рынке банковских и финансовых услуг, войдя в ТОП-50 место по величине активов. Кредитная политика банка позволила занять ему 17 место по объемам ипотечного кредитования, 13 место по объемам автокредитов.

Банк имеет долгосрочную стратегию  развития Банка до конца 2010 года. В  рамках этой стратегии основной упор делается на развитие филиальной сети Банка и обеспечение стабильного прироста числа вкладчиков, корпоративных и частных клиентов.

Банк «ВТБ 24» (ЗАО) предоставляет  информацию о финансовом положении  в соответствии с действующим  законодательством. Основные показатели за прошедший год и анализ итогов деятельности банка отражаются в годовом отчете. Текущее состояние финансов отражается в квартальных балансах и справке о выполнении нормативов экономической деятельности, установленных ЦБ РФ. Финансовая отчетность банка проверяется независимыми аудиторами ЗАО «Эрнст энд Янг Внешаудит» и представлена в необходимых для целей дипломной работы объемах в Приложении 2.

Основные показатели развития банка  представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1. – Показатели развития банка «ВТБ 24» (ЗАО)

Показатель

на 01.01.2007

на 01.01.2008

Изменение (±)

Темп прироста, %

Активы, тыс. руб.

79 746 065

195 271 778

115 525 713

144,87%

Собственный капитал, тыс. руб.

19 045 943

43 408 747

24 362 804

127,92%

Чистая ссудная задолженность, тыс. руб.

55 863 933

170 562 272

114 698 339

205,32%

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

1 534 372

3 350 801

1 816 429

118,38%

Чистая прибыль, тыс. руб.

1 131 804

2 485 748

1 353 944

119,63%

Количество счетов частных  клиентов, тыс. ед.

1 608

1 642

34

2,11%

Количество счетов корпоративных клиентов, тыс. ед.

61

99

38

62,30%

Рентабельность капитала, %

8,06%

7,72%

0

-4,18%

Рентабельность активов, %

1,92%

1,72%

0

-10,82%

Количество эмитированных  пластиковых карт, шт.

1 052

1 341

289

27,47%

Численность персонала, чел.

7 163

7 984

821

11,46%

Филиальная сеть, ед.

41

48

7

17,07%

Количество доп. офисов, ед.

200

275

75

37,50%


 

В течение последних лет «ВТБ 24» сохранил устойчивое финансовое положение и обеспечил положительную  динамику ключевых показателей финансовой деятельности. Прибыль до налогообложения планомерно увеличивалась. По итогам 2007 года прибыль банка до налогообложения увеличилась на 1 816,4 млн. руб. или на 18,4%.

Анализ баланса банка представлен  в Приложении 3, на основе которого в  табл. 2.2. представлен анализ агрегированного баланса по укрупненным категориям активов и пассивов банка.

Таблица 2.2. – Анализ динамики и  структуры активов и пассивов банка «ВТБ 24» (ЗАО)

Наименование статьи

Динамика, тыс. руб.

Структура, %

01.01.07

01.01.08

темп прироста, %

01.01.07

01.01.08

изменение, %

I. Активы

           

1. Денежные средства  и счета в Банке России

3 939 388

10 337 580

162,42%

4,94%

5,29%

0,35%

2. Обязательные резервы  в Банке России

1 179 095

1 561 790

32,46%

1,48%

0,80%

-0,68%

3. Средства в кредитных  организациях

7 094 257

2 644 400

-62,72%

8,90%

1,35%

-7,54%

4. Чистые вложения  в ценные бумаги

9 463 926

8 643 657

-8,67%

11,87%

4,43%

-7,44%

5. Чистая ссудная задолженность

55 863 933

170 562 272

205,32%

70,05%

87,35%

17,29%

6. Основные средства  и НМА

1 115 375

509 508

-54,32%

1,40%

0,26%

-1,14%

7. Прочие активы

1 090 091

1 012 571

-7,11%

1,37%

0,52%

-0,85%

Всего активов

79 746 065

195 271 778

144,87%

100,00%

100,00%

0,00%

II. Пассивы

           

1. Средства кредитных  организаций

21 243 736

41 164 561

93,77%

26,64%

21,08%

-5,56%

2. Средства клиентов - юридических лиц

19 033 863

40 210 581

111,26%

23,87%

20,59%

-3,28%

3. Вклады и текущие  счета клиентов - физических лиц

16 796 555

65 331 169

288,96%

21,06%

33,46%

12,39%

4. Выпущенные долговые  обязательства

1 625 817

3 963 655

143,79%

2,04%

2,03%

-0,01%

5. Собственные средства

19 045 943

43 408 747

127,92%

23,88%

22,23%

-1,65%

6. Прочие обязательства

2 000 151

1 193 065

-40,35%

2,51%

0,61%

-1,90%

Всего пассивов

79 746 065

195 271 778

144,87%

100,00%

100,00%

0,00%


 

Банк увеличил объем своих активов  на 144,87%. При этом существенные изменения  в структуре активов банка  в течение анализируемого периода  отмечаются, главным образом, в части  значительного увеличения доли выданных кредитов (рис. 2.1.).

Рис. 2.1. Структура активов Банка

 

Кредитный портфель Банка вырос  на 205,32%, что было обусловлено как расширением клиентской базы, так и ростом кредитоспособности клиентов банка.

Выдача ссуд – один из основных и традиционных видов банковских операций, осуществляемых Банком «ВТБ 24». Объем кредитного портфеля банка в  динамике выглядит следующим образом (рис. 2.2.).

Рис. 2.2. Динамика объемов выданных банком кредитов

 

Объем кредитного портфеля банка имеет  устойчивую тенденцию к росту. Так, в течение анализируемых трех лет объем выданных кредитов в совокупности увеличился с 32,4 млрд. руб. до 170,6 млрд. руб.

Тенденция к росту доли вложений в ценные бумаги в структуре ликвидных  активов, наметившаяся в 2006 году, не сохранилась  в 2007 году, однако, банк сохраняет около 12% активов в портфеле ценных бумаг, что связано с сохранявшейся благоприятной рыночной конъюнктурой, позволяющей получать значительные доходы от операций на рынке ценных бумаг как с рублевыми, так и с валютными инструментами.   

Снижение в 2007 году объема средств, размещенных в Банке России, было связано со значительным расширением объема кредитных операций и операций на ОРЦБ, что обусловило сужение операций банка на финансовом рынке по сравнению с уровнем, характерным для конца 2006 года.

Пассивы банка изменялись более существенно в 2007 г. (рис. 2.3.).

Рис. 2.3. Структура пассивов банка

 

Средства клиентов – юридических  лиц выросли на 111,26%,а их доля снизилась  на 3,28%. Вклады и текущие счета  физических лиц увеличились за 2007 год на 288,96%, и их доля в пассивах возросла на 12,39%. Это свидетельствует о том, что банк наибольшую активность проявляет в розничном секторе банковских услуг в то время как корпоративный бизнес банка в сфере привлечения банковских ресурсов развивается менее активно. Это следует признать нормальной тенденцией развития бизнеса банка, созданного как специализированный розничный банк.

В 2007 году росту продолжился динамичный рост собственных средств банка. Собственные средства (капитал) «ВТБ 24» составил на 01.01.2008 г., 43,4 млрд. руб. (прирост по сравнению с данными на 01.01.2007 г. составил 127,92%). Темпы прироста собственного капитала банка отстают от темпов прироста его активов, что свидетельствует о недостаточном уровне внутреннего капиталообразования в банке.

В течение 2007 г. банк стабильно выполнял установленные Центральным Банком России обязательные экономические нормативы достаточности капитала и ликвидности (табл. 2.3.). Со стороны Банка России нарушений пруденциальных норм деятельности у Банка отмечено не было.

Таблица 2.3. – Выполнение банком обязательных нормативов ЦБ РФ

Показатель

норматив

на 01.01.2007

на 01.01.2008

Норматив достаточности  капитала Н1

min 10%

14,7

21,8

Норматив мгновенной ликвидности Н2

min 15%

33,5

37,7

Норматив текущей ликвидности  Н3

min 50%

60,9

61,4


 

Одним из наиболее значимых показателей  деятельности банка является мультипликатор капитала банка. Мультипликатор капитала – это способность банка реализовать возможность привлечения максимальных объемов депозитов и выдачи кредитов или расширение цепи «депозит – ссуда» в расчете на одну денежную единицу капитала банка, т.е. мультипликатор банка – это отношение суммы активов банка к его капиталу33:

  (2.1.)

Мультипликационный эффект капитала рассчитывается по формуле:

 (2.2.)

где [(ЧП+ПР) / А] х 100 – экономическая  рентабельность (ЭРА) банка или его способность создавать добавочную стоимость в процессе своей деятельности, выраженная в процентах;

УПС – уровень процентной ставки по привлеченным платным средствам банка, который равен отношению процентных расходов (ПР) к стоимости привлеченных платных средств в процентах:

 

  (2.3.)

Необходимо  также оценить добавленную стоимость  капитала и уровень внутреннего  капиталообразования банка. Добавленная стоимость – это общий оценочный показатель рентабельности и качественных изменений деятельности банковского учреждения. Добавленная стоимость является критерием по оценке управленческой деятельности банка, т.е. уровня банковского менеджмента по управлению активами и пассивами банка. Добавленная стоимость рассчитывается по формуле:

 (2.4.) 

Уровень внутреннего  капиталообразования банка определяется по формуле:

  (2.5.)

где КН – накопленный капитал.

 

Накопленный капитал равен нераспределенной прибыли банка, накопленной по состоянию  на отчетную дату:

КН = ЧП(отчетного периода) + ФНП(прошлых лет) (2.6.) 

Показатели, необходимые для расчета мультипликационного  эффекта, добавленной стоимости  и иных характеристик финансового состояния банка, представлены в Приложении 3. Анализ описанных выше показателей представлен в табл. 2.4.

Таблица 2.4. – Оценка эффективности  использования банковского капитала

Информация о работе Потребительское кредитование