Баланс финансовых
ресурсов представляет собой
баланс всех доходов и расходов
государства, субъектов хозяйственной
деятельности, муниципальных образований
и хозяйствующих субъектов на
определенной территории. Баланс
финансовых ресурсов составляется
на основе отчётного баланса
финансовых ресурсов за предыдущий
год в соответствии с прогнозом
социально-экономического развития
соответствующей территории и
является основой для составления
проекта бюджета.
Назначением этого
баланса являются обеспечение
финансовыми ресурсами мероприятий,
предусмотренных прогнозом социально-экономического
развития, формирование финансовых
резервов.
Баланс построен по
методу двойной записи – доходы
и расходы, содержит два раздела,
отражающих потоки финансовых
ресурсов: I раздел – Доходы, II раздел
– Расходы. Таким образом, в
балансе финансовых ресурсов
осуществляется сопоставление доходов
с расходами: превышение расходов
над доходами (доходов над расходами)
определяет дефицит (профицит) финансового
баланса и требует указания
источников его покрытия (направлений
использования). Баланс фиксирует
только годовые обороты ресурсов
и не предназначен для отображения
величин их остатков на начало
и конец года, составляется в
текущих ценах.
Баланс финансовых
ресурсов на макроуровне составляется
в форме сводного финансового
баланса.
Составление баланса
финансовых ресурсов можно считать
подготовительным этапом к адресному
финансовому планированию, т.е. составлению
проекта бюджета. Сбалансированность
баланса служит гарантией того,
что в процессе бюджетного
планирования будет обеспечена
сбалансированность бюджета [7, стр.103].
В условиях динамично
развивающейся рыночной экономики
в отдельные конкретные периоды
на первый план могут выдвигаться
постоянно меняющиеся задачи, решение
которых может потребовать дополнительных
средств. Поэтому в рамках финансового
планирования обеспечивается не
только общее соответствие финансовых
ресурсов потребности в них,
но и определяются конкретные
направления их использования.
Такой подход создаёт условия
для усиления воздействия финансового
механизма на темпы, пропорции
социально-экономического развития
страны, отдельных территорий, субъектов
хозяйствования.
Задачи, решаемые в
процессе финансового планирования,
сложны и многообразны, они обусловлены
особенностями формирования и
использования финансовых ресурсов.
В этом процессе на всех
уровнях должны обеспечиваться
взаимная балансовая увязка доходов
и расходов субъектов хозяйствования
и субъектов власти, показателей
производственных планов и прогнозов
социально-экономического развития,
соблюдение плановых пропорций
между движением материальных
и финансовых ресурсов.
К основным задачам
финансового планирования можно
отнести:
- определение объёма финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объёма финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;
- определение объёма и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;
- обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;
- создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов – к планам, а также маневрировать ресурсами [10].
Финансовое планирование
на макроуровне направлено на достижение
устойчивого экономического роста,
поддержание сбалансированности, создание
условий для эффективного управления
финансами в масштабах государства.
1.2 Исторический аспект
развития финансового планирования
Всякое экономическое
явление может быть познано
в развитии. Поэтому представляет
интерес исторический аспект
развития планирования, раскрывающий
его объективные корни и формирование
конкретных условий его становления.
Планирование не является
специфическим атрибутом социализма.
Довел до совершенства планирование
и управление производством на
основе плана внутри фирмы
капиталист. План как система
экономических мероприятий в
хозяйстве (крупном или мелком)
возник вместе с появлением
разделения и кооперации труда
и служит программой хозяйствования
в определенный временной период.
При углублении разделения общественного
труда появляется необходимость
установления и поддержания пропорций.
Планомерность как общественная
категория возникает по мере
становления общественно государственной,
муниципальной собственности. Экономическая
мысль, совершая поиск путей
становления системы планирования,
испытывала колебания, вступала
в противоборство, допуская ошибки
и избавляясь от них под
влиянием реальных явлений хозяйственной
жизни [6, стр. 15].
В России, а затем
в СССР планирование на макроуровне
возникло в 20-е гг. С целью
организации планового руководства
хозяйством страны в 1917 г. был
создан Высший Совет Народного
Хозяйства (ВСНХ), в последующем
преобразованный в руководящий центр
управления и планирования промышленности.
В 1918 г. были организованы областные, губернские
и уездные советы народного хозяйства,
на которые возлагалось управление всей
экономической жизнью данных административных
районов. В феврале 1920 г. была создана Государственная
комиссия по электрификации России. В
1921 г. на ее основе была организована общегосударственная
плановая комиссия (Госплан). Председателем
Госплана был назначен Г.М. Кржижановский,
талантливый ученый и инженер-практик.
Первый долгосрочный
план, представляющий интерес с
точки зрения общей методологии
планирования, — это план ГОЭЛРО
(Государственный план электрификации
России), разработанный в 1920 г.
В нем дан анализ экономического
положения страны в целом и
по районам, представлена стратегия
электрификации страны на 10 лет.
При его разработке использован
программно-целевой метод, предполагающий
определение цели и разработку
комплекса взаимодействующих мероприятий
по ее достижению. План ГОЭЛРО
предусматривал увязку строительства
электростанций с производством
и потреблением электроэнергии
и охватывал основные отрасли
экономики. Он положил начало
экономическому районированию. Территория
страны была разделена на восемь
экономических районов. В зависимости
от возможностей района планировалось
его дальнейшее хозяйственное
развитие. Для каждого района
намечался определенный план
работы по электрификации и
решался вопрос о рациональном
размещении промышленности на
территории страны. Предусматривалось
приближение промышленности к
источникам сырья и топлива,
районам потребления, в частности
продвижение промышленности на Восток.
Развитие экономических районов должно
было происходить путем реконструкции
промышленных предприятий, перевода их
на рельсы современной техники. На основе
подсчета материальных ресурсов и денежных
средств был сделан выбор строительства
первоочередных электростанций.
План ГОЭЛРО имел
огромное методологическое значение.
Это был первый опыт научного
перспективного планирования. Разработанные
комиссией ГОЭЛРО методологические
принципы послужили основой для
дальнейшей работы в области
планирования. По существу впервые
был составлен топливно-энергетический
баланс страны. Наряду с балансом
по отдельным видам ресурсов
была определена общая смета
затрат.
Методы прогнозирования
и планирования, становление которых
началось с плана ГОЭЛРО, получили
в дальнейшем значительное развитие.
Это касается методов экспертных
оценок, экстраполяции, балансового
метода. Например, использование балансового
метода для согласования проектировок
по плану ГОЭЛРО явилось первым
практическим применением его
на государственном уровне. В
последующие годы он становится
ведущим методом планирования. С
планом ГОЭЛРО связаны и истоки
разработки макроэкономических
моделей.
В дальнейшем с планом
ГОЭЛРО должны были согласовываться
краткосрочные планы. Однако последние
иногда резко отходили от плана
ГОЭЛРО, поскольку разрабатывались
в основном методом экстраполяции
и представляли собой "прогнозы",
сформированные лишь на основе тенденций
развития экономики в прошлом и настоящем.
Не случайно в методологии планирования
спорным был вопрос о соотношении объективного
и субъективного начал в формировании
плана.
Известные теоретики
20-х гг. Н.Д. Кондратьев в работе
"План и предвидение" и
В.Н. Базаров в работе "Принципы
построения перспективного плана"
в качестве отправного пункта
методологии рассматривали так
называемые генетические и телеологические
(целевые) начала создания плана.
По мнению Н.Д. Кондратьева,
предпочтительным является генетический
подход, который исходит из учета
объективных условий, из анализа
прошлого опыта других стран
и экстраполяции выводов на
будущее. Для планирования это
означало его опору на научное
предвидение, вытекающее из прошлого
без учета конкретных потребностей
общества и изменяющихся условий.
А.Н. Ковалевский в брошюре
"К методологии перспективного
планирования" (1924) отмечал, что
план восстановления и реконструкции
национального производства должен
строиться не генетически, а
телеологически, не путем проектирования
в будущее фактической динамики
настоящего, а посредством целевого
построения преобразований. Следовательно,
хозяйствование, не подчиненное
общественной цели, предполагает
стихийность развития. Однако на выборе
цели, ее обосновании сказывается субъективная
позиция того или иного ученого, специалиста,
государственного деятеля. Этот очень
активный фактор, оказывая иногда существенное
влияние на разработку плана, отодвигал
объективные условия, искажал целевую
установку плана, делал ее проблематичной,
научно необоснованной. Такие искажения
послужили источником возникновения того
бюрократического стиля управления экономикой,
который известен как командно-административный,
нанесший удар по демократизму отношений
в социалистической системе хозяйства.
Первые годовые планы
содержали «контрольные цифры»,
которые не имели обязательного
характера для отдельных предприятий,
за исключением некоторых ключевых
отраслей. С 1931 г. и на протяжении
существования командно-административной
системы годовые планы становились
строго обязательными к выполнению,
т. е. носили директивный характер.
С 1928г. в СССР
помимо детализированных годовых
планов стали разрабатываться
пятилетние планы. Каждый план
имел целевую направленность. Реализация
главной цели планов во многом
зависела от эффективности предусматриваемых
мер. Ограниченность ресурсов, которыми
располагало общество в определенный
период времени, обуславливала
необходимость разработки оптимальных
вариантов их использования, применения
эффективных технологий. Однако
эти проблемы не решались должным
образом в силу объективных
и субъективных причин.
Среди первых попыток
комплексного планирования в
СССР важное значение имеет «балансовая
таблица» национальной экономики в 1923–1924гг.,
разработанная с участием В. Леонтьева,
которая явилась основой модели «затраты
– выпуск». В. Леонтьев, эмигрировавший
в США, продолжал там работать над этой
проблемой. Известная модель «затраты
– выпуск» широко используется в США и
других странах для прогнозирования экономики
страны и мировой экономики. Эту таблицу
можно рассматривать как первую комплексную
систему национальных счетов, включающую
межотраслевой разрез экономики. В 1925
г. вышла книга В. Леонтьева «Баланс народного
хозяйства СССР в 1923 – 1924 гг.» (методологический
разбор работы ЦСУ), которая легла в основу
методологии разработки существующих
межотраслевых балансов.
СССР является родиной
теории оптимального планирования.
Существенный вклад в эту область
исследования был внесен академиками
В.С. Немчиновым, Л.В. Канторовичем,
Н.П. Федоренко. Локальные оптимизационные
модели и существующий математический
аппарат были разработаны академиком
Л.В. Канторовичем еще в 30-е
гг. Они получили высокую оценку
и широкое применение в США.
В СССР их начали практически
использовать позже, в 60-е гг.,
с появлением ЭВМ и созданием
автоматизированных систем управления.
В 70-80 гг. в СССР методам оптимизации
стали придавать особое значение.
Были разработаны экономико-математические
модели оптимального функционирования
экономики, отраслевого планирования
и планирования на предприятиях.
Однако в условиях директивного
планирования на микроуровне
проводить расчеты по выбору
оптимального варианта плана
производство продукции не имело
смысла, так как план выпуска
изделий доводился сверху в
виде утвержденного задания. На
микроуровне оптимизационные задачи
были трудно реализуемы, несмотря
на глубокие теоретические разработки
в этой области. Среди проблем,
сдерживающих применение методов
оптимизации, следует особо выделить
проблему информационного обеспечения,
а так же отсутствие опыта
и знаний в данной области
у плановиков-практиков. Оптимизационные
задачи разрабатывались в рамках
АСПР, ОАСУ и АСУП квалифицированными
специалистами НИИ, но носили
в силу указанных причин в
основном экспериментальный характер.