Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:09, курсовая работа
Целью финансового менеджмента являются выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или её отдельных производственно-хозяйственных звеньев.
Такой системой целей может быть:
выживание компании в условиях конкурентной борьбы;
избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
максимизация прибыли;
минимизация расходов;
Из полученных данных, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес занимает ОАО "Континент" 3743 тыс. руб., или 41,8% от общей дебиторской задолженности. Далее дебиторы расположены в порядке убывания. Свыше 91 дней дебиторов нет, что благоприятно сказывается на прибыли предприятия. Соотношение удельного веса изобразим на следующей диаграмме:
Определение реального периода оборота дебиторской задолженности.
Реальное представление о погашении счетов дебиторами организация может получить после расчета взвешенного старения счетов дебиторов. Допустим, что завод закладывает в типовые условия продажи товаров отсрочку не более чем на 30 дней. Расчет взвешенного старения счетов дебиторов представлен в таблице:
Классификация дебиторов по срокам возникновения задолженности |
Сумма дебиторской задолженности, тыс. р. |
Удельный вес, доли к единице |
Взвешенное старение счетов, дней |
0-30 дней |
2963 |
0,33 |
11 |
31-60 |
2801 |
0,31 |
25 |
61-90 |
3198 |
0,36 |
24 |
Свыше 91 дня |
0 |
0,00 |
0 |
Итого |
8962 |
1 |
60 |
Итак, 60 дней - это средний срок расчета дебиторов в будущем.
Сроки ожидаемого расчета в 2 раза превышают льготный период (30 дней), указанный в контракте.
Оценка реального состояния дебиторской задолженности.
Чтобы иметь более реальную оценку средств, которые в перспективе сможет получить организация от дебиторов, нужно попытаться оценить вероятность безнадежных долгов по группам дебиторов в зависимости от сроков возникновения задолженности. Оценку можно сделать на основе экспертных данных либо используя накопленную статистику предприятия.
Классификация дебиторов по срокам возникновения задолженности |
Сумма дебиторской задолженности, тыс. р. |
Удельный вес, доли к единице |
Вероятность безнадежных долгов |
Сумма безнадежных долгов, тыс. р. |
Реальная величина задолженности, тыс. р. |
0-30 дней |
2963 |
0,33 |
0,025 |
74,075 |
2888,925 |
31-60 |
2801 |
0,31 |
0,05 |
140,05 |
2660,95 |
61-90 |
3198 |
0,36 |
0,075 |
239,85 |
2958,15 |
Свыше 91 дня |
0 |
0,00 |
0,1 |
0 |
0 |
Итого |
8962 |
1 |
0,25 |
453,975 |
8508,025 |
Таким образом, 25% (453,8 тыс. рублей) от общей суммы дебиторской задолженности организация может не получить.
С целью недопущения денежных средств в будущем периоде на ЗАО "МЗСК" договоры с клиентами включают в себя гибкие условия сроков и форм оплаты:
1. 100% предоплата;
2. частичная предоплата - это сочетание аванса и продажи в кредит.
Выбор стратегии заключения контрактов с покупателями.
ЗАО "МЗСК" практикует гибкие условия и форму оплаты и скидок, таких как предоплата, частичная предоплата. При долгосрочном сотрудничестве возможны и другие условия оплаты.
Предоплата составляет полную стоимость сделки - 100%, частичная предоплата - заранее оговоренный процент - 60%. ЗАО "МЗСК" является участником следующих каналов распределения продукции:
1). Прямой сбыт (двухзвенный), канал нулевого уровня;
2). Косвенный канал сбыта через посредника, одноуровневый канал, трехзвенный.
3). Косвенный сбыт - двухуровневый канал распределения продукции, многозвенный канал сбыта.
ЗАО "МЗСК" использует стратегию вынуждения, когда продвижения адресуется к конечному потребителю в расчете на то, что его спрос будет достаточно интенсивным, чтобы вынудить посредников включить в ассортимент товар данного производителя.
Определение минимально допустимой величины скидки при оплате поставок материалов, сырья от поставщиков.
В условиях инфляции любая отсрочка платежа ведет к уменьшению стоимости реализованной продукции, поэтому встает задача оценки возможности предоставления скидки покупателям при досрочной оплате. Предположим, что организация выбирает такой способ расчета с покупателями, который будет давать возможность иметь меньшие потери при расчете с покупателями. Процедура оценки выгодности вариантов гибких условий оплаты представлена в таблице:
Наименование показателя |
Скидка |
Без скидки |
1. Условия оплаты (при предоплате - скидка) |
Размер скидки 8% |
Отсрочка 30 дней |
2. Индекс цен (с учетом инфляции - 2% в месяц) |
- |
1,02 |
3. Коэффициент падения покупательской способности денег |
- |
1/1,02=0,98 |
4. Потери от инфляции с каждой 1000р. |
- |
1000-1000*0,98=20р. |
5. Потери от предоставления скидки с каждой 1000р. |
1000*8%/100=80р. |
- |
6. Оплата процентов банковского кредита сроком на 1 месяц под 15% годовых |
(1000*15%) / (12*100%) =12,5р. |
(1000*15%) / (12*100%) =12,5р. |
7. Доход от альтернативных вложений сроком на 1 месяц при рентабельности не ниже% с учетом инфляции |
920*0,08*0,98=72,13р. |
- |
8. Итого: результат от предоставления скидки, потерь от инфляции и выгод от альтернатив вложения с каждой 1000р. |
72,13-80-12,5=. - 20,37 |
-20-12,5=-32,5 |
В нашем случае ЗАО "МЗСК" теряет больше (-32,5) при отсрочке на 30 дней, поэтому лучше использовать при реализации продукции предоставление скидки 8%.
При нахождении равновесия между дебиторской и кредиторской задолженностью заводу необходимо оценивать условия кредита поставщиков сырья с точки зрения уменьшения издержек или увеличения выгод, получаемых организацией:
Наименование показателя |
Скидка |
Без скидки |
1. Момент оплаты |
При отгрузке сырья |
Отсрочка на 30 дней |
2. Оплата за сырье |
В случае скидки используют международный опыт: 1). Если сырье не обработано, скидка не превышает 8%: 1000-1000*8%/100%=920 р.2). Если сырье - полуфабрикат или конечный продукт, скидка: 15-30% |
1 050р. |
3. Оплата процентов по банковскому кредиту на срок 30 дней под 15% годовых |
=12 р. |
- |
4. Итого: расход |
1000-12 = 988р. |
1050 р. |
По полученным данным таблицы видно, что предоставление скидки в размере 8% при оплате в момент отгрузки сырья более выгодно, чем отсрочка на 30 дней.
Таким образом, предоставление скидки в 8% признается организацией как приемлемое, т.к размер скидки в данном случае в 4,1% превышает минимально допустимый.
Также определим стоимость предоставления кредита, стоимость характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемый для сопоставления в годовом исчислении:
,
где ПСк - годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит; ЦСн - ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию,%; СПк - срок предоставления кредита (кредитный период), дни (в нашем случае три месяца, то есть 90 дней).
= 0,32
В нашем случае годовая процентная ставка за предоставляемый кредит равна 32%, что значительно превышает уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту (15%). Поэтому менеджер нашего предприятия не стимулирует покупателя к реализации продукции в кредит, значит нужно брать краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке. При это, с одной стороны, это может обеспечить приток ликвидных средств в организацию, но, с другой стороны, может негативно сказаться на объемах реализации продукции организации. Таким образом, может оказаться актуальным применение системы дифференцированных по группам покупателей размеров стоимости предоставляемого кредита в зависимости от истории их кредитных взаимоотношений с организацией - продавцом и кредитоспособности.
Денежные средства - это наиболее ликвидные активы и долго не задерживаются на данной стадии кругооборота. Управление денежными средствами составляет, таким образом, неотъемлемую часть функций общего управления оборотными активами организации.
Наличие свободных денежных средств свидетельствует:
об упущенной выгоде от прибыльного вложения свободных денег;
об обесценивании денежных средств в связи с инфляцией.
При рассмотрении вопроса о целесообразности размещения денежных средств необходимо использовать следующие критерии оценки вариантов вложений:
степень ликвидности и предлагаемых инвестиций;
уровень рентабельности инвестиций;
безопасность вложений.
Разрабатывая финансовую политику управления денежными средствами предприятия необходимо учитывать: выручку от реализации продукции (работ, услуг); прибыль; поток денежных средств.
При прочих равных условиях финансовые менеджеры осуществляют выбор инвестиций, руководствуясь различными тактиками. Рассмотрим размещение временно свободных денежных средств в организации в таблице:
Таблица.
Показатели |
Ед. измерения |
Значения |
Сумма кредита на приобретения сырья |
тыс. р. |
12147 |
Срок погашения кредита |
мес. |
3 |
Годовая процентная ставка по кредиту |
% |
15 |
Срок погашения ГКО |
мес. |
3 |
Месячная доходность по ГКО |
% |
1,3 |
Выручка от реализации продукции за 3 месяца |
тыс. р. |
75620,75 |
Себестоимость реализованной продукции |
тыс. р. |
-25180 |
В начале квартала у завода образовались остатки денежных средств в размере 12147 т. р. У менеджера есть 2 варианта использования этих средств:
1) умеренная политика - приобрести сырье, необходимое для будущей производственной деятельности;
2) агрессивная политика - свободные деньги инвестировать в ценные бумаги: в государственные казначейские облигации (ГКО) сроком на 3 месяца и взять кредит в банке сроком на 3 месяцев для приобретения сырья. Доход по ГКО не подлежит налогообложению.
Произведем выбор варианта инвестирования свободных денежных средств в табличной форме:
Показатели |
Без ГКО |
С ГКО | |||
Доход |
Расход |
Доход |
Расход | ||
Текущая деятельность | |||||
1. Выручка от реализации за 3 месяца |
75620,75 |
75620,75 |
|||
2. Себестоимость реализованной продукции |
(25180) |
(25180) | |||
3. Сумма процентов за кредит |
12541*15%*3/ /100%*12= (470,3) | ||||
4. Прибыль от реализации продукции (п.1-п.2) или (п.1-п.2-п.3) |
50440,75 |
50010,45 |
|||
5. Налог на прибыль (20%) |
(10088,15) |
(10002,09) | |||
6. Чистая прибыль от реализации (п.4-п.5) |
40352,6 |
40008,36 |
|||
Финансовая деятельность | |||||
7. Сумма инвестирования в ГКО |
(12147) | ||||
8. Сумма, вырученная при погашении ГКО |
12147* (1+0,013) =12304,9 |
||||
9. Процент от операции с ГКО |
160,25 |
||||
10. Налог на прибыль с операции с ГКО |
0 |
||||
11. Чистая прибыль от операции с ГКО |
160,25 |
||||
12. Чистая прибыль от реализации продукции и операции с ГКО |
40352,6 |
40168,61 |
Как показывают расчеты, наиболее выгодный вариант это покупка производственного сырья, вкладывать деньги в ГКО не стоит.
К неденежным формам расчетов относят 6артер и взаимозачет, которые позволяют рассчитаться в условиях неплатежеспособности клиента.
Бартер - это прямой товарообмен между участниками сделки без использования ДС. Взаимозачет - процедура погашения взаимных обязательств, исключающая реальное движение ДС в пределах равных сумм задолженностей.
Наиболее потенциальные выгоды, которые можно извлечь из бартерной сделки сводятся к следующим:
способ погашения ДЗ;
способ расчета, если банковские счета "заморожены";
способ сохранения прежних объемов производства продукции;
способ снижения расходов наличных ДС;
отказ от привлечения заемных средств для осуществления непрерывного производственного цикла.
Негативными моментами при осуществлении бартерной сделки являются:
снижение поступлений наличных ДС;
получатель бартера принимает то количество и ассортимент продукции, которое диктуется размером задолженности контрагента, а не потребностями организации;
необходимость перепродажи товаров полученных по бартеру, что задерживает поступление наличных ДС, увеличивает издержки на хранение и сбыт;
в момент совершения бартерной сделки необходимо учитывать, что в этот же самый момент должны осуществляться выплаты по налогам денежными средствами.
Рассмотрим эффективность бартерной сделки:
Предположим, что нашему заводу, производящему силикатный кирпич, поступило предложение от крупного покупателя этой продукции заключить бартерную сделку, то есть обменять партию кирпичей на к примеру цемент. При этом предполагается, что часть прибыли от сделки завод получит за счет бартерного обмена, а другую часть - путем перепродажи цемента по более высокой цене. Конечной целью завода является получение большого размера прибыли чем от продажи силикатного кирпича.
Для расчета будем использовать таблицу:
Этапы бартерной сделки |
Обмен: силикатный кирпич на цемент |
Перепродажа цемента |
Результат от сделки |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
216279,3 |
280742 |
280742 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
-25180 |
-216279,3 |
-25180 |
Расходы на перепродажу, тыс. руб. |
|
-5 |
-5 |
Прибыль от продажи, тыс. руб. |
191099,3 |
64457,7 |
255557 |
Налог на прибыль (20%) |
38219,86 |
12891,54 |
51111,4 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
152879,44 |
51566,16 |
204445,6 |
Информация о работе Разработка финансовой стратегии ЗАО "МЗСК"