Потребительское кредитование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является исследование функционирования рынка потребительского кредитования в России и формирование адекватной условиям развития рынка потребительского кредитования.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- исследовать основы развития рынка потребительского кредитования в России, выявив его сущность, структуру, особенности оказания услуг на рынке, факторы и условия развития;
- выявить особенность реализации потребительского кредитования на примере Банка «ВТБ 24» (ЗАО) и обосновать необходимость совершенствования потребительского кредитования в банке;

Содержание

Введение 4
1. Основы развития рынка потребительского кредитования в России 6
1.1. Рынок потребительского кредитования: его сущность и структура 6
1.2. Особенности оказания услуг на рынке потребительского кредитования 17
1.3. Факторы и условия развития рынка потребительского кредитования в России 26
2. Особенности реализации потребительского кредитования в банке ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.1. Анализ и оценка финансового состояния Банка ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности Банка ВТБ 24 (ЗАО) в области потребительского кредитования 47
3. Совершенствование потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.1. Обоснование необходимости совершенствования потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.2. Рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 68
3.3. Экономическое обоснование предложенных мероприятий 75
Заключение 81
Список использованной литературы 85

Вложенные файлы: 1 файл

Потребительское кредитование в Коммерческом Банке МНВ - копия без рис. 2.6.doc

— 3.39 Мб (Скачать файл)

Показатель

Усл. обозн.

Порядок расчета

Величина показателя

Темп прироста, %

2006

2007

Мультипликатор капитала банка

Мк

А/СК

4,19

4,50

107,44%

Экономическая рентабельность активов, %

ЭРА

(ЧП+ПР)/А

4,30

4,00

93,00%

Уровень процентной ставки по привлеченным средствам, %

УПС

ПР / ППС 

3,89

3,53

90,53%

Мультипликационный эффект капитала, %

МЭ

(ЭРА - УПС) х Мк

1,71

2,15

125,25%

Норма прибыли на капитал, %

Пнк

ЧП / СК

5,90

5,73

96,98%

Добавленная стоимость  банка, тыс. руб.

ДС

(Пнк - УПС)/100 х СК

382 939

955 406

249,49%

Уровень внутреннего  капиталообразования, тыс. руб.

Увк

Пнк х Кн

127 767

252 889

197,93%


 

Оптимальная величина мультипликатора  банка находится в пределах от 8,0 до 16,0. Если мультипликатор выше 16, то может случиться так, что капитальная  база банка будет слишком мала, и его возможности по дальнейшему  привлечению средств будут исчерпаны. Следовательно, возникнет риск несбалансированной ликвидности с потенциальным переходом к неплатежеспособности банка. Если же показатель мультипликатора будет меньше 8, то банк не полностью использует мультипликативный эффект, недополучая возможных доходов. Недостающие средства для выдачи кредитов в этом случае изымаются из собственного капитала банка.

Полученный показатель мультипликатора  ниже допустимой границы, но в 2007 г. данный показатель несущественно увеличился. Следовательно, банк использует капитал  не вполне эффективно, хотя и имеется тенденция к расширению его доходной базы.

Мультипликационный эффект капитала показывает насколько эффективна структура  собственного и заемного капитала банка. Рассчитанный показатель мультипликативного эффекта капитала «ВТБ 24» позволяет сделать вывод о том, что способность капитала банка к привлечению и размещению ресурсов в доходные активы недостаточна, и собственный капитал банка обеспечивает крайне невысокую долю процентной маржи.

Экономическое содержание добавленной стоимости – разница между уровнем дохода, получаемым банком на собственный капитал, и уровнем расходов, выплачиваемых по привлеченному капиталу, который обеспечивает компенсацию риска вложений для клиентов банка34. Ценность капитала «ВТБ 24» достаточно высокая. Банк имеет возможности для дальнейшего расширения своих активных операций.

Рост стоимости капитала банка  за счет внутренних источников составил 252,8 млрд. руб. При этом уровень внутреннего  капиталообразования в 2007 г. увеличился почти в 3 раза.

Таким образом, рассчитанные выше показатели дают следующую оценку эффективности деятельности банка.

Качество управления собственным  капиталом банка нельзя признать достаточно эффективным. Мультипликатор капитала находится ниже допустимых границ, т.е. банк не в достаточно степени использует возможности собственного капитала при проведении активных операций.

Первоначальное вложение капитала приносит новый добавочный капитал. Капитал банка имеет способность  к наращиванию за счет собственных  средств.

Оценим эффективность работы банка по значениям коэффициентов, рекомендуемых Базельским комитетом по банковскому надзору35. Для этого определим ряд показателей, необходимых для расчета системы оценок (табл. 2.5.).

Таблица 2.5. – Показатели прибыльности и надежности банка

Наименование показателя

Порядок расчета

Оптимальное значение

Величина показателя

Темп прироста, %

2006

2007

1. Норма прибыли на  капитал, %

ЧП / СК

>13

5,90

5,73

96,98%

2. Прибыльность активов, %

ЧП / А

>6

1,41

1,27

90,26%

3. Прибыльность банка, %

ЧП / Д

>7

1,73

2,55

147,10%

4. Доходность активов, %

Д / А

>12

81,51

50,01

61,36%

5. Процентная доходность  банка, %

ПД / ДА

> 7

13,18

7,56

57,37%

6. Достаточность капитала

Н1

>10

14,7

21,8

148,30%

7. Рентабельность кредитных  операций, %

ППР / Кр

>5

12,12

5,26

43,45%

8. Надежность банка, %

СК / А

>8

23,88

22,23

93,08%

9. Доходная база банка, %

ДА / А

>70

86,34

96,90

112,22%

10. Процентная маржа, %

ППР / ДА

>6

9,83

4,75

48,27%

11. Процентный разброс, %

(ПД/ДА - ПР/ППС)

>3,5

9,29

4,04

43,47%

12. Коэффициент использования привлеченных средств, %

Кр / ППС

>50

94,29

112,81

119,65%

13. Коэффициент рискованности  ссуд, %

РВПС / Кр

<10

9,11

9,37

102,84%

14. Экономическая результативность

Д / Р

>110

102,73

103,77

101,02%


 

  Анализируя рассчитанные в  табл. 2.5. показатели, можно сделать  следующие выводы о деятельности  банка. 

Банк в достаточной степени  обеспечен собственными средствами, что подтверждается показателем  достаточности собственного капитала Н1, удовлетворящим нормативу, что характеризует его как банк с достаточной капитальной базой.

Надежность банка определяет его  высокую финансовую устойчивость.

 Довольно низкое значение  имеет показатель прибыльности  активов банка. Это говорит,  прежде всего, о том, что размещение средств банка в кредитные и инвестиционные операции, которые должны приносить основную долю процентного дохода, являются для банка не высокорентабельными, вследствие чего активы банка работают не достаточно эффективно.

Рентабельность кредитных операций банка существенно снизилась в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом. Анализируя отчет о прибылях и убытках, можно заметить, что процентные доходы банка по кредитным операциям выше процентных доходов, выплаченных по привлеченным средствам. Это говорит о том, что кредитные операции могли бы быть для банка более рентабельными, но в отчетном году банк не вполне эффективно осуществлял управление кредитным портфелем, поскольку его процентная доходность снизилась в отчетном году почти вдвое.

Из всего вышесказанного следует вывод о том, что проблемы банка состоят, главным образом, в том, что банк не достаточно эффективно размещает привлеченные средства клиентов в активы, что ведет к снижению показателей их прибыльности. Но при этом банк имеет достаточную доходную базу.

Уровень процентного разброса имеет  значение, близкое к оптимальному. Т.е. средняя стоимость доходных активов выше средней стоимости  привлеченных платных средств, но в 2007 г. этот показатель также снизился вдвое.

Коэффициент рискованности ссуд оказался достаточно высоким, что объясняется ростом кредитной активности населения и увеличением объемов задолженности по низкообеспеченным кредитам.

Основными источниками стабильных доходов Банка являются кредитные  операции с частными и корпоративными клиентами, а также специализированные услуги, оказываемые Банком клиентам на финансовых рынках. На рис. 2.4. представлен графический анализ структуры доходов и расходов Банка.

Рис. 2.4. Структура доходов и расходов банка по источникам образования

 

Как видно по рис. 2.4., наиболее существенным в 2007 г. оказался рост непроцентных доходов  и расходов. Факторный анализ доходов  и расходов банка представлен  в табл. 2.6.

Таблица 2.6. – Факторный анализ доходов и расходов Банка

Наименование показателя

Величина показателя

Изменение (±)

2006

2007

1. Доходы - всего, в  т.ч.:

64 999 185

97 663 850

32 664 665

1.1. Процентные доходы

9 076 438

14 309 505

5 233 067

1.2. Непроцентные доходы

55 922 747

83 354 345

27 431 598

2. Доля абсолютного прироста, вызванного изменением:

     

2.1. Процентных доходов

х

х

0,1602

2.2. Непроцентных доходов

х

х

0,8398

3. Отношение величины  прироста, вызванного изменением  каждого вида доходов:

х

х

0,5025

3.1. Процентных доходов

х

х

0,0805

3.2. Непроцентных доходов

х

х

0,4220

4. Доходная база банка,  тыс. руб.

68 855 926

189 214 997

120 359 071

5. Доходность работающих  активов банка, %

13,18

7,56

-5,62

6. Расходы - всего, в  т.ч.:

63 271 965

94 113 049

30 841 084

6.1. Процентные расходы

2 307 306

5 330 096

3 022 790

6.2. Непроцентные расходы

60 964 659

88 782 953

27 818 294

7. Доля абсолютного  прироста, вызванного изменением:

     

7.1. Процентных расходов

х

х

0,0980

7.2. Непроцентных расходов

х

х

0,9020

8. Отношение величины  прироста, вызванного изменением каждого вида расходов, к величине расходов за базисный период:

х

х

0,4874

8.1. Процентных расходов

х

х

0,0478

8.2. Непроцентных расходов

х

х

0,4397

9. Платные пассивы

59 247 737

151 190 284

91 942 547

10. Уровень расходов  по платным пассивам, %

3,89

3,53

-0,37


По приведенным расчетам следует  вывод о том, что рост доходов  банка на 32,7 млрд. руб. обусловлен на 84% увеличением непроцентных доходов. При этом снижение коэффициента доходности работающих активов составило 5,62%.

Рост расходов банка в 2007 году составил 30,8 млрд. руб., что на 90,2% обусловлено ростом непроцентных расходов. Этот факт является достаточно тревожным с той точки зрения, что при несущественном влиянии роста процентных расходов уровень стоимости привлеченных платных пассивов сократился в отчетном году на 0,37 пункта. Следовательно, часть ресурсной базы банка, сформированная привлеченными средствами клиентов работает не достаточно эффективно. Однако, величина прироста непроцентных расходов не опережает величину прироста непроцентных расходов банка, что определяет общую текущую прибыльность непроцентных операций банка.

Для проведения факторного анализа  прибыли банка воспользуемся  следующей моделью:

                       (2.7.)

где П – прибыль  банка до налогообложения;

Д – совокупные доходы банка;

А – активы банка;

СК – собственный  капитал.

 

Расчет факторных влияний на суммарную прибыль банка представлен в табл. 2.7.

Таблица 2.7. – Факторный анализ прибыли банка

Наименование показателя

Величина показателя по годам

Изменение (±)

2006

2007

1. Собственный капитал  (СК)

19 045 943

43 408 747

24 362 804

2. Активы (А)

79 746 065

195 271 778

115 525 713

3. Совокупные доходы (Д)

64 999 185

97 663 850

32 664 665

4. Совокупная прибыль  до налогообложения (П)

1 727 220

3 550 801

1 823 581

5. Маржа прибыли (П  / Д)

0,0266

0,0364

0,0098

6. Доходность активов  (Д / А)

0,8151

0,5001

-0,3149

7. Мультипликатор капитала (А / СК)

4,1870

4,4984

0,3114

8. Расчет влияния факторов:

     

8.1. Изменение собственного капитала

х

х

1 992 858

8.2. Изменение размера  маржи прибыли

х

х

419 271

8.3. Изменение доходности  активов

х

х

-717 008

8.4. Изменение мультипликатора  капитала

х

х

128 460

Итого влияние всех факторов

х

х

1 823 581


 

Таким образом, отрицательное влияние на формирование прибыли банка оказало снижение доходности активов, вследствие чего банк недополучил прибыли в размере 717,1 млн. руб., а вследствие роста собственного капитала банк увеличил прибыль на 1 992,9 млн. руб.

Можно сделать вывод о том, что  банк, имея достаточную капитальную базу и активы, способные приносить достаточный доход, имеет невысокие показатели прибыльности. Эти выводы подтверждает анализ детализирующих показателей.

Проведенный анализ характеризует  деятельность банка как стабильного, с достаточной, но не вполне эффективно используемой капитальной и ресурсной базой.

Выявленные негативные стороны  деятельности банка позволяют сделать  вывод о том, что для «ВТБ 24»  помимо установления стратегических целей  и задач необходимо совершенствование  политики формирования эффективного портфеля доходных активов (и, прежде всего – потребительских кредитов как основного, профилирующего вида деятельности), что позволит банку более эффективно использовать собственные и привлеченные ресурсы.

 

2.2. Анализ финансовых результатов деятельности Банка ВТБ 24 (ЗАО) в области потребительского кредитования

 

Как уже  было отмечено, в 2007 г. совокупный кредитный  портфель банка увеличился более, чем  в 3 раза, составив 170,6 млрд. руб. При  этом ведущая роль в развитии кредитования в банке остается за розничным сектором, т.е. за кредитами, выдаваемыми физическим лицам. Так, по состоянию на 01.01.2008 г. совокупная доля кредитов, выданных физическим лицам, составила 79,6%, снизившись, однако, по сравнению с предыдущим годом на 2,7%. При этом данное снижение обусловлено, прежде всего, сокращением доли потребительских кредитов в совокупном кредитном портфеле банка. Однако, снижение доли потребительских кредитов не означает падения объемов кредитования населения. Это объясняется тем, что наряду с развитием розничного кредитования, «ВТБ 24» активно развивает и сегмент кредитования малого бизнеса – в частности, предпринимателей без образования юридического лица.

Рассмотрим  основные характеристики состояния  банка в области кредитования населения, применяя подход сущностного разделения кредитов, выдаваемых населению, на три основные категории – ипотечное кредитование; автокредитование и собственно потребительское кредитование.

Ипотечное кредитование населения  на сегодняшний день является одним  из приоритетных направлений развития «ВТБ 24». Банк предлагает ипотечные  кредиты на покупку квартир на вторичном или первичном рынке жилья, кредиты на улучшение жилищных условий, а также нецелевые кредиты под залог имеющейся в собственности квартиры и рефинансирование ранее полученных ипотечных кредитов.

Информация о работе Потребительское кредитование