Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование процесса формирования и распределения прибыли на предприятии.
В работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность прибыли и ее значение для предприятия.
2. Исследовать виды прибыли и порядок ее формирования и использования.
3. Провести экономический анализ прибыли, проанализировать формирование прибыли на ООО «Дюна».
4. Определить резервы роста прибыли на ООО «Дюна»
Введение……………………………………………………………………………3
1. Экономическое содержание и значение прибыли…………………………….5
1.1 Понятие прибыли и ее основные функции…………………………………...5
1.2 Виды прибыли, ее формирование и доходы предприятия…………………..7
1.3 Факторы, влияющие на величину и качество прибыли, максимизация прибыли……………………………………………………………………………..11
1.4 Методы планирования прибыли предприятия……………………………….20
2. Анализ формирования и использования прибыли в ООО «Дюна»…………..25 2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Дюна» …………..25 2.2 Анализ формирования и распределения прибыли на ООО «Дюна»………..34 2.3 Контроль и оценка выполнения плановых показателей прибыли…………..45 Заключение ………………………………………………………………………..49 Список литературы…………………………………………………………………52
- отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также по операциям с валютой.
Балансовая прибыль используется для оценки эффективности производства, выявления динамики ее роста и определения общей рентабельности деятельности.
Кроме того выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами, нематериальными активами и другим имуществом.
Валовая прибыль используется
для целей налогообложения
Валовая прибыль предприятия может отличаться от балансовой прибыли в силу ряда причин:
1. Валовая прибыль
увеличивается для предприятий,
2. При осуществлении
прямого обмена по основным
средствам и иному имуществу
или реализации этих видов
имущества по ценам ниже их
балансовой стоимости сумма
3. Выручка в
валюте пересчитывается в
4. Налогообложению подлежат денежные средства, получаемые безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности.
5. По имуществу,
полученному безвозмездно, его стоимость
оценивается не ниже
6. Валовая прибыль учитывает также уплаченные штрафы и пени (за исключением суммы штрафов и пеней, перечисленных в бюджет и внебюджетные фонды).
Валовая прибыль уменьшается на следующие виды доходов (прибыли):
а) доход от долевого участия в деятельности других предприятий
б) доход от сдачи в аренду и других видов использования имущества, а также от посреднических операций и сделок.
в) доход юридических лиц по государственным облигациям и другим государственным, ценным бумагам, а также доходы от оказания услуг по их размещению
г) суммы прибыли, по которым установлены налоговые льготы.
После всех перечисленных корректировок валовой прибыли остается налогооблагаемая прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль.
Так как валовая прибыль хотя и установлена законодательно, но не отражается в балансе, целесообразно использовать тождественное (до принятия соответствующего нормативного документа) понятие балансовой прибыли. Балансовая прибыль - конечный финансовый результат, отражаемый в балансе предприятия и выявленный на основании бухгалтерского учета всех его хозяйственных операций и оценки статей баланса.
В соответствии с законодательством валовая прибыль за вычетом всех налогов на прибыль, полученную от различных форм хозяйственной деятельности, называется чистой прибылью, которая остается в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.
1.3 Факторы, влияющие на величину и качество прибыли, максимизация прибыли
Предприятие не может работать изолированно. Оно постоянно находится во взаимоотношениях с внешней средой: покупателями, производителями, продавцами, инвесторами, кредиторами, общественными и государственными организациями. Совокупность этих отношений влияет на эффективность работы предприятия, сумму его прибыли , рентабельность его деятельности.
Cумма и уровень прибыли и рентабельности формируются под воздействием разнообразных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. В процессе планирования прибыли важно определить, за счет каких факторов она растет или снижается.
Всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связаны между собой.
К внутренним, т.е. зависящим от деятельности предприятия факторам относятся ресурсные факторы ( величина и состав ресурсов, их состояние, условия их эксплуатации ), внедрение современной техники и технологий, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда.
К внешним факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции, нормы амортизации, система налогообложения и т.д.
Для всех предприятий обязательным условием деятельности является максимизация прибыли. Ее правило заключается в выборе такого объема производства и реализации продукции, чтобы ее цена равнялась долговременным предельным издержкам. Предприятия, работающие в конкурентных условиях и не занимающиеся максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание.
В связи с тем, что подавляющую часть валовой прибыли (95-97%) предприятия получают от реализации товарной продукции, этой части прибыли должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на прибыль от реализации продукции. Основные из этих факторов подлежат детальному изучению и анализу.
На величину прибыли от продажи продукции влияют состав, и размер нереализованных остатков на начало, и конец периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению прибыли. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции. Предприятие может произвести больше продукции, чем существующие возможности ее реализации.
Кроме того, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков. Следовательно, в целях увеличения прибыли предприятие должно предпринять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в количественном, так и в суммарном выражении.
Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональна.
Падение объема производства при современных экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства. В свою очередь, совершенствование расчетно-платежных отношений между предприятиями будет способствовать улучшению условий реализации продукции, а ,следовательно, росту прибыли.
Вторым не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Между величиной прибыли и уровнем себестоимости существует обратно пропорциональная зависимость: чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль и наоборот. Этот фактор, в свою очередь, находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению за счет этого прибыли. В практике предпринимательской деятельности применяются различные способы снижения себестоимости. Безусловно, используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т.п. Однако следует иметь в виду, что уменьшение себестоимости имеет предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То же относится и к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них предприятие нормально функционировать не сможет и продукция реализовываться не будет.
Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятия от реализации продукции, являются применяемые цены. Свободные цены устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия. Не зависящим от предприятия фактором выступают государственные регулируемые цены, которые устанавливаются на продукцию предприятий-монополистов. Очевидно, что уровень цен определяется прежде всего качеством производимой продукции, зависящим от технического совершенствования ее производства, проведения работ по модернизации и т.д.
В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. На очередь приходит метод снижения затрат.
В современном
рыночном хозяйстве большое внимание
уделяется новым методам
Кроме указанных выше факторов на величину прибыли от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. То есть увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли.
Общеизвестно, что любая продукция проходит стадии жизненного цикла: проектирования, освоения, запуска в производство, серийного выпуска, и результате которого происходит насыщение рынка этим продуктом. По истечении времени продукция морально устаревает, либо не выдерживает конкурентной борьбы и, под давлением снижающейся рентабельности, выпуск ее сокращается или прекращается.
Для сохранения уровня прибыли на предприятии важно определить момент начала проектирования и запуска в производство новой продукции. Дело в том, что этап проектирования и освоения продукции занимает определенное время, в течение которого предприятие несет убытки. Затем с момента запуска продукции в производство убытки начинают снижаться и через некоторое время достигается точка безубыточности. При увеличении объема продаж растет и прибыль за счет снижения доли постоянных расходов. При достижении равновесия спроса и предложения размер прибыли стабилизируется и некоторое время остается на неизменном уровне. Такое положение может сохраняться довольно длительное время при отсутствии угрозы со стороны конкурентов и при стабильном спросе на продукцию. При наличии конкурентов поддержание уровня продаж достигается путем снижения рентабельности, т.е. понижения цены за счет доли прибыли. Эффективность начинает снижаться.
При усилении конкурентной борьбы предприятие не в состоянии далее поддерживать уровень продаж за счет снижения цены, поскольку работа становится неэффективной, убыточной. Для поддержания эффективности предприятию нужно снижать издержки пропорционально снижению цены или же переходить к выпуску другой продукции, спрос на которую еще не исчерпан. Поэтому предприятия должны приступать к освоению нового вида продукции на этапе роста прибыли с тем, чтобы к моменту начала снижения рентабельности старой продукции выпуск новой продукции достиг точки безубыточности. Такая стратегия позволит постоянно сохранять достигнутый уровень рентабельности и даже, при благоприятной конъюнктуре, повысить его.
Повышение качества
продукции, дизайна, технические усовершенствования
и другие приемы поддержания спроса
на продукцию требуют
Таким образом, рассмотренные выше основные факторы, воздействующие на объем прибыли от реализации товарной продукции как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, должны являться предметом тщательного анализа, прежде всего со стороны предприятия.
Увеличение
объема реализации продукции (работ, услуг)
в натуральном выражении при
прочих равных условиях ведет к росту
прибыли. Возрастающие объемы производства,
пользующейся спросом, могут достигаться
с помощью капитальных
Не требует
капитальных затрат ускорение оборачиваемости
оборотных средств, которое также
ведет к росту объемов
Резервом увеличения балансовой прибыли, может быть, прибыль, полученная от продажи основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и не установленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее – продать его или сдать в аренду.