Пути повышения эффективности системы управления рисками в ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 19:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в изучении особенностей системы управления рисками кредитной организации на примере ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность рисков кредитных организаций;
изучить классификацию рисков кредитных организаций
выявить общие принципы построения системы управления рисками кредитной организации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..6
1 Теоретические аспекты системы управления рисками кредитной
организации…………………………………………………………………........10
1.1 Понятие и сущность риска кредитной организации 10
1.2 Классификация рисков кредитной организации 13
1.3 Этапы системы управления рисками кредитной организации 22
2 Анализ системы управления рисками кредитной организации в ОАО
«Уральский Банк Реконструкции и Развития»………………………………....48
2.1 Краткая характеристика банка 48
2.2 Анализ основных финансово–экономических показателей банка. 52
2.3 Оценка системы управления рисками в ОАО «Уральский Банк
Реконструкции и Развития» 65
3 Пути повышения эффективности системы управления рисками в ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития»……………………………...78
3.1 Разработка мероприятий по снижению рисков кредитной
организации 78
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий по
снижению рисков кредитной организации. 89
Заключение 97
Список использованных источников…………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом_с норма.docx

— 506.17 Кб (Скачать файл)

Цели внутреннего аудита:

  • обеспечение эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций;
  • обеспечение достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности, а также информационной безопасности;
  • соблюдение нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций, учредительных и внутренних документов кредитной организации;
  • исключение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и Банк России.

Система внутреннего контроля (Далее – СВК) кредитной организации должна включать в себя следующие направления[13]:

  • контроль со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации;
  • контроль за распределением полномочий при совершении операций и сделок;
  • контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности;
  • постоянное наблюдение за функционированием СВК в целях: оценки степени ее соответствия задачам деятельности кредитной организации; выявления недостатков и разработка предложений по усовершенствованию СВК; осуществления контроля СВК;
  • анализ учредительных и внутренних документов банка на их соответствие требованиям законодательства РФ и стран местонахождения зарубежных дочерних и зависимых организаций;
  • мониторинг изменений законодательства РФ, стран местонахождения зарубежных дочерних и зависимых организаций банка;
  • контроль за соблюдением установленного порядка доступа к информации и материальным активам банка.

 Внешний  аудит. В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ «О применении к кредитным организациям мер воздействия» от 31.03.1997 г. № 59., надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляется центральным аппаратом и территориальными учреждениями Банка России, которые именуются «надзорными органами». Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России[30].

 В  целях усиления внешнего контроля  кредитные организации проходят  ежегодный обязательный аудит  в соответствии со статьей 5 Федерального  закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской  деятельности». Функции государственного  регулирования аудиторской деятельности  осуществляет уполномоченный федеральный  орган – Министерство финансов  Российской Федерации (Минфин России).

 Внешний  аудит играет большую роль  в обеспечении транспарентности (прозрачности) деятельности кредитных  организаций, усилении рыночный  дисциплины и совершенствовании  системы корпоративного управления  и внутреннего контроля. В отличие  от внешнего аудита, цели службы  внутреннего аудита меняются  в зависимости от требований  руководства. В свою очередь, основная  цель внешнего аудитора - выражение  мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности кредитных  организаций и соответствии порядка  ведения бухгалтерского учета  законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение  о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных  отношениях. Он должен предварительно  оценить, насколько эффективны функции  службы внутреннего аудита.

 Внутренний  контроль. В отличие от внутреннего аудита, внутренний контроль направлен в первую очередь на эффективность разработанной банком системы управления рисками (Далее – СУР). Механизмы внутреннего контроля не регламентированы и не контролируется надзорными органами. Банк сам разрабатывает и утверждает процедуру внутреннего контроля рисков. Внутренний контроль СУР, как правило, осуществляется представителем вышестоящего департамента/отдела контроля рисков.

Внутренний контроль СУР является эффективным способом предотвращения риска и реализуется путем:

  • мониторинга и оценки эффективности политики управления рисками;
  • расследования причин возникновения убытков, фактов наступления событий или обстоятельств, приводящих к убыткам;
  • участия в разработке предложений и мероприятий по оптимизации бизнес-процессов и внутрибанковских процедур с целью минимизации рисков;
  • контроля за рисками новых продуктов и совершением рисковых сделок (включает в себя оценку рисков и разработку эффективных контрольных мер в отношении всех нововведений).

В заключении необходимо отметить, что для  полноценного и результативного управления рисками кредитной организации, необходимо партнерство в управлении рисками, таким образом, когда каждый ключевой участник имеет четко определенную ответственность за конкретные показатели по каждой области риска, а именно:

  1. Органы банковского регулирования и надзора
  2. Акционеры.
  3. Совет директоров (Наблюдательный совет).
  4. Исполнительный менеджмент.
  5. Комитет по аудиту и внутренние аудиторы.
  6. Внешние аудиторы.
  7. Общественность, потребители.

На основании вышеизложенного в первом разделе дипломной работы, можно сделать следующие выводы:

1)Риском можно управлять, т.е. использовать меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.Во всех случаях риск должен быть определен и измерен. Анализ и оценка риска в значительной мере основаны на систематическом статистическом методе определения вероятности того, что какое-то событие в будущем произойдет. Обычно эта вероятность выражается в процентах. Соответствующая работа может вестись, если выработаны критерии риска. Позволяющие ранжировать альтернативные события в зависимости от степени риска. Однако исходным пунктом работы является предварительный статистический анализ конкретной ситуации.

2) Система управления банковскими рисками -это совокупность приемов (способов и методов) работы персонала банка, позволяющих обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению или снижению его отрицательных последствий.

Основными методами управления рисками являются:

  • мониторинг;
  • установление внутрибанковских нормативов и лимитов;
  • диверсификация операций;
  • формирование достаточного уровня резервов на покрытие потерь;
  • хеджирование.

3) Оценка банка в условиях конкурентного и неустойчивого рынка является сложным процессом. Для обеспечения безопасности банковских учреждений и стабильности финансовых систем и рынков необходимы не только  эффективное управление и надзор, но и другие факторы, среди которых эффективная и устойчивая макроэкономическая политика, а также развитая и последовательная правовая система. Также важны адекватная инфраструктура финансового сектора, эффективная рыночная дисциплина и системы обеспечения стабильного функционирования банков. Чтобы правильно оценить и интерпретировать полученные конкретные результаты, сделать прогнозы потенциального развития, осуществить диагностику ключевых проблем и выработать эффективные и реализуемые курсы действий, банковский аналитик должен иметь глубокие знания условий регулирования рыночной и экономической среды, в которой действует банк, а также должен обладать целостным видением финансовой системы, даже если рассматривает отдельный банк.

4)  Эффективное управление рисками, комплексный подход к управлению рисками и разработка схемы моделирования рисковой ситуации позволяют решить следующие задачи: обеспечение требуемой ликвидности, поддержание определенного уровня прибыльности операций, сведения к минимуму банковских рисков.

 

 

 

 

2 Анализ системы управления рисками кредитной организации в ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития»

 

2.1 Краткая характеристика банка

 

 

ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития» ведет историю своих достижений с момента становления современной банковской системы России. Основан 28 сентября 1990 года. Уральский Банк Реконструкции и Развития имеет более 140 отделений в 11 регионах России (в Свердловской и Челябинской областях, Москве, Кирове, Оренбурге, Республике Башкортостан, Перми, Воронеже, Ижевске, Тюмени и Нижнем Новгороде).

ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития»более 20 лет работает на финансовом рынке, основан 28 сентября 1990 г., имеет более 190 отделений в 16 регионах России (в Свердловской, Челябинской и Курганской областях, Республиках Башкортостан и Татарстан, Москве, Кирове, Оренбурге, Перми, Воронеже, Ижевске, Тюмени, Нижнем Новгороде, Белгороде, Самаре, Саратове).

Клиенты Банка — крупные торговые и сервисные компании, предприятия машиностроительной, пищевой, текстильной и IT отраслей. Исходя из потребностей своих клиентов, Уральский банк реконструкции и развития постоянно совершенствует уже имеющиеся и предлагает новые услуги. Благодаря этому многие продукты Уральский банк реконструкции и развития являются по–настоящему уникальными.

ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития» реализует долгосрочную стратегию развития, направленную на активное продвижение услуг для физических лиц, усиление корпоративного бизнеса, а также укрепление лидирующих позиций банка на рынке факторинга и международного бизнеса, в области внедрения новейших банковских технологий. Одна из основных задач развития бизнеса банка на ближайшую перспективу – укрепить свое положение среди банков-лидеров на розничном рынке.

Успешно развивается и корпоративный бизнес. Более 66 тыс. клиентов – юридических лиц используют широкий спектр высокотехнологичных услуг, предлагаемых банком. Стратегически важные отрасли – связь и телекоммуникации, металлургическая, горнодобывающая  промышленность, транспорт, электроэнергетика, машиностроение, туризм. Среди услуг для корпоративных клиентов – расчетно-кассовое обслуживание, валютный контроль, торговое и проектное финансирование, операции на фондовом рынке и рынке Forex, операции с векселями, услуги кредитования, факторинга и другие

Основными задачами деятельности ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» являются:

  • обеспечение эффективности деятельности;
  • упрочнение позиций на российском и международных финансовых рынках;
  • расширение обслуживаемых клиентских сегментов;
  • адекватное управление рисками в соответствии с российскими и международными нормами;
  • развитие кадрового, технологического и инфраструктурного потенциала банка.

Основными целями деятельности ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» являются:

  • максимальное удовлетворение потребностей клиентов в качественных финансово-банковских услугах;
  • повышение капитализации банка, обеспечение рентабельности вложений акционеров и финансовой устойчивости банка.

Основными задачами деятельности ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» являются:

  • развитие продуктового ряда;
  • расширение обслуживаемых клиентских сегментов;
  • укрепление позиций на российском и международных финансовых рынках;
  • обеспечение эффективности деятельности;
  • адекватное управление рисками в соответствии с российскими и международными нормами;
  • развитие кадрового, технологического и инфраструктурного потенциала банка.

ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» вправе осуществлять следующие банковские операции:

  • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  • размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных инструментов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • выдача банковских гарантий;
  • осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Информация о работе Пути повышения эффективности системы управления рисками в ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития»