Прибыль организации и ее планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование процесса формирования и распределения прибыли на предприятии.
В работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность прибыли и ее значение для предприятия.
2. Исследовать виды прибыли и порядок ее формирования и использования.
3. Провести экономический анализ прибыли, проанализировать формирование прибыли на ООО «Дюна».
4. Определить резервы роста прибыли на ООО «Дюна»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Экономическое содержание и значение прибыли…………………………….5
1.1 Понятие прибыли и ее основные функции…………………………………...5
1.2 Виды прибыли, ее формирование и доходы предприятия…………………..7
1.3 Факторы, влияющие на величину и качество прибыли, максимизация прибыли……………………………………………………………………………..11
1.4 Методы планирования прибыли предприятия……………………………….20
2. Анализ формирования и использования прибыли в ООО «Дюна»…………..25 2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Дюна» …………..25 2.2 Анализ формирования и распределения прибыли на ООО «Дюна»………..34 2.3 Контроль и оценка выполнения плановых показателей прибыли…………..45 Заключение ………………………………………………………………………..49 Список литературы…………………………………………………………………52

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая для сдачи..doc

— 386.00 Кб (Скачать файл)

 

За анализируемый  период 2010 - 2012 гг. темпы прироста чистой прибыли составили 77,7% и 34,8%, а в абсолютном выражении чистая прибыль увеличилась на 16465 и на 13084 тыс. руб. соответственно.

При этом темп роста  прибыли от реализации был заметно  ниже, т. е. 54,5 и 32,1 %, следовательно, прирост  чистой прибыли был обеспечен  за счет влияния других факторов, в частности — за счет сокращения отрицательного сальдо прочих доходов и расходов на 2 526тыс. руб. в 2011 г. Следует отметить, что несмотря, на положительную динамику этого показателя, за три года плановые показатели по чистой прибыли не достигли требуемой величины. Чистая прибыль в 2012 г. составила 50 736 тыс. руб. от запланированной величины 54 406 тыс. руб., что на 3 670 тыс. руб. меньше. Факторы изменения объема чистой прибыли рассчитываются способом сравнения. При этом необходимо учитывать, что изменение налога на прибыль на величину чистой прибыли оказывает влияние, обратное по знаку.

Итак, отрицательное  влияние на величину чистой прибыли  в 2012 г. от запланированных показателей распределилось следующим образом: 2 093 тыс. руб. приходится на сокращение прибыл и от реализации, 2 736тыс. руб. составили потери чистой прибыли за счет отрицательного сальдо от прочих доходов и расходов. Уменьшение налога на прибыль на 1 159тыс. руб. имело положительное влияние.

Расчет факторных  влияний (таблица 6) указывает на положительное воздействие всех исследуемых элементов в 2012 г.

         Таблица 6

Расчет влияния  факторов первого порядка на прибыль  от реализации товаров на ООО «Дюна», тыс. руб.

Показатель  влияния 

2011г

2012 г

Изменение объема продаж

287

-3715

Изменение цены реализации

1168

4296

Изменение себестоимости  проданной продукции

17383

16761

Изменение коммерческих расходов

90

73

Изменение управленческих расходов

211

-7

Совокупное  влияние факторов на изменение прибыли  от продаж

19139

17407.


 

Наибольший  прирост прибыли на 17 383 и на 1 168тыс. руб. приходится на снижение себестоимости  и рост цены реализации. За счет объема продаж, коммерческих и управленческих расходов прибыль увеличилась на 287,90 и 211 тыс. руб. соответственно. В 2012 г. возможности роста прибыли не были полностью реализованы в результате снижения объема продаж в натуральном выражении (прибыль недополучила 3 715тыс. руб.) и роста коммерческих расходов, отрицательное воздействие которых составило 7 тыс. руб.

Тем не менее объективная оценка влияния себестоимости на прибыль за счет эффективного использования производственных ресурсов может быть дана при наличии информации об уровне и динамике затрат на единицу продукции.

Общее увеличение прибыли от продаж в 2012 г. было получено за счет снижения себестоимости, коммерческих расходов и роста цены реализации на 16 761, 73 и 4 296 руб. соответственно.

Исходя из проведенного анализа, можно заключить, что общий  подъем прибыли от реализации был  вызван прямо или опосредованно ростом цены реализации, поэтому результаты деятельности не являются следствием активной деловой политики, конструктивных управленческих решений.

Факторы второго  порядка (материальные, трудовые, амортизационные, прочие затраты) определяются аналогично. Расчет влияния их на прирост прибыли от реализации представлен в таблице 7.

          Таблица 7

Показатели  влияния факторов второго порядка  на изменение прибыли от реализации, тыс. руб.

Показатель  влияния факторов

2011 г.

2012 г.

Изменение

Материальные затраты

1042

5628

4587

Трудовые затраты

16 438

11955

-4 483

Амортизация

-78

-851

-772


 

За счет более  интенсивного использования материальных и трудовых ресурсов прирост прибыли  в 2012 г. составил 5 628,4 и 11 955,1 тыс. руб. соответственно. Снижающаяся доля материальных и трудовых затрат и возрастающая доля амортизации в выручке от реализации говорит о повышении производительности труда в результате внедрения новых технических средств.

Приведенные в  таблице 8 расчеты по отдельным ассортиментным группам товаров указывают на незначительные изменения в структуре реализации, которые тем не менее оказали влияние на величину прибыли.

Стабильный  рост реализации наблюдается только по торговым павильонам 127, 307, и 422 изделий  за исследуемый период. Удельный вес  в общем объеме реализации этой ассортиментной группы незначителен и составляет 0,35 % с увеличением доли в последующие  периоды до 1,3 и 2,4 %.. По другим группам оборудования идет снижение объема реализации.

          Таблица 8

Исходные данные для анализа прибыли по ассортиментным группам товаров

Показатель 

Периоды

Изменение

Доля прироста

2010г

2011г

2012г

2011г

2012г

2011г

2012г

Холодильное оборудование

500

526

221

26

-305

-0,002

0,054

Удельный вес

1,4

2,2

1,2

0,9

-1,0

х

х

Цена единицы, руб.

108640

108640

108640

-

-

х

х

Переменные  затраты, руб.

103362

103895

100120

33

-3775

-0,004

0,078

Торговые павильоны

127

307

422

179

115

-0,014

-0,021

Удельный вес

0,3

1,3

2,4

1,0

1,1

х

х

Цена единицы, руб.

980500

1020050

980050

39550

-40000

0,991

1,018

Переменные  затраты, руб.

939424

930352

885492

-9071

-44860

1,004

0,922

Торговые витрины

35836

22673

17267

-13136

-5406

1,013

0,966

Удельный вес

98,3

96,5

96,4

1,6

0,0

х

х

Цена единицы, руб.

13098

13467

14186

369

719

0,009

-0,018

Переменные  затраты, руб.

12207

12207

12207

0

0

х

х

Общий объем  реализованного оборудования

36463

23505

17910

-12958

-5595

х

х

Средние переменные затраты на единицу оборудования

1055

1046

998

-9

-49

х

х

Средняя цена по всем ассортиментным группам

1102

1142

1103

40

-39

х

х

Постоянные  затраты

4421

4303

4284

-118

-19

х

х

Прибыль от реализации

35122

54261

71669

19139

17407

х

х


 

Расчет влияния  факторов выполняется методом цепных подстановок в последовательности, указанной в таблице 9.

Таблица 9

Расчет влияния  факторов для ассортиментных групп  реализуемых товаров

Факторы расчета

2011г

2012 г

Прибыль базовая: П(о) = Σ(Vрп (об)(0)*Уд(0)*(Цi(0)-ПрЗi(0)))-ПЗ(0)

35122

54261

Прибыль условная №1 П(усл1) = Σ(Vрп (об)(1)*Уд(0)*(Цi(0)-ПрЗi(0)))-ПЗ(0)

21070

40320

Прибыль условная №2 П(усл2) =Σ (Vрп (об)(1)*Уд(1)*(Цi(0)-ПрЗi(0)))-ПЗ(0)

30888

56344

Прибыль условная №3 П(усл3) =Σ (Vрп (об)(1)*Уд(1)*(Цi(1)-ПрЗi(0)))-ПЗ(0)

51380

51884

Прибыль условная №4 П(усл4) =Σ (Vрп (об)(1)*Уд(1)*(Цi(1)-ПрЗi(1)))-ПЗ(1)

Прибыль отчетная П(1) = Σ(Vрп (об)(1)*Уд(1)*(Цi(1)-ПрЗi(1)))-ПЗ(1)

54261

54261

71668

Изменение прибыли  за счет факторов:

Объем реализации в натуральном выражении: П(усл1)-П(о)

-14052

-13941

Изменение структуры  реализации: П(усл2) - П (усл1)

9819

16023

Цены:   П(усл3) - П (усл2)

20492

-4460

Переменных  затрат:  П(усл4) - П (усл3)

2763

19765

Постоянных  затрат:  П(усл1) - П (усл4)

118

19

Баланс отклонений (сумма всех влияющих факторов)

19139

17407


 

В результате общего снижения объема реализации в натуральном  выражении на 12 958 и 5 595шт. за 2011 и 2012 гг. прибыль от реализации упала на 14 052 и 13 941 тыс. руб. Изменения в структуре реализации привели к увеличению прибыли на 9 819 и на 16 023 тыс. руб. за исследуемые периоды. Ценовой фактор имел положительное влияние в 2010 г., за счет которого прибавление прибыли составило 20492тыс. руб. и отрицательное воздействие в 2011 г. на 4460тыс. руб. за счет снижения средневзвешенной цены реализации. Изменения переменных и постоянных затрат способствовало увеличению прибыли.

Анализ влияния  на прибыль в разрезе отдельных  товарных позиций показал, что снижение объема реализации по торговым витринам, которое занимает лидирующие позиции в общей реализации (от 98 до 96%,) на 13 163 и 5 406 шт., привело к заметному падению прибыли на 14 275 и на 13 469тыс. руб. (таблица 10).

Таблица 10

Расчет влияния  на прибыль от реализации изменения  объема продаж, удельных переменных затрат по ассортиментым группам товаров

Ассортиментные  группы

2011г

2012г

Влияние на прибыль  от реализации изменения 

Холодильное оборудование 26: (-12958)*(-14052)

28

-759

Торговые павильоны 179: (-12958)*(-14052)

195

287

Торговые витрины -13163: (-12958)* (-14052)

-14275

-13469

Баланс отклонений

-14052

-13941

Влияние на прибыль  от реализации изменения переменных затрат на единицу продукции

Холодильное оборудование

-10

1534

Торговые павильоны 

2773

18231

 Торговые  витрины 

0

0

Баланс отклонений

2763

19765


 

          Именно эта товарная группа определила общее снижение прибыли от реализации за счет влияния объемного фактора.

Основной прирост  прибыли за счет переменных затрат (2 773 и 18 231 тыс. руб.) стал результатом  эффективного использования ресурсов в реализации торговых павильонов. В 2012г. прибыль увеличилась на 1 534тыс. руб. счет снижения удельных затрат по группе холодильное оборудование.

 

2.3 Контроль и оценка выполнения плановых показателей прибыли

          Необходимость оценки степени экономической целесообразности структурных изменений вытекает из поиска резервов увеличения прибыли.

Анализ величины ставки маржинального дохода в сопоставлении  различных номенклатурных групп  дает ответ о правильно выбранной  стратегии по продвижению одного товара и сокращению объемов производства и реализации по другим ассортиментным группам.

Ставка маржинального  дохода характеризует величину маржинального  дохода (валовой прибыли) на единицу  продукции и определяется:

          Ус (мд) = Цед - ПрЗ ед,

где Ус (мд) - ставка маржинального дохода; МД -маржинальный доход; Цед - цена единицы продукции; Пр Зед - удельные переменные затраты.

Самую большую  доходность за весь период исследования при незначительной доле в общем  объеме реализации от 0,3 до 2,4 % имело  холодильное оборудование: ставка маржинального дохода в 2011 г. составила 41 076тыс. руб., а в 2011 г. - уже 94 558тыс. руб., рост которой был вызван не ценовым фактором (подъем цены отмечался только в 2011 г., а в 2012 г. цена вернулась к исходной позиции), а сокращением переменных затрат в единице продукции на 9 071 и на 44 860 руб. соответственно.

Наименее доходным видом продукции является торговые павильоны, но именно на него приходится основной объем производств; и реализации - 98% в 2012 г. и 96% в 2011 г., при ставке маржинального дохода 1979тыс. руб. 2012 г. Как показал анализ прибыли по ассортиментным группам, основной прирост прибыли счет торговых витрин объясняется количеством реализуемого товара, который почти в 41 раз превышает количество самого доходных торговых павильонов.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать следующие  выводы: резервом роста прибыли является пересмотр структуры реализации с увеличением доли торговых павильонов как наиболее перспективного с точки  зрения возможности снижения удельных переменных затрат и цены реализации, а также как наиболее доходного. Обоснование расчетов приведено в таблице 11.

          Таблица 11

Расчет возможного варианта структурных изменений  в объеме реализации торгового оборудования в ООО «Дюна»

Показатель

Холодильное оборудование

Торговые павильоны

Торговые витрины

Итого

2012г

план

2012г

план

2012г

план

2012г

план

Объем реализации, шт

221

521

422

922

17267

16467

17910

17910

Удельный вес, %

1,2

2,9

2,4

5,1

96

91,9

100

100

Маржинальный  доход, руб.

1885

4441

39892

87170

34176

32593

75952

124204

Прибыль от реализации

           

71668

119920


 

Если увеличить  реализацию торговых павильонов на 500 единиц, а торговых витрин на 300 единиц, по уровню доходности превышающих торговые павильоны, при одновременном снижении выпуска торговых павильонов на 800 единиц, то прибыль от реализации составит 119 920тыс. руб., что на 48 252тыс. руб. больше полученной суммы прибыли в 2012г.

В целом изменение  структуры реализации продукции  должно быть экономически обосновано как возможностями самого предприятия, так и состоянием потенциальных рынков сбыта, интересами предполагаемых покупателей.

Эффективность предпринимательской деятельности должна включать не только детализированный анализ формирования прибыли, но и оценку результативности ее использования. Контроль за распределением использования прибыли на практике осуществляется посредствам предоставления соответствующей отчетности. Однако календарный год, за который предоставляется отчетность, является частью общего периода развития предприятия. Поэтому внешнее проявления показателей может искажать реальную действительность.

Информация о работе Прибыль организации и ее планирование